Факторинг как форма финансирования оборотных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание

Целью исследования является выявление проблем и перспектив развития факторинга и его преимуществ перед кредитом.
Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить предпосылки возникновения и основные этапы развития факторинга как полноценной финансовой услуги;
- показать понятие, содержание и виды факторинга.
- раскрыть преимущества и недостатки факторинга в сравнении с банковским кредитованием;
- выявит закономерности формирования и характерные черты рынка факторинговых услуг;
- определить проблемы нормативно-правового регулирования факторинговых операций
- оценить емкость факторингового рынка России, выявить проблемы и направления его дальнейшего развития.

Содержание

Введение…………………………………..…………………………………………4
I Теоретические основы факторинговых операций….…………………..……….7
1.1 Понятие, содержание и виды факторинга……….…………………….…….7
1.2 История развития факторинга………………………………………………..13
1.3 Законодательное и нормативно-правовое регулирование отношений…….17
II Развитие рынка факторинговых услуг……………………………………….22
2.1 Анализ рынка факторинга в Российской Федерации и Ярославской области……………………………………………………………………………..22
2.2 Проблемы и перспективы развития российского рынка факторинга……...29
III Преимущество факторинга перед кредитом…………………………………..32
3.1 Преимущество перед кредитом……………………………………………….32
3.2 Сравнительный анализ факторинга с кредитом……………………………...34
Заключение…………………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

факторинг (2).doc

— 555.50 Кб (Скачать документ)

 

1.2 История развития факторинга

 

До середины XIX века услуги торговых агентов в дореволюционной России объективно не могли быть востребованы, поскольку в недостаточной степени было развито производство товаров и, соответственно, проблемы по их сбыту не существовало. [26]

После промышленного переворота в России в первой половине XIX века стали появляться мануфактуры, а позднее и фабрики, в связи с чем начал активно формироваться слой буржуазии. Все это послужило толчком для интенсивного развития товарно-денежных отношений.

Однако ввиду особой необходимости в зарубежных рынках для сбыта товаров не возникало. Отечественные производители были знакомы с внутренним рынком страны, поэтому сами занимались сбытом товаров. В целом для российской экономики превышение предложения товаров над спросом в тот период было не характерно. Соответственно, не практиковалась отсрочка платежа при продаже продукции. Таким образом, в дореволюционной России не было предпосылок для развития отношений товарного факторинга.

Отсюда следует, что финансовый факторинг мог возникнуть в России не иначе как в банковской сфере, минуя стадию товарного факторинга.

Российскими производителями была востребована такая форма финансирования, как заем. Длительное время заем осуществлялся только под залог недвижимости, подтоварное кредитование стало практиковаться позднее. Отношения уступки требования были недостаточно развиты, поэтому само право требования, не имеющее форму оборотной ценной бумаги, нельзя было отнести к полноценным объектам гражданского оборота. Соответственно, и кредитование под уступку таких прав к должнику в качестве способа обеспечения исполнения обязательства не практиковалось.

Система банковских учреждений, позволяющая удовлетворить потребности в кредите, начала формироваться в стране ближе к 1917 г. Одной из услуг, предоставляемых Госбанком России, созданным в 1860 г., выступало "получение платежей за счет доверителей". [24, с. 273]

Ввиду того, что банковская система и оказываемые кредитными учреждениями финансовые услуги были недостаточно развиты, заимствование из американской экономики финансового факторинга, равно как и зарождение в дореволюционной России факторинговых отношений, объективно не могло иметь место. Российскому дореволюционному законодательству и юридической науке понятие "факторинг" было неизвестно. Вместе с тем подвергались научному анализу близкие к отношениям товарного и финансового факторинга такие конструкции, как комиссия, заем, подтоварное кредитование. [20, с. 305]

Например, при подтоварном кредитовании кредитор ссужал поставщика, который передавал последнему документы на товар в пути (коносамент, накладная), причем покупатель получал товар только при его оплате. Данной суммой кредит и погашался. В этом - сходство такой операции и финансового факторинга.

