Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:19, дипломная работа
Повсеместное и всепроникающее присутствие информационных технологий уже стало привычной реальностью. Очевидно, что их активное применение – серьезный ресурс повышения эффективности бизнес-процессов, но без грамотно спроектированной системы управления компании – ресурс бесполезный.
Современная, сложная и динамичная рыночная среда требует от российских предприятий постоянного совершенствования своих с
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Экономическое содержание бизнес-процессов и особенности их моделирования 9
1.2 Анализ применяемых в практике деятельности промышленных предприятий информационных технологий 20
2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОСТОВВОДПРОМ» 35
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Ростовводпром» 35
2.2 Экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО «Ростовводпром» 38
2.3 Анализ существующей системы управления бизнес-процессами на предприятии 49
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «РОСТОВВОДПРОМ» 61
3.1 Определение методов оптимизации бизнес-процессов на предприятии 61
3.2 Работа по оптимизации бизнес-процессов 64
3.3 Внедрение информационной системы на предприятии ОАО «Ростовводпром» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….83
Повсеместное и всепроникающее присутствие информационных технологий уже стало привычной реальностью. Очевидно, что их активное применение – серьезный ресурс повышения эффективности бизнес-процессов, но без грамотно спроектированной системы управления компании – ресурс бесполезный.
Современная, сложная и динамичная рыночная среда требует от российских предприятий постоянного совершенствования своих систем управления и информационных систем их поддержки. Одним из основных направлений создания эффективной системы управления предприятием является применение процессного подхода к организации и управлению деятельностью.
Сегодня широкому кругу управленцев и собственников бизнеса хорошо знакомы понятия «бизнес-процесс» и «процессное управление». Понимание деятельности компании как совокупности некоторого количества бизнес-процессов (наборов действий, которые регулярно выполняются в организации для получения заданного результата), уже не носит революционного характера, постепенно становясь повседневной практикой разных по масштабу компаний. И рано или поздно настает такой момент, когда в результате воздействия внешних (неблагоприятная рыночная конъюнктура, появление сильного конкурента) или внутренних (рост себестоимости продукции, повышение доли брака) факторов руководство компании осознает, что для дальнейшего успешного развития необходимо повышение эффективности бизнес-процессов. Задача это комплексная, и в сегодняшнем мире ее решение невозможно представить без организации системы управления, основанной на разумном использовании современных информационных технологий.
Необходимость успешного функционирования в условиях жесткой конкурентной среды диктует свои требования к эффективности бизнес-процессов предприятия. Решение задачи повышения эффективности неразрывно связано с обеспечением информационной и технологической поддержки процессов, поэтому сегодня практически ни у кого не вызывает сомнения необходимость построения информационной системы предприятия. Большинство людей, принимающих решения в этой области, разделяют мнение, что вопросы построения информационной системы следует решать в контексте задач совершенствования бизнес-процессов. Существует также ясное понимание того, что максимально эффективной будет система, обеспечивающая непрерывное информационное сопровождение производственного цикла — от разработки нового изделия до выпуска готовой продукции.
В то же время, несмотря на высокую готовность промышленных предприятий к внедрению информационных систем, подходы к их построению и методам внедрения разнообразны. При этом любое предприятие, приступающее к внедрению информационной системы, стремится осуществить этот процесс в минимальные сроки и с высоким качеством, предъявляя в связи с этим повышенные требования к организации процесса внедрения.
Известно, что в основе процессов производственного планирования и управления лежит информация, появляющаяся на стадии конструкторской и технологической подготовки производства. Следовательно, эффективность работы всей информационной системы напрямую зависит от актуальности и полноты данных, получаемых на этой стадии. Другими словами, конструкторская и технологическая подготовка производства служат информационной основой для решения производственных вопросов.
Однако автоматизация, требующая серьезных ресурсов для подготовки и внедрения, сама по себе недостаточна. Всё больше компаний приходят к пониманию того, что на пути построения эффективной современной системы управления с высоким уровнем автоматизации процессов логически верным первым шагом является информационная технологическая поддержка бизнес-процессов. Именно проектирование бизнеса «сверху вниз», от стратегических целей к исполняемым бизнес-процессам операционного уровня, позволяет выстроить стройную, непротиворечивую и продуманную архитектуру бизнеса, сформировав систему необходимых и достаточных бизнес-процессов и их операций. Только при наличии такой целостной картины руководитель может быть уверен в том, что ресурсы, выделенные на автоматизацию, не станут статьей бесполезных расходов, а позволят сделать рывок вперед, изменив качество управления предприятием. Стремление предприятий к осмысленной автоматизации процессов обусловило вектор дальнейшего развития ИТ-индустрии в направлении интеграции программных средств поддержки проектирования и автоматизации систем управления.
