Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:24, курсовая работа
Целью исследования является выявление проблем и перспектив развития факторинга и его преимуществ перед кредитом.
Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить предпосылки возникновения и основные этапы развития факторинга как полноценной финансовой услуги;
- показать понятие, содержание и виды факторинга.
- раскрыть преимущества и недостатки факторинга в сравнении с банковским кредитованием;
- выявит закономерности формирования и характерные черты рынка факторинговых услуг;
- определить проблемы нормативно-правового регулирования факторинговых операций
- оценить емкость факторингового рынка России, выявить проблемы и направления его дальнейшего развития.
Введение…………………………………..…………………………………………4
I Теоретические основы факторинговых операций….…………………..……….7
1.1 Понятие, содержание и виды факторинга……….…………………….…….7
1.2 История развития факторинга………………………………………………..13
1.3 Законодательное и нормативно-правовое регулирование отношений…….17
II Развитие рынка факторинговых услуг……………………………………….22
2.1 Анализ рынка факторинга в Российской Федерации и Ярославской области……………………………………………………………………………..22
2.2 Проблемы и перспективы развития российского рынка факторинга……...29
III Преимущество факторинга перед кредитом…………………………………..32
3.1 Преимущество перед кредитом……………………………………………….32
3.2 Сравнительный анализ факторинга с кредитом……………………………...34
Заключение…………………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………………42
– Улучшение финансовых показателей.
– Конкурентные ставки и сроки финансирования.
– Возможность предложить покупателям более гибкие сроки оплаты товара.
Для покупателя
– Привлечение новых клиентов.
– Дополнительная мотивация и поддержка работы ключевых поставщиков без дополнительных рисков и затрат со стороны покупателя.
«Преимущество факторинга перед кредитом зависит не столько от размера компании, сколько от возможности расширения бизнеса. Кредит позволяет поддержать бизнес на достигнутом уровне и планомерно его растить. Но для активного роста – в несколько раз – кредита не достаточно, для этого необходим факторинг, – говорит Владимир Емельянов, начальник управления факторинговых операций «МДМ-Банка». Факторинг позволяет в большем объеме пополнять оборотные средства; экономить на работе с дебиторами, так как это делает банк; превратить постоянные затраты по кредитованию в переменные, четко привязав их к реализации и оплате товаров, продолжает эксперт.
Ключевым преимуществом факторинга является то, что этот финансовый инструмент – беззалоговый и более оперативный с точки зрения принятии решения. В первую очередь он направлен на удовлетворение потребностей представителей малого и среднего бизнеса.
Сумма кредита всегда ограничена размером залога, причем рыночная стоимость залога может в два раза превышать размер кредита, а размер факторингового финансирования, как правило, зависит только от сбытовых возможностей поставщика, продолжает эксперт. В отличие от кредита, факторинг не исключает одновременное использование традиционных финансовых инструментов. Финансирование при факторинге, как правило, не зависит от размеров получаемых кредитов. Кроме того, при использовании факторинга улучшаются показатели бухгалтерской отчетности предприятия.
Факторинг помогает поставщику значительно укрепить свои позиции в конкурентной среде, а именно предложить своим покупателям за отгруженные товары или оказанные услуги более длительные отсрочки платежей, что при сегодняшней ситуации является весомым конкурентным преимуществом.
Необходимо отметить, что факторинг – это не только финансирование, но и комплекс сопутствующих услуг: страхование рисков, связанных с несвоевременной оплатой товаров или услуг; инкассация дебиторской задолженности; информационное обслуживание; консалтинг документов, а так же обеспечение функции кредитного менеджмента по установлению лимитов, отслеживанию и сбору дебиторской задолженности.
Тем самым поставщики имеют возможность переложить огромный участок по работе с покупателями (дебиторами) на факторов и переключиться на решения других более важных задач, направленных на развитие бизнеса.
Основные отличия факторинга от кредита
Кредит
– Кредит, как правило, выдается под залог.
– Кредит возвращается банку заемщиком.
– Кредит выдается на фиксированный срок.
– Кредит выплачивается в обусловленный договором день.
– Кредит выдается на заранее обусловленную сумму.
– Для получения кредита необходимо оформлять/предоставлять большое количество документов.
