Факторинг как форма финансирования оборотных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание

Целью исследования является выявление проблем и перспектив развития факторинга и его преимуществ перед кредитом.
Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить предпосылки возникновения и основные этапы развития факторинга как полноценной финансовой услуги;
- показать понятие, содержание и виды факторинга.
- раскрыть преимущества и недостатки факторинга в сравнении с банковским кредитованием;
- выявит закономерности формирования и характерные черты рынка факторинговых услуг;
- определить проблемы нормативно-правового регулирования факторинговых операций
- оценить емкость факторингового рынка России, выявить проблемы и направления его дальнейшего развития.

Содержание

Введение…………………………………..…………………………………………4
I Теоретические основы факторинговых операций….…………………..……….7
1.1 Понятие, содержание и виды факторинга……….…………………….…….7
1.2 История развития факторинга………………………………………………..13
1.3 Законодательное и нормативно-правовое регулирование отношений…….17
II Развитие рынка факторинговых услуг……………………………………….22
2.1 Анализ рынка факторинга в Российской Федерации и Ярославской области……………………………………………………………………………..22
2.2 Проблемы и перспективы развития российского рынка факторинга……...29
III Преимущество факторинга перед кредитом…………………………………..32
3.1 Преимущество перед кредитом……………………………………………….32
3.2 Сравнительный анализ факторинга с кредитом……………………………...34
Заключение…………………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

факторинг (2).doc

— 555.50 Кб (Скачать документ)

 

Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. [6, с. 48]

Существует немало определений факторинга. Так, в Российской банковской энциклопедии факторинг определяется как «разновидность торгово-коммерческих операций, сочетающихся с кредитованием оборотного капитала клиентов». [22, с. 447]

В справочном пособии Ю.А. Бабичевой факторинг определяется как «переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур, векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика». [5, с. 20]

              В Гражданском кодексе РФ нет понятия «факторинг», [2] а его эквивалент определяется как «финансирование под уступку денежного требования». На самом же деле речь должна идти не о финансировании, а о кредитовании, поскольку банк или «финансовый агент» осуществляет не безвозмездное финансирование, а кредитование клиента-поставщика до момента получения средств от покупателя.

Итак, факторинг (от англ.  — комиссионер, агент, посредник) — способ кредитования поставщика под уступку права денежного требования к покупателю.

Суть факторинга: факторинговая фирма (фактор-фирма или факторинговый отдел банка) покупает у своих клиентов их платежные требования к покупателям (или векселя покупателей) на условиях немедленной оплаты 80—90% стоимости отфактурованной поставки и уплаты остальной части долга за вычетом комиссионных и процентов за кредит в строго определенные сроки, независимо от поступления выручки от покупателя. Зарезервированные 10—20% не выплачиваются клиенту, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.п., а также для окончательного расчета с фактор-компанией. С поступлением денег от покупателя банк (или факторинговая компания) производит окончательный расчет с поставщиком, удерживая с него комиссионное вознаграждение и проценты за кредит, предоставленный на срок от оплаты требования поставщика до поступления денег от покупателя. [13, с. 130]

Комиссионный сбор в нормальных условиях обычно составляет 0,5—3% от общей суммы купленных счетов. Его размер зависит от трех факторов: торгового оборота клиента, степени риска и объема необходимой конторской работы. Степень риска зависит от платежеспособности должников клиента, а объем конторской работы — от количества счетов-фактур и набора дополнительных услуг, связанных с управлением дебиторской задолженностью поставщика.

В большинстве случаев поставщик очень заинтересован в сокращении кассовых разрывов, вызванных поставками на условиях открытого счета. Факторинговое обслуживание — кратчайший путь к решению той проблемы, ибо фактор имеет возможность выплачивать авансовый платеж в размере до 85% от суммы акцептованного счета-фактуры в день передачи ему документов по совершенной поставке. Оставшиеся 15% перечисляются поставщику после получения платежа от дебитора за вычетом комиссионного вознаграждения фактора, которое, как правило состоит из платы за обслуживание и платы за финансирование, если оно предоставлялось (рисунок 1-2).

