Информационная поддержка бизнес-процессов на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:19, дипломная работа

Описание

Повсеместное и всепроникающее присутствие информационных технологий уже стало привычной реальностью. Очевидно, что их активное применение – серьезный ресурс повышения эффективности бизнес-процессов, но без грамотно спроектированной системы управления компании – ресурс бесполезный.
Современная, сложная и динамичная рыночная среда требует от российских предприятий постоянного совершенствования своих с

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Экономическое содержание бизнес-процессов и особенности их моделирования 9
1.2 Анализ применяемых в практике деятельности промышленных предприятий информационных технологий 20
2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОСТОВВОДПРОМ» 35
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Ростовводпром» 35
2.2 Экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО «Ростовводпром» 38
2.3 Анализ существующей системы управления бизнес-процессами на предприятии 49
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «РОСТОВВОДПРОМ» 61
3.1 Определение методов оптимизации бизнес-процессов на предприятии 61
3.2 Работа по оптимизации бизнес-процессов 64
3.3 Внедрение информационной системы на предприятии ОАО «Ростовводпром» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….83

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 1.65 Мб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Повсеместное и всепроникающее присутствие информационных технологий уже стало привычной реальностью. Очевидно, что их активное применение – серьезный ресурс повышения эффективности бизнес-процессов, но без грамотно спроектированной системы управления компании – ресурс бесполезный. 

     Современная, сложная и динамичная рыночная среда  требует от российских предприятий  постоянного совершенствования  своих систем управления и информационных систем их поддержки. Одним из основных направлений создания эффективной  системы управления предприятием является применение процессного подхода к организации и управлению деятельностью.

     Сегодня широкому кругу управленцев и  собственников бизнеса хорошо знакомы  понятия «бизнес-процесс» и «процессное управление». Понимание деятельности компании как совокупности некоторого количества бизнес-процессов (наборов действий, которые регулярно выполняются в организации для получения заданного результата), уже не носит революционного характера, постепенно становясь повседневной практикой разных по масштабу компаний. И рано или поздно настает такой момент, когда в результате воздействия внешних (неблагоприятная рыночная конъюнктура, появление сильного конкурента) или внутренних (рост себестоимости продукции, повышение доли брака) факторов руководство компании осознает, что для дальнейшего успешного развития необходимо повышение эффективности бизнес-процессов. Задача это комплексная, и в сегодняшнем мире ее решение невозможно представить без организации системы управления, основанной на разумном использовании современных информационных технологий.

     Необходимость успешного функционирования в условиях жесткой конкурентной среды диктует свои требования к эффективности бизнес-процессов предприятия. Решение задачи повышения эффективности неразрывно связано с обеспечением информационной и технологической поддержки процессов, поэтому сегодня практически ни у кого не вызывает сомнения необходимость построения информационной системы предприятия. Большинство людей, принимающих решения в этой области, разделяют мнение, что вопросы построения информационной системы следует решать в контексте задач совершенствования бизнес-процессов. Существует также ясное понимание того, что максимально эффективной будет система, обеспечивающая непрерывное информационное сопровождение производственного цикла — от разработки нового изделия до выпуска готовой продукции.

     В то же время, несмотря на высокую готовность промышленных предприятий к внедрению информационных систем, подходы к их построению и методам внедрения разнообразны. При этом любое предприятие, приступающее к внедрению информационной системы, стремится осуществить этот процесс в минимальные сроки и с высоким качеством, предъявляя в связи с этим повышенные требования к организации процесса внедрения.

     Известно, что в основе процессов производственного планирования и управления лежит информация, появляющаяся на стадии конструкторской и технологической подготовки производства. Следовательно, эффективность работы всей информационной системы напрямую зависит от актуальности и полноты данных, получаемых на этой стадии. Другими словами, конструкторская и технологическая подготовка производства служат информационной основой для решения производственных вопросов.