– При кредитовании банк не оказывает заемщику никаких дополнительных услуг
Факторинг
– Для факторингового финансирования не требуется обеспечения.
– Факторинговое финансирование погашается из средств, выплачиваемых дебитором.
– Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа.
– Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара.
– Размер финансирования не ограничен и может увеличиваться пропорционально росту объема продаж.
– Факторинговое финансирование выплачивается при предъявлении счета-фактуры и товарной накладной.
– Факторинговое финансирование сопровождается управлением дебиторской задолженностью.
Если отмечать сложности факторинга, то основная из них в том, что у многих компаний плохо организован документооборот, поэтому фирмы сталкиваются с проблемой организации процесса документооборота при факторинговом обслуживании. «Иногда поставщики сталкиваются с нежеланием некоторых дебиторов работать по факторингу. Часто поставщику трудно рассчитать свои издержки из-за наличия скрытых комиссий. Но значительные преимущества, получаемые поставщиками при использовании факторинговых услуг, перевешивают, поэтому факторинг пользуется очень высокой популярностью», – считает Владимир Колодяжный.
Спрос на факторинговые услуги в сегменте МСБ растет, считает Василий Белов. Компании МСБ в силу различных причин не могут привлечь заемные средства в достаточном для роста своего бизнеса объеме, так как кредитная оценка основывается на прошлом опыте работы компаний-клиентов. Многие компании, которые не могут получить стандартные кредитные продукты, вполне могут рассчитывать на факторинговое финансирование, так как факторы оценивают не только текущее финансовое состояние клиента, но и качество дебиторской задолженности. Зачастую некрупные компании осуществляют поставки на известных на рынке дебиторов, что значительно снижает риски факторов и способствует принятию положительного решения о сотрудничестве», – продолжает эксперт.
Резюмируя вышесказанное, можно выделить несколько сложностей при факторинге. Многие клиенты сегмента МСБ не являются достаточно финансово устойчивыми для принятия на них рисков. Компании не отражают истинное состояние бизнеса в официальной финансовой отчетности. У большинства компаний нет четко отлаженной схемы документооборота, что усложняет процесс запуска и текущий работы с клиентами по факторингу.
3.2 Сравнительный анализ факторинга с кредитом
Большое значение для финансирования оборотных средств имеют привлекаемые (внешние) источники финансирования. Привлечение заемного капитала способствует расширению масштаба деятельности предприятий и эффективному использованию их собственных средств.
Источники внешнего финансирования подразделяются на формы долгосрочного (инвестиционного), смешанного и краткосрочного финансирования. Рассмотренные ниже формы финансирования оборотных средств предприятий представлены в порядке возрастания степени риска потери ликвидности и убывания уровня затрат по обслуживанию долга.
Основными формами краткосрочного финансирования отечественных предприятий являются:
торговые кредиты;
использование краткосрочных ценных бумаг;
взаимозачеты;
краткосрочные банковские кредиты;
факторинг.
Товарный кредит выгоден всем участникам рынка: и производителю, и дистрибутору, и розничному продавцу. Инвестируя денежные средства в построение каналов сбыта, большинство торговых компаний сегодня способны увеличить в разы объемы продаж при соответствующем товарном наполнении, таким образом, товарный кредит сегодня становится основным инструментом развития компаний.
Однако сдерживающим фактором развития товарного кредита является необходимость инвестирования поставщиком значительных денежных средств в дебиторскую задолженность, а также организационные вопросы построения продаж в кредит, начиная с того, кому продавать, как отслеживать приход платежей, что делать, если покупатель не платит и т.д. Поэтому построение продаж в кредит требует не только инвестиций в оборотный капитал, но также значительный объем ресурсов расходуется на построение технологии. Альтернативой самостоятельному развитию товарного кредита является факторинг. В дальнейшем мы более подробно будем сравнивать последние две формы. Важным источником краткосрочного финансирования оборотных средств малых и средних предприятий являются краткосрочные банковские кредиты (до 1 года), которые разделяют на средства овердрафта и краткосрочные банковские ссуды.