С

Рисунок 1 Факторинговое обслуживание

 

Первая составляющая комиссионного вознаграждения взимается в виде процента (1,0—3,5%) от оборота поставщика, который зависит от того, насколько широкий спектр услуг предоставляет фактор. Вторая же — отражает стоимость кредитных ресурсов, используемых для авансирования. Обычно комиссия факторинговой компании за предоставление денежных ресурсов клиенту — это процентная ставка за каждый день с момента выплаты досрочного платежа до дня поступления соответствующих денежных средств на счет фактора, причем данная ставка выше ставки по коммерческим кредитам. Наличие регресса (обратного требования к поставщику) несколько снижает стоимость факторингового обслуживания, так как фактор получает некоторую дополнительную страховку от риска неоплаты денежного требования.

 

 

 

Рисунок 2 Схема факторинга [35]

 

Факторинг — незаменимый финансовый инструмент для мелких и средних компаний. Он облегчает доступ к источникам финансирования, дает возможность сконцентрироваться на проблемах ведения и развития бизнеса, позволяет сократить постоянные издержки по учету продаж, обслуживанию и своевременному инкассированию дебиторской задолженности или полностью освободиться от них. Использование факторинга во многих случаях позволяет предприятиям снизить свои расходы на содержание особых финансовых подразделений и повысить эффективность финансового обслуживания за счет передачи их функций специализированным структурам. Коммерческие банки, занимающиеся факторингом предлагают своим клиентам достаточно широкий набор финансовых услуг (в обмен на передачу банкам денежных требований клиентов).

Таким образом, основными функциями факторинга являются:

•              защита интересов поставщика путем финансирования его текущей деятельности;

•              контроль над предоставленным коммерческим кредитом, включая получение выручки с должника;

•              ведение соответствующих бухгалтерских операций;

•              защита от кредитных рисков (в случае факторинга без оборота).

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет хотя бы двум требованиям из следующих четырех:

1)              наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

2)              ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

3)              инкассирование его задолженности;

4)              страхование поставщика от кредитного риска.

Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур — операцию, удовлетворяющую лишь одному — первому из названных признаков.

Самый ощутимый эффект факторинга заключается в том, что он трансформирует дебиторскую задолженность поставщика в наличность, решая тем самым целый ряд проблем и обеспечивая выигрыш для всех трех сторон факторингового треугольника: поставщик — фактор — покупатель.

Положительная сторона факторинга как инструмента финансового менеджмента для поставщика заключается в следующем: конвертация дебиторской задолженности в наличность и «расшивка» неплатежей; ускорение оборачиваемости оборотных средств; освобождение предприятий от операций, связанных с учетом и взысканием платежей с покупателей; укрепление финансового положения; увеличение числа покупателей; предоставление покупателям льготных условий оплаты товаров; повышение конкурентоспособности предприятий; повышение взаимной ответственности предприятий и факторинговых компаний; страхование поставщика от кредитного риска.

Большие преимущества получает при этом и покупатель: получение товарного кредита (отсрочка платежа); расширение закупок; избежание риска приобретения товаров низкого качества; лучшее использование оборотных средств; укрепление рыночных позиций.

Для банка (факторинговой компании) также появляются новые возможности: расширение круга услуг для клиентуры и увеличение числа клиентов; диверсификация бизнеса; укрепление связей с контрагентами; укрепление позиций на кредитном рынке.

Все это способствует ускорению оборота капитала, снижению издержек обращения, расширению производства и увеличению прибылей.

Исторически факторинговые операции возникли на почве развитой системы коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежей за проданные товары. Постепенно в эти отношения между продавцом и покупателем внедрялись посредники — фактор-фирмы.

Со временем сложились две разновидности факторинга. Одна берет свое начало от внедрения специализированных факторинговых компаний, которые развили систему торгово-посреднического обслуживания клиентов. Другая выросла из активного проникновения в отношения между поставщиками и покупателями банков, которые дополняют функции торговых посредников развитой системой кредитования оборотного капитала. В основе каждой из этих разновидностей факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований факторинговой компании.

Факторинг с регрессом, регрессивный факторинг (recourse factoring) — вид факторинга при котором фактор, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика.

