Информационная поддержка бизнес-процессов на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:19, дипломная работа

Описание

Повсеместное и всепроникающее присутствие информационных технологий уже стало привычной реальностью. Очевидно, что их активное применение – серьезный ресурс повышения эффективности бизнес-процессов, но без грамотно спроектированной системы управления компании – ресурс бесполезный.
Современная, сложная и динамичная рыночная среда требует от российских предприятий постоянного совершенствования своих с

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Экономическое содержание бизнес-процессов и особенности их моделирования 9
1.2 Анализ применяемых в практике деятельности промышленных предприятий информационных технологий 20
2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОСТОВВОДПРОМ» 35
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Ростовводпром» 35
2.2 Экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО «Ростовводпром» 38
2.3 Анализ существующей системы управления бизнес-процессами на предприятии 49
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «РОСТОВВОДПРОМ» 61
3.1 Определение методов оптимизации бизнес-процессов на предприятии 61
3.2 Работа по оптимизации бизнес-процессов 64
3.3 Внедрение информационной системы на предприятии ОАО «Ростовводпром» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….83

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 1.65 Мб (Скачать документ)
  1. зафиксировать факт отклонения;
  2. провести анализ причин отклонения, выявить эти причины;
  3. оценить экономическую целесообразность устранения причин отклонения;
  4. если устранение причины отклонения целесообразно, то владелец обязан организовать разработку и внедрение мероприятий, по устранению причин произошедшего отклонения;
  5. устранение причин отклонения требует перераспределения ресурсов или получения дополнительных ресурсов от вышестоящего руководителя;
  6. о своих действиях владелец процесса обязан сообщить вышестоящему руководителю.

     Реализация деятельности вышестоящего руководителя заключается в том, что вышестоящий руководитель должен проанализировать (сам или при помощи аппарата управления) поступившие от владельцев «Справки о ходе процессов» и принять по ним управленческие решения. Управленческое решение доводится до владельцев процессов в виде документа с условным названием «Протокол анализа процесса». Подписанный протокол имеет для владельца процесса силу утвержденного приказа.

     Анализ хода процесса проводится по всем группам показателей. Поскольку показатели процесса могут иметь отклонения от средней величины, необходимо установить критерии для показателей. Критерии определяют, когда вышестоящий руководитель должен вмешаться в ход процесса для принятия управленческого решения.

     Не каждое отклонение данных от среднего значения нужно фиксировать и анализировать. Для того чтобы владелец процесса не «утонул в бумагах», он должен установить критерии для показателей процесса на таком уровне, чтобы за месяц ему приходилось проводить такие анализы с письменным оформлением результатов, не более 5—6 раз. Число 5—6 установлено на основе практических соображений и опыта работы.

     Основной задачей любого владельца процесса является снижение вариаций в показателях процесса и их улучшение, поэтому после того, как количество отклонений показателей за установленные для них границы снизится до уровня 2—3 в месяц, границы необходимо пересмотреть в сторону ужесточения или введения дополнительных показателей хода процесса. Цель управления процессом заключается в непрерывном улучшении его показателей.

     Таким образом, в контексте принятия эффективных управленческих решений, на предприятии целесообразно выделить его информационную составляющую как обеспечивающую взаимодействие всех остальных компонент потенциала. Поскольку современный рынок информационных технологий развит достаточно хорошо, отдельному предприятию неэффективно разрабатывать новые управленческие ИТ: гораздо более рациональным является адаптация уже имеющихся продуктов к своей специфике. В соответствии с этим методическое и конкретно прикладное значение имеет целеориентированный анализ имеющихся программных разработок как средства поддержки принятия управленческих решений с максимально полным учетом специфики многопрофильной деятельности.

     В последнее время для оптимизации и автоматизации внутренней деятельности фирмы широко применяются ERP(Enterprise Resources Planning)-системы. Данные системы направлены на улучшения таких процессов, как планирование, изготовление, учет и контроль. При внедрении ERP-систем в компании клиент рассматривается как элемент внешнего мира и никак не влияет на разработку данных систем. Иными словами, ERP-системы направлены на достижение конкурентных преимуществ за счет оптимизации внутренних бизнес-процессов [10].

     Совершенно  противоположными системами являются CRM(Customer Relationships Management)-системы, в центре внимания которых находится клиент компании. Данные системы позволяют, как бы интегрировать клиента в сферу организации - фирма постоянно получает максимально возможную информацию о своих клиентах и их потребностях. И, исходя из этих данных, компания строит свою организационную стратегию, которая касается всех аспектов ее деятельности: производство, реклама, продажи, дизайн, обслуживание и пр [12].