Факторинг и банковский кредит имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его погашение через определенный срок. Таким образом, банковский кредит абсолютно неприемлем для финансирования поставок с отсрочкой платежа. Если шестимесячный кредит будет направлен на финансирование отгрузок товаров с отсрочкой платежа, то как изменятся условия работы компании в ситуации погашения товарного кредита, и что будет, если поставщику не удастся получить новый кредит после его погашения. Сегодня в России большинство кредитов выдаются на срок до года, что как раз и приводит к подобным ситуациям. Факторинг же на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.
Другой особенностью кредита является необходимость предоставления залога для его получения. Принципиальным отличием факторинга и кредита заключается в том, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера, факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах, и даже если продажи вырастут в 5 раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга. Более подробное сравнение финансирования при факторинге с другими кредитными продуктами представлено в таблице.
Таблица 3 [31]
| Договор факторинга | Кредитный договор |
Целевой характер предоставления денежных средств | Факторинговое финансирование не предусматривает целевого характера предоставления средств | Кредит, как правило, предусматривает строго целевое использование выданных денежных средств |
За счет кого происходит погашение денежных средств | Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента | Кредит возвращается Банку заемщиком |
Период, на который предоставляются денежные средства | Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа | Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 года |
Время предоставления денежных средств | Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара | Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день |
Обеспечение предоставления денежных средств | Для факторингового финансирования обеспечением является уступленное денежное требование | Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа |
Ограничения при предоставлении денежных средств | Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента | Кредит выдается на заранее обусловленную сумму |
Дата возврата денежных средств | Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного клиентом товара | Кредит погашается в заранее обусловленный день |
Оформление предоставления денежных средств | Факторинговое финансирование оформляется автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры | Для получения кредита необходимо оформлять огромное количество документов. |
Дополнительные услуги | Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другое | При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и расчетно-кассового обслуживания Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг |
Несмотря на данные достоинства и преимущества факторинга, существуют недостатки и сложности, препятствующие более широкому использованию факторинга в отечественной экономике. Наиболее существенным из них является его относительная дороговизна. В настоящее время уровень факторинговой комиссии составляет до 3% от суммы уступленного денежного требования. В зависимости от срока оборачиваемости дебиторской задолженности эта комиссия при пересчете доходит до 20-30% годовых.
Надо отметить, что более высокая стоимость факторинговых операций по сравнению с банковским кредитованием не является «отпугивающим фактором» для пользователей факторинга. Заходя вперед, хочется отметить, что при обзоре рынка факторинга, автор выявил, что средние ставки по факторингу превышают средние ставки по кредитам на 4-12% годовых. Однако в реальности ставки по факторинговым операциям не только определяются величиной бизнеса клиента и качеством передаваемой дебиторской задолженности, но и во многом зависят от дополнительного сервиса. На Западе, например, стоимость факторинга превышает стоимость кредита в четыре раза, но нельзя говорить о том, что эти деньги в четыре раза дороже. Соглашаясь на более высокую ставку, клиент получает набор услуг по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска. Фактор берет на себя всю техническую работу по инкассации дебиторской задолженности и информированию клиента о состоянии его дебиторской задолженности, благодаря чему освобождаются ресурсы бухгалтерии клиента. Кроме того, Фактор может предоставлять клиенту независимую информацию о платежеспособности его дебиторов. Т.е. верно утверждение, что кредит предоставляет бизнесу лишь финансовые ресурсы, тогда как факторинг, помимо финансирования, позволяет обеспечить его дополнительным сервисом. Поэтому весьма логична более высокая стоимость факторинга.
Специалисты отмечают, что банковские кредиты выступают основным конкурентом факторинга, однако, в странах, где кредиты в меньшей степени доступны частному сектору, факторинг развивается достаточно большими темпами. Другим отрицательным моментом в использовании факторинга являются организационные проблемы, связанные с усложнением документооборота, следствием чего является снижение со стороны клиента оперативности управления своим предприятием.
Проведенное исследование использования факторинга малыми и средними предприятиями показало, что его привлекательность для них снижается из-за того, что факторинговые агенты, как правило, отказываются заключать договоры факторинга, если сумма сделки составляет менее 30 тысяч долларов США. Вместе с тем сами продавцы – малые и средние предприятия – большую часть товарных кредитов предоставляют своим покупателям в пределах от 5 до 30 тысяч долларов США.
Информация о работе Факторинг как форма финансирования оборотных средств предприятия