Однако подтоварное кредитование не могло осуществляться при поставке с отсрочкой платежа - покупатель получал товар только при его оплате. Факторинг же в большинстве случаев предполагает оплату покупателем стоимости товара через определенное время после получения товара. Таким образом, у двух форм финансирования были разные сферы применения. В отличие от обычного займа подтоварное кредитование, как и факторинг, предполагало погашение задолженности не поставщиком, а его должником (покупателем). Здесь передача прав на товар была внешне сходна с уступкой требования. Однако если при факторинге поставщик не отвечал за неисполнение требования (при страховании фактором риска неплатежа), то при подтоварном кредитовании передача прав на товар являлась способом обеспечения исполнения обязательства и, соответственно, в случае, если покупатель отказывался его оплачивать, поставщик оставался должником заимодавца в части возврата суммы кредита. Кроме того, если при подтоварном кредитовании передавалась накладная, коносамент в обеспечение исполнения обязательства, то при факторинге - право требования, не имеющее форму ценной бумаги.

В первый период существования советской власти, до 1922 г., товарно-денежные отношения в России "функционировали весьма ограниченно". Во время нэпа традиции свободного рынка на время возродились. Впоследствии советское государство окончательно перешло к административно-плановой экономике. Было узаконено широкое вмешательство государства в гражданско-правовые отношения, существенно ограничена свобода частной собственности. В результате национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые перешли в собственность государства, что привело к развалу банковской системы. За достаточно короткий период времени советской России удалось ее восстановить, однако в условиях жесткого планирования экономики оказание кредитными организациями услуг, предоставляемых при финансовом факторинге, не имело смысла. Налаженная система хозяйственных связей исключала применение продажи товара на условиях консигнации между госпредприятиями и, соответственно, препятствовала развитию товарного факторинга.

В советской экономике практиковался так называемый платежный кредит, который предоставлялся покупателям при возникновении у них временных финансовых затруднений по оплате продукции и погашался за счет собственных средств заемщика. Гражданско-правовая ответственность госпредприятий была ограничена средствами, находящимися в обороте.

В 20-е годы XX века - период наивысшего развития рыночных отношений в стране - широко практиковался коммерческий кредит. Однако в результате реформы кредитной системы 1930 - 1932 гг., явившейся отражением произошедшей централизации и административной монополизации всех сфер хозяйственной жизни, коммерческий кредит был лишен права на существование и заменен прямым банковским кредитованием. [8, с. 234]

Первый Гражданский кодекс РСФСР был принят в 1922 г. В это время руководством страны было принято решение отказаться от политики военного коммунизма и возродить рыночные отношения в целях восстановления экономики. Поэтому, несмотря на то, что ГК РСФСР 1922 г. закрепил определяющую роль государства в регулировании гражданско-правовых отношений, большинство его положений было направлено на развитие товарно-денежного оборота. В частности, Кодекс, предусматривая договор комиссии, допускал его широкое применение не только в отношениях между организациями, но и между гражданами.

После окончания нэпа многие положения ГК РСФСР фактически перестали действовать. При этом особой необходимости во внесении изменений и дополнений в указанный кодекс с учетом особенностей планового характера экономики не было: проблеме расхождения законодательства и характера регулируемых им отношений не придавалось в этот период большого значения. Так, принятую в 1936 г. Конституцию СССР считают самой демократичной в мире на тот период, однако ее положения фактически не имели применения. Только в 1964 г. гражданское законодательство было подвергнуто кардинальному изменению.

Советское гражданское законодательство предусматривало нормативно-правовую регламентацию отношений по уступке права требования. ГК РСФСР 1922 г. содержал несколько разрозненных положений, которые впоследствии - в ГК РСФСР 1964 г. - дополнились и объединились в отдельную главу, посвященную уступке требования и переводу долга (гл. 18). Лишь одна ст. 231 об уступке была размещена вне данной главы. Несмотря на расширение Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. нормативно-правовой базы, регулирующей цессию, данная сделка по-прежнему не была востребована в товарно-денежном обороте, что можно объяснить плановым характером экономики. Поэтому уступке права требования, которая составляет основу большинства факторинговых операций, в науке гражданского права не уделялось большого внимания.

 

История развития факторинга в России насчитывает лет 20, из которых лишь 5 последних лет можно по настоящему считать годами развития рынка.

Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.