     На  настоящий момент мировой рынок ERP-систем так или иначе уже стабилизировался, а рынок систем CRM еще только развивается. Уже сейчас многие компании, которые внедрили данные системы, получают от них большую отдачу. Также дополнительной эффективности организация может добиться от их интеграции. Иногда сами разработчики уже предлагают ERP-системы с элементами систем CRM [14] .

     Как известно, конкурентоспособность и  устойчивость развития предприятия  во многом зависит от стабильности взаимоотношений с потребителями  его продукции (товаров, услуг). В этой связи клиентскую базу следует рассматривать как один из важнейших активов компании, требующих эффективного управления. К настоящему времени за рубежом и в России создано значительное число программных продуктов, которые могут использоваться в составе программного обеспечения специализированных информационных систем управления взаимоотношениями с клиентами. Они существенно различаются по охвату функций, возможностям настройки на специфику работы конкретных предприятий, совокупной стоимости владения и многим другим параметрам.

     На  многих предприятиях отделы продаж, маркетинга и обслуживания клиентов пока еще  действуют независимо друг от друга, и по этой причине их представления  о заказчике зачастую противоречивы, а действия — несогласованны. Система CRM облегчает координацию действий различных отделов, обеспечивая их общей платформой для взаимодействия с клиентами, и дает каждому из них доступ к полной информации о них, что способствует наилучшему удовлетворению потребностей клиентов. CRM-система начинает собирать информацию о рынке, необходимую компании, прямо с момента ее внедрения, и чем раньше компания начинает ее использовать, тем раньше ежедневно получать детальную информацию о рынке, его потребностях и тенденциях. При этом в отличие от любого заказанного или проведенного сотрудниками компании исследования, это будет реальная информация о том, какие клиенты в каких ее продуктах заинтересованы, и она позволит не только точно планировать объемы продаж, но и вовремя уловить рыночные изменения, которые приведут завтра к формированию новых потребностей клиентов. Важно также, что CRM-система позволяет быстро начать зарабатывать больше, чтобы иметь возможность при необходимости заказать дорогое в профессиональном агентстве или пригласить опытного консультанта.

     Рассмотрим  несколько информационных систем, применяемых  в многопрофильных промышленных предприятиях по всему миру и заслуживших высокий уровень доверия у клиентов с целью их возможной адаптации к организационной структуре управления предприятиями с диверсифицированной деятельностью.

     Система J.D. Edwards OneWorld завоевала популярность во всем мире благодаря использованию  передовых технологий и гибкости при внедрении и использовании [23]. Возможность быстрого внесения всех необходимых изменений на любом этапе работы с данным программным продуктом является критически важной в условиях постоянно меняющихся требований со стороны технологий и бизнес-процессов. Сочетание таких свойств OneWorld J.D. Edwards, как функциональная гибкость, масштабирумость, возможность доработки системы в соответствии со специфическими требованиями бизнеса Заказчика, а также наличие полноценной российской локализованной версии позволяет эффективно решать проблемы комплексной автоматизации многопрофильных предприятий, работающих на российском рынке.

     В основе технологии OneWorld заложена предпосылка  динамичного развития диверсифицированного предприятия и всех бизнес-процессов. Все приложения OneWorld строятся на базе единой совместимой архитектуры, а  инструментарий ActivEra позволяет быстро адаптировать их к изменениям бизнеса. Система растёт и развивается вместе с ним.

     Система SyteLine ERP поддерживает концепцию учета  потребностей клиентов в основных производственных и хозяйственных процессах предприятия, учета предпочтений клиента при подборе интересующей его продукции и услуг в сочетании с хорошо организованным оперативным управлением производства. Именно это позволяет предлагать клиентам то, что они ищут и в минимальные сроки. Система SyteLine ERP представляет собой серьезную и гибкую основу для расширения за счет дополнительных комплементарных программных продуктов, обеспечивающих в комплексе широкую функциональность и поддержку передовых технологий, позволяя эффективно управлять бизнесом в различных отраслях промышленности.

     Система SyteLine ERP обладает полным набором функций для обеспечения работы практически во всех функциональных областях многопрофильной деятельности, соответствует современным промышленным стандартам, а также поддерживает современные коммуникационные стандарты, включая XML, архитектуру Microsoft.NET, объектно-ориентированные компоненты и 32-битные клиентские приложения Windows. Многоуровневая, клиент-серверная архитектура SyteLine обеспечивает гибкость конфигурирования, способствуя эффективному и устойчивому росту технологичности информационного обеспечения многопрофильного предприятия [38].

