Информационная поддержка бизнес-процессов на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:19, дипломная работа

Описание

Повсеместное и всепроникающее присутствие информационных технологий уже стало привычной реальностью. Очевидно, что их активное применение – серьезный ресурс повышения эффективности бизнес-процессов, но без грамотно спроектированной системы управления компании – ресурс бесполезный.
Современная, сложная и динамичная рыночная среда требует от российских предприятий постоянного совершенствования своих с

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Экономическое содержание бизнес-процессов и особенности их моделирования 9
1.2 Анализ применяемых в практике деятельности промышленных предприятий информационных технологий 20
2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОСТОВВОДПРОМ» 35
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Ростовводпром» 35
2.2 Экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО «Ростовводпром» 38
2.3 Анализ существующей системы управления бизнес-процессами на предприятии 49
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «РОСТОВВОДПРОМ» 61
3.1 Определение методов оптимизации бизнес-процессов на предприятии 61
3.2 Работа по оптимизации бизнес-процессов 64
3.3 Внедрение информационной системы на предприятии ОАО «Ростовводпром» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….83

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 1.65 Мб (Скачать документ)

     

     Рисунок 17.3 - Бизнес-процесс «Работа склада»

 

     Основным итогом оптимизации бизнес-процессов предприятия станет функциональная модель с четкой слаженной работой всех подразделений предприятия и качественным улучшением работы всего предприятия в целом.

 
     
    1. Внедрение информационной системы на предприятии ОАО «Ростовводпром»
 
 

     Следующим шагом будет внедрение на предприятии  информационной системы, которая поможет  воплотить в жизнь новую модель и даст следующие результаты:

  1. повысится устойчивость бизнеса;
  2. повысится производительность труда;
  3. будет оптимизирована технология производства существующей продукции (на примере модульных зданий и бытовок);
  4. повысится качество самих бизнес процессов и конечного продукта(модульных зданий и бытовок).

     Для обеспечения эффективности информационных процессов необходима соответствующая организация данных. Проблема моделирования данных связана с таким представлением данных, которое наиболее естественно отражает реальный мир и может поддерживаться компьютерами. В настоящее время в самых различных областях широкое распространение получила разработка баз данных (БД).

     База  данных – это совокупность предназначенных  для обработки на ЭВМ поименованных  данных, которая служит для запросов многих пользователей в рамках организации (предметной области). Для программной реализации баз данных обычно используются универсальные системы управления базами данных (СУБД).

     Жизненный цикл базы данных можно условно разбить  на 2 фазы.

     1. Анализа и проектирования.

     2. Реализации и функционирования.

     На  этапе анализа и проектирования осуществляется.

     1) Формирование и анализ требований  к информации о предметной  области. Здесь осуществляется  сбор требований к содержанию  и процессу обработки данных  от всех пользователей, обеспечивается  согласованность данных.

      2) Концептуальное проектирование. Построение независимой от СУБД информационной структуры путем объединения требований пользователей. Концептуальная схема не зависит от конкретной СУБД и технических решений.

      3) Проектирование реализации. На этом этапе осуществляется реализация информационной модели в рамках конкретной СУБД. Производится описание структуры данных, разработка программ обработки данных.

     На  этапе реализации и функционирования БД осуществляется:

     1) Реализация БД;

     2) Анализ функционирование и поддержка;

     3) Модификация и адаптация.

     Информационная модель сборочных цехов была представлена в ходе предпроектного исследования (см.рис 7.2). В результате оптимизации бизнес-процессов информационная модель приобрела следующий вид:

     

     Рисунок 18.3 - Информационная модель предприятия после оптимизации

     Составим  концептуальную модель БД для проектируемой  информационной системы. Для этого  используем методологию информационного  моделирования IDEF1X, основанную на подходе  П.Чена. Эта методология позволяет построить модель данных, эквивалентную реляционной модели в третьей нормальной форме. На основании описания предметной области создадим словарь ПО, содержащий имена сущностей, ключевых и неключевых атрибутов и их определения, (таблица 3.1, Приложение 2).

     В базу данных занесём только то, что  касается производственной деятельности предприятия. Внешние связи (с поставщиками и с муниципальными органами) описывать  не будем. Все сущности мы условно  разделили на четыре модуля: модуль Каталог, модуль Заказы, модуль Производство и модуль Склад.