     Однако  автоматизация, требующая серьезных  ресурсов для подготовки и внедрения, сама по себе недостаточна. Всё больше компаний приходят к пониманию того, что на пути построения эффективной современной системы управления с высоким уровнем автоматизации процессов логически верным первым шагом является информационная технологическая поддержка бизнес-процессов. Именно проектирование бизнеса «сверху вниз», от стратегических целей к исполняемым бизнес-процессам операционного уровня, позволяет выстроить стройную, непротиворечивую и продуманную архитектуру бизнеса, сформировав систему необходимых и достаточных бизнес-процессов и их операций. Только при наличии такой целостной картины руководитель может быть уверен в том, что ресурсы, выделенные на автоматизацию, не станут статьей бесполезных расходов, а позволят сделать рывок вперед, изменив качество управления предприятием. Стремление предприятий к осмысленной автоматизации процессов обусловило вектор дальнейшего развития ИТ-индустрии в направлении интеграции программных средств поддержки проектирования и автоматизации систем управления.

     Данные  факты обуславливают актуальность темы исследования «Информационная технологическая поддержка бизнес-процессов на промышленном предприятии».

     Степень разработанности проблемы. Многочисленные исследования сущности процесса управления на микроуровне, методологии принятия, реализации и поддержки бизнес-процессов, взаимозависимости видов управленческих решений и содержания управленческой деятельности, отраженные в работах отечественных и зарубежных экономистов: Акоффа Р., Ансоффа И., Бугаяна И., Бурцева В., Виханского О., Гительмана Л., Глущенко В., Друкера П., Евсеевой С., Качалова Р., Клейнера Г., Кнорринга В., Кузина Б. , Леонтьева С., Лябаха Н., Мильнера Б.,Матвеевой Л., Мескона М., Михайлова В., Наумова А., Радченко А., Рюэгг-Штюрма Й., Старра М., Фалмера М., Фатхутдинова Р., Чудновской С., Шахдинарова Г., Юрьева В., Янга С. и др., как правило, ориентированы на использование в управлении промышленными предприятиями. В последнее время появились исследования, посвященные совершенствованию менеджмента в рамках диверсифицированных компаний, представленные в трудах Алимовой Т., Аникина Б., Викторовой Т., Виссемы Х. , Данилиной Я., Демидова Е., Епиферова  В., Качалова Р., Лэндсберга М., Моррисона Р., Репина В., Тяпухина А.,Хенсли Д. и др., в которых, однако, в основном исследуются вопросы эффективного управления их отдельными видами деятельности.

       Развитию теории управления бизнес-процессами, включая изменение их организационной структуры, совершенствование информационного взаимодействия функциональных подсистем в процессе управления, посвящены исследования  многих отечественных экономистов:  Беляева А., Гвишиани Д., Дьяченко А., Кондратьева А., Короткова Э., Мильнера Б., Мазура И., Мосейко В., Стояновой Е., Фатхутдинова Р., Шапиро В.  и др.

     Развитие  инструментария управления, формирующего информационно-аналитическое и модельное обеспечение бизнес-процессов, нашло достаточно полное отражение в работах Кэмбелла Д., Томсетта Е., Джонсона Д., Пеппера Дж., Лэффера Дж., Кейнса Дж., Селигмана Э., Стурма Р. и др.

     Несмотря  на разнообразие и глубину теоретико-прикладных разработок проблемы информационной поддержки бизнес-процессов, ощущается недостаток работ, посвященных исследованию процесса информационной технологической поддержки предприятиями с позиции формирования стратегии и тактики внутрифирменного управления, базирующегося на адекватном и широкомасштабном использовании современных информационных технологий. Кроме того, значительная часть существующих концепций носит постулативный характер, заключающийся в отсутствии формализованных методов и технологий адаптивного управления, что обусловливает ограниченную возможность применения данных методик на практике и определяет выбор темы, постановку цели и задач дипломного исследования.

     Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа сущности, специфики и современных функций промышленного предприятия разработать адаптивный информационно-аналитический инструментарий поддержки бизнес-процессов направленных на совершенствование его деятельности.

