Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:24, курсовая работа
Целью исследования является выявление проблем и перспектив развития факторинга и его преимуществ перед кредитом.
Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить предпосылки возникновения и основные этапы развития факторинга как полноценной финансовой услуги;
- показать понятие, содержание и виды факторинга.
- раскрыть преимущества и недостатки факторинга в сравнении с банковским кредитованием;
- выявит закономерности формирования и характерные черты рынка факторинговых услуг;
- определить проблемы нормативно-правового регулирования факторинговых операций
- оценить емкость факторингового рынка России, выявить проблемы и направления его дальнейшего развития.
Введение…………………………………..…………………………………………4
I Теоретические основы факторинговых операций….…………………..……….7
1.1 Понятие, содержание и виды факторинга……….…………………….…….7
1.2 История развития факторинга………………………………………………..13
1.3 Законодательное и нормативно-правовое регулирование отношений…….17
II Развитие рынка факторинговых услуг……………………………………….22
2.1 Анализ рынка факторинга в Российской Федерации и Ярославской области……………………………………………………………………………..22
2.2 Проблемы и перспективы развития российского рынка факторинга……...29
III Преимущество факторинга перед кредитом…………………………………..32
3.1 Преимущество перед кредитом……………………………………………….32
3.2 Сравнительный анализ факторинга с кредитом……………………………...34
Заключение…………………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………………42
100 ┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ x │ ├ -40
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
0 ┼──┴─────┴────┬───┴─────┴──┬──
2005 2006 2007 2008 2009
┌─┐
│ │ Объемы уступленных требований x Темп прироста в год к году
└─┘
Однако большинство возможных инвесторов "отпугивают" их недостаточная информированность о специфике факторинга, отсутствие необходимой методологической базы и специализированного программного обеспечения.
Здесь важно отметить, что для запуска успешной, то есть конкурентоспособной, факторинговой компании необходимо учитывать различные направления ее деятельности.
Выделим следующие основные функциональные составляющие факторингового предпринимательства:
- фондирование (источники финансирования);
- риск-менеджмент;
- внутренние бизнес-процессы;
- ИТ-обеспечение;
- маркетинг;
- продажи и региональная сеть;
- персонал.
На данный момент создание и разработка "с нуля" всех вышеперечисленных составляющих факторинговой компании представляют собой достаточно долговременный и затратный процесс, что и ограничивает выход независимых инвесторов на рынок факторинга. В то же время в ближайшее время стоит ожидать появления на рынке факторинговых компаний, связанных с различными финансово-промышленными группами и холдингами. Данные компании будут в первую очередь нацелены на оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности холдинга, работу с поставщиками и клиентами на условиях отсрочки платежа.
Некоторые эксперты прогнозируют, что в ближайшее время может произойти более четкая сегментация участников рынка по видам предлагаемых ими продуктов. В частности, банки будут предлагать факторинговые продукты, в основе которых будет лежать предоставление финансирования крупным и средним клиентам с низким уровнем риска, чтобы не подпадать под требования ЦБ РФ о создании резервов. В то же время факторинговые компании будут предлагать более специфические продукты для среднего и малого бизнеса.
В подтверждение данной тенденции можно отметить появление в минувшем году на рынке ряда небольших региональных факторинговых компаний, ориентированных на работу с малым и средним бизнесом в конкретных регионах. Знание специфики местного бизнеса помогает им более точно оценить риски клиентов и дебиторов, а также предоставить своим клиентам более гибкие условия обслуживания.
В этой связи необходимо более подробно остановиться на видах продуктов, представленных на российском рынке. Подробное описание общепринятых факторинговых продуктов приведено в табл. 1.
В то время как для мирового рынка факторинга, по данным International Factors Group (IFG) за 2009 г., 47% приходится на факторинг с регрессом, около 31% на факторинг без регресса (со страховым покрытием), а 23% на так называемый invoice discountin, на российском рынке доля факторинга с регрессом доминирует за явным преимуществом. По данным "Эксперта РА" за 2009 г., доля безрегрессного факторинга сократилась с 17 до 11,5%, а доля международного факторинга и прочих факторинговых продуктов не превысила и 1%. Причем стоит отметить, что в доле факторинга с правом регресса заложен и большой процент сделок типа invoice discounting, то есть, по сути, кредитования под дебиторскую задолженность, которое характерно для многих российских банков, не имеющих должной инфраструктуры для оказания полноценных факторинговых услуг.