Данные
факты обуславливают
Степень разработанности проблемы. Многочисленные исследования сущности процесса управления на микроуровне, методологии принятия, реализации и поддержки бизнес-процессов, взаимозависимости видов управленческих решений и содержания управленческой деятельности, отраженные в работах отечественных и зарубежных экономистов: Акоффа Р., Ансоффа И., Бугаяна И., Бурцева В., Виханского О., Гительмана Л., Глущенко В., Друкера П., Евсеевой С., Качалова Р., Клейнера Г., Кнорринга В., Кузина Б. , Леонтьева С., Лябаха Н., Мильнера Б.,Матвеевой Л., Мескона М., Михайлова В., Наумова А., Радченко А., Рюэгг-Штюрма Й., Старра М., Фалмера М., Фатхутдинова Р., Чудновской С., Шахдинарова Г., Юрьева В., Янга С. и др., как правило, ориентированы на использование в управлении промышленными предприятиями. В последнее время появились исследования, посвященные совершенствованию менеджмента в рамках диверсифицированных компаний, представленные в трудах Алимовой Т., Аникина Б., Викторовой Т., Виссемы Х. , Данилиной Я., Демидова Е., Епиферова В., Качалова Р., Лэндсберга М., Моррисона Р., Репина В., Тяпухина А.,Хенсли Д. и др., в которых, однако, в основном исследуются вопросы эффективного управления их отдельными видами деятельности.
Развитию теории управления бизнес-процессами, включая изменение их организационной структуры, совершенствование информационного взаимодействия функциональных подсистем в процессе управления, посвящены исследования многих отечественных экономистов: Беляева А., Гвишиани Д., Дьяченко А., Кондратьева А., Короткова Э., Мильнера Б., Мазура И., Мосейко В., Стояновой Е., Фатхутдинова Р., Шапиро В. и др.
Развитие инструментария управления, формирующего информационно-аналитическое и модельное обеспечение бизнес-процессов, нашло достаточно полное отражение в работах Кэмбелла Д., Томсетта Е., Джонсона Д., Пеппера Дж., Лэффера Дж., Кейнса Дж., Селигмана Э., Стурма Р. и др.
Несмотря на разнообразие и глубину теоретико-прикладных разработок проблемы информационной поддержки бизнес-процессов, ощущается недостаток работ, посвященных исследованию процесса информационной технологической поддержки предприятиями с позиции формирования стратегии и тактики внутрифирменного управления, базирующегося на адекватном и широкомасштабном использовании современных информационных технологий. Кроме того, значительная часть существующих концепций носит постулативный характер, заключающийся в отсутствии формализованных методов и технологий адаптивного управления, что обусловливает ограниченную возможность применения данных методик на практике и определяет выбор темы, постановку цели и задач дипломного исследования.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа сущности, специфики и современных функций промышленного предприятия разработать адаптивный информационно-аналитический инструментарий поддержки бизнес-процессов направленных на совершенствование его деятельности.
Основные задачи исследования, отражающие последовательные этапы достижения цели, состоят в следующем:
Объектом исследования выступает процесс информатизации бизнес-процессов промышленного предприятия, основанный на концепции полной информационно-аналитической поддержки принимаемых решений.
Предметом исследования является информационно-аналитический инструментарий обеспечения информационной технологической поддержки бизнес-процессов промышленного предприятия ОАО «Ростовводпром» в соответствии со стратегией его развития.
Теоретико-
Информационно-
Научная новизна работы определяется разработкой апробированного в практике промышленного предприятия внедрения информационной системы по поддержке бизнес-процессов, их адаптации и оптимизации.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в развитии теории управления бизнес-процессами в части разработки концепции и подхода к информационному обеспечению процесса управления деятельностью промышленного предприятия с широким использованием современных информационных технологий для поддержки принятия управленческих решений.
Практическая значимость проведенной работы. Разработанная модель в рамках проведенного исследования информационной поддержки оптимизации бизнес-процессов, в силу своей универсальности, может найти широкое применение в практике управления промышленными предприятиями, функционирующими в условиях высококонкурентной рыночной среды.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Под
бизнес-процессом принято
Бизнес-процесс – это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы производителя, создает ценность и выдает результат потребителю. Среди основных причин, побуждающих организацию оптимизировать бизнес-процессы, можно выделить необходимость снижения затрат или длительности производственного цикла, требования, предъявляемые потребителями и государством, внедрение программ управления качеством, слияние компаний, внутриорганизационные противоречия.
Сегодня для взглядов на бизнес-процесс и его интерпретаций характерно многообразие и противоречивость. Бизнес-процесс - это:
1. Совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [34].
2.
Набор логически
3.
Структурированное конечное
4. Сущность, определяемая через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг/товаров, в которой происходит наращивание стоимости производимой услуги/товара [22].
5.
Множество внутренних шагов (
Информация о работе Информационная поддержка бизнес-процессов на промышленном предприятии