В 1989 г. появилось письмо Госбанка СССР №252 "О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги". [4] В 1992 г. Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.

С переходом к рыночной экономике, правовая основа которой была закреплена в действующем ГК РФ [2], в предпринимательской среде стал повышаться интерес к уступке требований и факторингу: среди производителей усилилась конкуренция, в связи с чем организации, стараясь привлечь покупателя, стали осуществлять продажу товара с отсрочкой платежа. Однако резкая и кардинальная смена принципов экономического устройства страны не позволила своевременно разработать единую научную концепцию цессии в системе гражданского права, отвечающую требованиям рыночной экономики.

Зарубежный факторинг представляет несколько иную конструкцию. В отличие от платежного кредита, денежная сумма при котором предоставлялась покупателю при появлении у него затруднений по оплате продукции, фактор осуществляет финансирование поставщика независимо от таких обстоятельств.

Если использование платежного кредита было направлено на обеспечение непрерывности потока платежей, то применение факторинга имеет своей целью прежде всего обеспечение непрерывности развития производства и увеличение оборота хозяйствующего субъекта, хотя в принципе поставщик может направить полученные средства также на погашение своей кредиторской задолженности.

Составной частью правовой системы Российской Федерации согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Россия не является участницей Конвенции УНИДРУА о международном факторинге. [1] Вследствие этого последняя не может рассматриваться в качестве составной части национальной правовой системы в соответствии с вышеуказанным положением Конституции РФ. Между тем представляется, что присоединение России к указанной Конвенции поставит перед наукой гражданского права новую задачу - исследовать международную и зарубежную практику в сфере факторинга в целях совершенствования отечественной нормативной базы, регулирующей подобные отношения, что будет способствовать развитию факторинга в российской экономике. Ввиду того, что 12 декабря 2001 г. принята Конвенция ЮНСИТРАЛ об уступке прав требований в международной торговле, разрешающая многие вопросы, не затронутые Конвенцией УНИДРУА о международном факторинге, актуальным также является анализ положений данной Конвенции.

Таким образом, на сегодняшний момент ни российское федеральное законодательство, включая ГК РФ, ни правовая система РФ в целом не содержат определение понятия "факторинг". Вместе с тем ГК РФ установлена договорная конструкция финансирования под уступку денежного требования (ст. ст. 824 - 833), основу которой составляет зарубежный факторинг. В этой связи при исследовании факторинга в России главное внимание необходимо уделить правовому регулированию отношений финансирования под уступку денежного требования.

 

1.3 Законодательное и нормативно-правовое регулирование отношений

 

Большинство компаний в условиях мирового финансового кризиса сталкиваются с необходимостью оптимизировать затраты и изыскивать новые источники пополнения оборотного капитала. Одним из эффективных способов избежать дефицита оборотного капитала для торговых и производственных компаний является получение факторингового финансирования, что подтверждается сохранением спроса на услуги факторинга в России даже в условиях финансового кризиса. [10]

Так, по итогам 2008 г. по сравнению с результатами 2007 г. объем факторинговых операций в России не только не сократился, но даже увеличился на 23%.[33]

Государством в настоящее время реализуются мероприятия, направленные на дальнейшее развитие факторинга, а также защиту интересов кредитных и иных организаций, предоставляющих факторинговое финансирование субъектам предпринимательской деятельности. Развитие целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг) является одним из приоритетных направлений государственного Плана мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. [34]

Комплекс мер, направленных на развитие данного института, был бы неполным без мероприятий по совершенствованию законодательства о факторинге. Данная работа законодателем уже начата.

В апреле 2009 г. Федеральным законом от 9 апреля 2009 г. N 56-ФЗ "О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в ст. 825 ГК РФ, отменяющие требования о лицензировании деятельности финансовых агентов. [3]

В то же время в данной области остается много неурегулированных вопросов, требующих законодательного уточнения, исследованию которых и посвящена настоящая статья.

Отмечая значительную роль Гражданского кодекса РФ в регулировании соответствующих общественных отношений, нельзя не признать, что комплекс правовых норм, регламентирующих факторинговые операции в России, нуждается в совершенствовании.

Информация о работе Факторинг как форма финансирования оборотных средств предприятия