Качество и состав предлагаемых на рынке продуктов тесно взаимосвязаны со структурой его нынешних участников. На рынке преобладают банки, однако для них факторинг далеко не всегда является значимым продуктом в их линейке.
43
Таблица 1
Основные виды факторинговых продуктов [35]
| Финансирование | Управление | Уведомление | Защита от | Защита от | Взыскание |
Полное | V | V | V |
| V | V |
Полное | V | V | V | V | V | V |
Invoice | V |
| V |
| V |
|
Факторинг без | V | V |
| V | V | V |
Срочный | V |
| V |
| V |
|
Экспортный | V | V | V | V | V | V |
Импортный |
| V |
| V |
| V |
Реверсивный | V | V | V | V | V | V |
Факторинг в |
| V | V |
|
| V |
Assets based | V |
|
|
|
|
|
Предпоставочный | V |
| V | V | V |
|
Можно выделить участников рынка факторинга, для которых факторинг является единственным видом бизнеса, одним из основных видов деятельности либо второстепенным направлением бизнеса (дополнительной услугой). Для подавляющего большинства факторинговых компаний факторинг является основным и единственным видом деятельности. Для банков-факторов, а также для некоторых финансовых компаний факторинг является одним из направлений бизнеса, и степень его приоритетности можно определить исходя из доли факторинга в общем объеме бизнеса компании или банка. Остальные "косвенные" участники рынка факторинга (страховщики, коллекторы) обычно используют факторинг как дополнительную услугу.
Наряду с качественными критериями для определения рыночных позиций нужно также использовать и количественные. Самые очевидные показатели для определения рыночной/конкурентной позиции - доля рынка, а также объем бизнеса в абсолютном выражении.
Распределение российских факторов по рыночной доле приведено в табл. 2. Эти данные могут быть использованы только для самой общей оценки, поскольку дают очень мало информации для определения рыночного положения конкретной компании.
Таблица 2
Распределение российских факторов по доле рынка
(по данным "Эксперта РА") [35]
N | Наименование фактора | Объем денежных требований, | Доля |
1 | ОАО "Промсвязьбанк" | 122 008 880 | 37,638 |
2 | Банк НФК (ЗАО) | 34 801 610 | 10,736 |
3 | ОАО "Банк "Петрокоммерц" | 32 288 465 | 9,961 |
4 | ЗАО "ТрансКредитФакторинг" | 23 046 098 | 7,109 |
5 | ОАО "Альфа-Банк" | 21 115 291 | 6,514 |
6 | ООО "БСЖВ Факторинг" | 17 836 607 | 5,502 |
7 | ОАО АКБ "Металлинвестбанк" | 16 814 300 | 5,187 |
8 | ООО ФК "Лайф" | 13 569 004 | 4,186 |
9 | ЗАО "ЮниКредит Банк" | 10 060 139 | 3,103 |
10 | ГПБ (ОАО) | 8 715 961 | 2,689 |
11 | ООО "ВТБ Факторинг" | 6 695 122 | 2,065 |
12 | НОМОС-БАНК (ОАО) | 3 215 852 | 0,992 |
13 | ЗАО "Русская Факторинговая Компания" | 2 584 372 | 0,797 |
14 | КБ "РОСПРОМБАНК" (ООО) | 2 523 351 | 0,778 |
15 | ОАО "Нордеа Банк" | 1 874 455 | 0,578 |
16 | ФК "Санкт-Петербург" | 1 688 271 | 0,521 |
17 | ТКБ (ЗАО) | 1 268 617 | 0,391 |
18 | ЗАО "Кредит Европа Банк" | 1 025 960 | 0,316 |
19 | КБ "СДМ-БАНК" (ОАО) | 1 007 790 | 0,311 |
20 | ООО МФГ "ЮниФактор" | 973 625 | 0,300 |
21 | ООО "Эконом-факторинг" | 544 561 | 0,168 |
22 | ОАО "СКБ-банк" | 384 471 | 0,119 |
23 | ЗАО АКИБ "ЦЕРИХ" | 105 279 | 0,032 |
24 | ЗАО "Банк "Вологжанин" | 13 444 | 0,004 |
| Всего | 324 161 525 | 100 |
|
В то же время стоит отметить, что на долю пятерки лидеров рынка приходится почти 72%, в то время как доля 13 игроков - а это более половины от общего числа - ничтожно мала и составляет менее 1%.
Это свидетельствует о серьезной сегментации среди участников рынка как по объему бизнеса, так и по перспективам развития.