     Основные  задачи исследования, отражающие последовательные этапы достижения цели, состоят в следующем:

  1. Рассмотреть в соответствии с современными экономическими реалиями, специфику и роль бизнес-процесса в сопряжении  с его структурно-функциональными элементами.
  2. Проанализировать мировой и отечественный опыт применения в практике деятельности промышленных предприятий информационных технологий с выявлением главных проблем их адаптации.
  3. Рассмотреть основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Ростовводпром».
  4. Проанализировать существующую систему управления бизнес-процессов на предприятии ОАО «Ростовводпром».
  5. Разработать рекомендации по информационной технологической поддержке бизнес-процессов на промышленном предприятии ОАО «Ростовводпром».

     Объектом  исследования выступает процесс информатизации бизнес-процессов промышленного предприятия, основанный на концепции полной информационно-аналитической поддержки принимаемых решений.

     Предметом исследования является информационно-аналитический инструментарий обеспечения информационной технологической поддержки бизнес-процессов промышленного предприятия ОАО «Ростовводпром» в соответствии со стратегией его развития.

     Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов по теории управления в социальных и экономических системах, развитию методик и информационных технологий и систем поддержки  принятия, реализации и мониторинга исполнения бизнес-процессов на предприятиях, проблемам адаптации системы управления промышленных предприятий к внешней среде, а также законодательные и нормативные документы государственных органов РФ и её субъектов. Исследование осуществлялось с применением принципов системного подхода, логических методов, методов экономического и статистического анализа, экономико-математического моделирования, совокупности специализированных программных продуктов.

     Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных федеральных и региональных органов статистической службы России, данных, публикуемых в периодической печати,  материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления в социальных и экономических системах с использованием современных информационных технологий, внутренней бизнес-документации ОАО «Ростовводпром», материалов специализированных исследовательских компаний, а также Интернет-ресурсов.

     Научная новизна работы определяется разработкой апробированного в практике промышленного предприятия внедрения информационной системы по поддержке бизнес-процессов, их адаптации и оптимизации.

     Теоретическая значимость результатов исследования состоит в развитии теории управления бизнес-процессами в части разработки концепции и подхода к информационному обеспечению процесса управления деятельностью промышленного предприятия с широким использованием современных информационных технологий для поддержки принятия управленческих решений.

     Практическая  значимость проведенной работы. Разработанная модель в рамках проведенного исследования информационной поддержки оптимизации бизнес-процессов, в силу своей универсальности, может найти широкое применение в практике управления промышленными  предприятиями, функционирующими в условиях высококонкурентной рыночной среды.

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

1  ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Экономическое содержание бизнес-процессов и особенности их моделирования

 
 

     Под бизнес-процессом принято понимать цепь логически связанных повторяющихся действий, которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или цель предприятия [33].

     Бизнес-процесс  – это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы производителя, создает ценность и выдает результат потребителю. Среди основных причин, побуждающих организацию оптимизировать бизнес-процессы, можно выделить необходимость снижения затрат или длительности производственного цикла, требования, предъявляемые потребителями и государством, внедрение программ управления качеством, слияние компаний, внутриорганизационные противоречия.

     Сегодня для взглядов на бизнес-процесс и его интерпретаций характерно многообразие и противоречивость. Бизнес-процесс - это:

     1. Совокупность различных видов  деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [34].

     2. Набор логически взаимосвязанных  действий, выполняемых для достижения  определенного выхода бизнес-деятельности [22].

     3. Структурированное конечное множество  действий, спроектированных для  производства специфической услуги (продукта) для конкретного потребителя  или рынка. Или — специфически  упорядоченная совокупность работ,  заданий во времени и в пространстве, с указанием начала и конца, точным определением входов и выходов. Или — структурируемый, измеряемый набор действий, созданный, чтобы произвести определенный выход для конкретного клиента или рынка[14].

     4. Сущность, определяемая через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг/товаров, в которой происходит наращивание стоимости производимой услуги/товара [22].

     5. Множество внутренних шагов (видов)  деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту и удовлетворяющей его по стоимости, долговечности, сервису и качеству. Или — полный поток событий в системе, описывающий, как клиент начинает, ведет и завершает использование бизнеса [13].

Информация о работе Информационная поддержка бизнес-процессов на промышленном предприятии