Факторинг без регресса, безрегрессный факторинг факторинг (non recourse factoring) — вид факторинга, при котором фактор предоставляет клиенту услуги по финансированию, страхованию кредитных рисков, управлению и сбору дебиторской задолженности. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме финансовый агент потерпит убытки.

Факторинг бывает открытым (Рисунок 3) (с уведомлением дебитора об уступке) и закрытым (без уведомления). Также он бывает реальным (денежное требование существует на момент подписания договора) и консесуальным (денежное требование возникнет в будущем) [9, с. 163].

Рисунок 3 Открытый факторинг  [28]

При участии одного Фактора в сделке факторинг называется прямым, при наличии двух Факторов — взаимным. [25, с. 276]

Факторинговые операции подразделяются:

■              на внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, если какая-то из трех сторон находится в другом государстве;

■              открытые, если плательщик уведомлен об участии в сделке факторинговой компании, и закрытые (конфиденциальные), если он не уведомлен об этом;

■              с правом регресса, т.е. обратного требования фактора к поставщику вернуть уплаченную сумму, или без права регресса, т.е. без права обращения взыскания на поставщика;

■              с условием кредитования поставщика в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате.

Заключая факторинговое соглашение, фактор-фирма берет на себя возможный риск неплатежей со стороны покупателей. Следует иметь в виду, что факторинговые соглашения заключаются не на одну-две поставки, а сроком от одного года до четырех лет.

Максимальное удовлетворение интересов фактора и его клиента достигается путем сочетания различных видов факторинга (Рисунок 4).

 

 

Рисунок 4. Виды факторингового обслуживания

 

В мировой практике применяются самые разнообразные типы факторинговых соглашений, различия между которыми заключаются в наборе элементов обслуживания: от минимального — учет и инкассирование счетов-фактур до максимального — полного факторингового обслуживания.

Полное факторинговое обслуживание включает кредитование поставок, ведение бухгалтерских счетов по денежным требованиям, являющимся предметом уступки, консультирование клиента, контроль за оплатой счетов, защиту от кредитных рисков и др.

Полное факторинговое обслуживание практикуется в основном вновь создаваемыми небольшими предприятиями. Универсальное факторинговое обслуживание, с одной стороны, базируется на надежной производственно-сбытовой и финансовой основе, а с другой — способствует упрочению на предприятии эффективной системы финансового управления и управления рисками.

Как правило, фактор-фирма идет на полное обслуживание при условии передачи поставщиком долгов всех его клиентов. Это исключает возможность дискриминации фактор-фирмы посредством отбора для нее требований к сложным и проблемным покупателям.

Соглашение о полном факторинговом обслуживании может быть с правом регресса на поставщика и без права регресса. В первом случае фактор-компания не страхует риск. Его несет сам поставщик. Фактор-компания может вернуть поставщику долговые требования, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (как правило, в течение 90 дней от установленной даты платежа). Данные соглашения реализуются по мере поступления платежей от клиентов. В этом случае поставщик не может иметь гарантированный приток денежных средств, что характерно для полного обслуживания без права регресса.

Нередки случаи, когда поставщик нуждается только в кредитовании факторинговой компании. Тогда между ними заключается открытое или конфиденциальное соглашение об учете счетов-фактур.

Для проведения таких операций в банках организуются отделы факторинга, выступающие обособленными подразделениями.

Все операции факторингового отдела учитываются на отдельном активно-пассивном счете. В аналитическом учете ведутся отдельные счета по поставщикам. Результаты деятельности факторингового отдела входят в общий баланс банка. Штат факторингового отдела определяется правлением банка на основе объема факторинговых операций и числа клиентов.

Таким образом, мы видим, что факторинг — это сравнительно новый вид услуг в области финансирования, предназначенный в первую очередь для новых мелких и средних предприятий. Им занимаются специальные (как и лизинговые) факторинговые фирмы, как правило, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними компаниями. В настоящее время факторинговые операции переживают свое второе рождение в связи с возникающими в экономике проблемами неплатежей между предприятиями.

Информация о работе Факторинг как форма финансирования оборотных средств предприятия