Мы предлагаем провести сегментацию факторов исходя из таких количественных показателей, как количество обслуженных по договорам факторинга компаний за год и объем уступленной фактору дебиторской задолженности, приходящейся на одну обслуженную компанию (тыс. руб.).
Первый показатель позволяет не столько оценить величину бизнеса фактора, сколько определить его стратегию развития, а именно: ориентируется ли он на "массовый" сегмент рынка или на обслуживание небольшого числа клиентов. С другой стороны, данный показатель оценивает степень развития бизнеса - находится он в стадии зрелости, становления или на начальной стадии. Будем считать крупными тех факторы, которые обслуживают более 100 клиентов, а факторы, обслуживающие менее 30 клиентов, отнесем к мелким.
Второй показатель позволяет оценить клиентские сегменты, с которыми работает данный фактор: относятся они к крупному, мелкому или среднему бизнесу. При этом надо учитывать, что поставщики не передают на обслуживание фактору весь свой оборот, а также то, что некоторые из них могут уступать свою дебиторскую задолженность фактору только в случае, когда им необходимо получить финансирование. Поэтому, на наш взгляд, можно использовать следующие значения для проведения сегментации: если объем задолженности на одну обслуживаемую фактором компанию составляет не более 30 млн руб. в год, то данный фактор преимущественно работает с малым бизнесом, если показатель составляет от 30 млн до 300 млн руб., то основная часть клиентов представляет средний бизнес, а при значении показателя более 300 млн руб. фактор в основном обслуживает крупный бизнес.
Используя для анализа данные "Эксперта РА" за 2009 г., можно выделить шесть сегментов рынка факторинга (Рисунок 6).
Сегменты рынка факторинговых услуг
Объем уступленной задолженности,
приходящейся на 1 клиента, млн руб.
/│\ │ │
│Банки-факторы, │Банковские факторы- │Факторы с
│работающие с │бутики │государственным
│1 - 2 отраслями │ │участием
300 ├────────────────────────┼────
│Средние банки и │ Банки-факторы │Универсальные
│региональные │ │факторы
│факторинговые компании │ │
30 ├────────────────────────┼────
│Небольшие банки и │Региональные банки │Факторы, работающие
│факторы-"новички" │ │в определенной нише
└────────────────────────┴────
30 50
Рисунок 6 [35]
В первый сегмент входят факторы, имеющие начальную конкурентную позицию в силу недавнего выхода на рынок, либо банки с небольшой рыночной долей, для которых развитие факторинговых услуг не является приоритетным.
Второй сегмент представлен банками среднего размера и региональными факторинговыми компаниями, которые ввиду ограниченности своих ресурсов не могут претендовать на большую рыночную долю.
Третий сегмент формируют специализированные отраслевые банки, которые ориентируются на работу с клиентами, представляющими определенные отрасли.
К четвертому сегменту относятся региональные банки, которые предоставляют услуги факторинга в определенном регионе. Банки-факторы, формирующие пятый сегмент, работают преимущественно со средним и крупным бизнесом. Факторы-"бутики" - это в основном зарубежные банки, которые предоставляют услуги факторинга только ограниченному кругу своих клиентов. Универсальные факторы ориентированы на работу с компаниями разных размеров - от крупного до малого бизнеса.
Таким образом, с одной стороны, видна тенденция, свидетельствующая о дифференциации (специализации) участников рынка, а с другой - четко выделяются различные рыночные сегменты, ориентированные на разные группы потребителей.
Прошедший 2010 год по праву можно считать посткризисным. Оживление наблюдалось в разных рыночных сегментах. Восстановление и рост торговли в 2010 году положительно сказались на развитии факторингового бизнеса в Северо-Западном федеральном округе. В связи с общей стабилизацией ситуации многие компании вновь стали ориентироваться на развитие бизнеса и обращаться к дополнительным источникам финансирования, но делали они это осторожно. Последний кризис еще раз доказал, что даже в условиях видимой стабильности нельзя на 100% быть уверенным в том, что такая ситуация будет сохраняться продолжительное время. Все больше компаний начали осознавать потребность в страховании рисков. По итогам работы в 2010 году НФК отмечает рост интереса клиентов к факторингу с выдачей поручительства за дебитора, когда по истечении срока отсрочки факторинговая компания фактически возмещает убытки по неоплаченным поставкам, и безрегрессному факторингу, при котором в момент отгрузки товара покупателю фактор выкупает у поставщика дебиторскую задолженность. [30]
Информация о работе Факторинг как форма финансирования оборотных средств предприятия