     Заслуживает также внимания система SAP R/3, которая состоит из набора прикладных модулей, которые поддерживают различные бизнес-процессы многопрофильного предприятия и интегрированы между собой в масштабе реального времени. Даже самый краткий обзор функций системы SAP R/3 показывает ее способность решать основные задачи, стоящие перед диверсифицированными предприятиями. SAP SAP R/3 - это самая обширная система на сегодняшний день. Не случайно многие лидеры мировой экономики именно ее выбрали в качестве основной корпоративной системы. Тем не менее, статистика показывает, что более трети компаний, покупающих SAP R/3, - это средние фирмы с годовым оборотом менее 200 млн долл. Дело в том, что SAP R/3 - конфигурируемая система, поэтому предприятие будет работать с индивидуальной версией, настроенной именно под его параметры. Чем шире возможности конфигурирования и настройки системы без необходимости ее переписывания, тем выше технический уровень данной системы. По этому параметру SAP R/3 также занимает лидирующее положение в мире.

     «Корпорация «Галактика» – крупнейший в СНГ  разработчик комплексных решений  в области автоматизации управления производственно-хозяйственной и  финансовой деятельностью предприятия. Начав свою историю в 1987 году, корпорация объединила фирмы, расположенные в Москве, Минске, Киеве, Алматы, Екатеринбурге, Иркутске, Санкт-Петербурге, Самаре, а также партнерскую сеть, включающую более 200 фирм».  Cистема Галактика Enterprise Resource Planning (ERP) – основа комплекса решений для управления бизнесом.

     Возможности системы позволяют в едином информационном пространстве оперативно решать главные управленческие задачи, обеспечить менеджеров различного уровня управления необходимой и достоверной информацией. Для небольших предприятий на базе этой системы разработано решение Галактика Старт, позволяющее быстро и с минимальными затратами провести автоматизацию основных бизнес-процессов предприятия (например, управление сбытовой деятельностью).

     Комплекс  Галактика Business Intelligence включает приложения:

     - Галактика BI Сбыт – система управления продажами на основе мониторинга и анализа результатов сбытовой деятельности;

     -  Галактика Бизнес-Монитор – прикладной инструмент для построения BI-решений.

     Последний рассматриваемый здесь продукт  IT-решений для широкого круга многопрофильных предприятий - программные продукты «ПАРУС», которые придерживаются комплексного подхода, предоставляя решения, включающие как необходимый для автоматизации программный продукт, так и услуги внедрения, обучения и  консалтинговую поддержку.

     Крупным многопрофильным предприятиям «ПАРУС» предлагает решения для комплексной автоматизации, позволяющие снижать издержки, повышать качество управления. Компания имеет адаптированные решения и большой опыт реализации проектов по построению систем управления предприятиями нефтегазовой, энергетической отраслей, машиностроения, оптовой и оптово-розничной торговли. Для малых и средних предприятий корпорация «ПАРУС» предлагает решения по автоматизации основных процессов финансово-хозяйственной деятельности, а также системы  поддержки принятия решений руководителем.

     Система управления «ПАРУС» изначально строилась как комплексная система автоматизации управления. Она характеризуется четким разграничением оперативно-управленческих и учетных задач при полной их интеграции на уровне единой базы данных.

     Система  «ПАРУС-Предприятие 7»   предназначена   для малых и средних предприятий различной отраслевой принадлежности (торговля, сфера услуг, элементарное производство, реклама и СМИ, общественное питание, туризм, иностранные компании и др.). Это простая, удобная, но в то же время мощная полнофункциональная система, позволяющая автоматизировать бухгалтерский учет, основные торговые процессы и складской учет, расчет заработной платы и кадровый учет. Может эксплуатироваться как на одном, так и на нескольких (в пределах 15-20) объединенных в локальную сеть компьютерах. Общее число клиентов корпорации превышает 30000 предприятий и учреждений [37].

     Для удобной и качественной работы в  подобных информационных системах на многопрофильном предприятии необходим  грамотный выбор компьютерной техники. Одним из лучших представителей этой ниши готовой продукции является многопрофильное филиальное решение DEPO -  универсальная платформа для функционирования широкого спектра информационных технологий.

     Как видно из проведенного анализа, и  зарубежные, и российские компании могут предложить достаточно качественные IT-решения для управления промышленным предприятиями. В зависимости от размеров предприятия и целей диверсификации его деятельности следует выбирать наиболее подходящую для его нужд и возможностей систему и производить её интеграцию. Очевидно, что правильно подобранная система может качественно повысить уровень управления деятельностью предприятием, произвести качественный скачок в уменьшении различных видов издержек и заложить мощный фундамент для дальнейшего развития бизнеса.

Информация о работе Информационная поддержка бизнес-процессов на промышленном предприятии