     Для программной реализации работы одного из бизнес-процессов предприятия мы выбрали СУБД Microsoft Access. MS Access – это самая популярная сегодня настольная система управления базами данных.  Её успех заключается в реализации продукта, рассчитанного как на начинающего, так и квалифицированного пользователя. Опишем основные эргономические особенности данной СУБД:

  1. MS Access имеет один из самых лучших наборов визуальных средств среди аналогичных программных продуктов. Вся работа с базами данных интегрирована в окне базы данных. При разработке программы широко используются такие современные решения, как панели инструментов, технология Drag&Drop (перетащи и брось), панели свойств, гипертекстовые ссылки и др.
  2. При создании форм, отчетов, запросов существует возможность воспользоваться большим количеством встроенных шаблонов и «помощников», следовательно сокращается процесс написания программы.
  3. Широко развитый пользовательский интерфейс. Существует возможность создавать в клиентских приложениях все элементы стандартного интерфейса Windows-приложений: окна, кнопки, полосы прокрутки, кнопки выбора, кнопки переключения и многие другие.
  4. Широкие возможности документирования и создания помощи пользователям. Окна подсказок, «ярлыки» подсказок, отличная документация на русском языке и встроеная система помощи – отличительные особенности СУБД Microsoft Access.
  5. Одно из основных преимуществ MS Access – тесная интеграции с популярным офисным пакетом Microsoft Office. 80% пользователей в мире применяют этот пакет для организации работы в офисе и дома. Следовательно, проектируемая нами система может быть легко применена и перенесена между множеством компьютеров.

     Работа  начинается с загрузки кнопочной  формы, с помощью которой осуществляется навигация по приложению.Перемещения между модельными рядами осуществляется с помощью кнопок перехода внизу формы. Чтобы увидеть, какие предметы входят в конкретный модельный ряд, создан список предметов. Покупатель может увидеть внешний вид предметов, их характеристики и цены. После выбора покупателем модели по вкусу, продавец может начать оформлять заказ. Для этого предназначена кнопка «Начать оформление заказа». После нажатия кнопка блокируется, и становятся доступными кнопки «Открыть заказ №», «Добавить в заказ» и «Виды облицовок».

     Кнопка  «Добавить в заказа» добавляет  выбранный предмет в заказ.

     Кнопка  «Виды облицовок» открывает каталог.

     Кнопка  «Открыть заказ №» открывает форму оформления заказов. Для корректной работы программы папка должна находиться в том же каталоге, что и база данных Модели бытовок и модульных зданий.mdb.

     В каталоге покупатели могут ознакомиться с вариантами облицовки для заказанной модели.

     В форме Заказы можно откорректировать заказ: данные о заказчике, комплектация и т.д. После того, как заказа полностью сформирован, можно распечатать договор, выдать ведомость комплектации на изготовление заказа и ведомость на закупку недостающих материалов. Данные о материалах берутся из таблицы «СправочникМатериалов» модуля «Склад».

     Таким образом, построение и внедрение ИС является начальным этапом процесса разработки систем управления базам данных (СУБД). СУБД, в свою очередь, являются совокупностью, предназначенной для обработки на ЭВМ поименованных данных, которая служит для запросов многих пользователей в рамках организации (предметной области).

     Результатом проделанной работы по внедрению  в сборочных цехах информационной системы, позволяющей оптимизировать бизнес-процессы, стали следующие результаты:

  1. повысилась производительность труда и устойчивость бизнеса;
  2. оптимизирована технология производства модульных зданий и бытовок и, как результат, повысилось качество конечного продукта, продукция стала более конкурентоспособной;
  3. значительно сократился брак конечного продукта благодаря внедренным точкам технологического контроля на производстве;
  4. время обработки заказов сократилось в несколько раз, причем это время имеет тенденцию к дальнейшему сокращению по мере накопления базы изделий;
  5. достигнута значительная экономия материалов;
  6. наладилась согласованная работа всех подразделений;
  7. у руководства предприятия появилась эффективная система отчетности, позволяющая своевременно определять состояние дел в цехе и вовремя отслеживать положительные и отрицательные изменения для принятия обоснованных управленческих решений.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В результате проведенного исследования можно сделать определенные выводы. В современную информационную эпоху обстановка внутри и вне промышленных предприятий меняется крайне быстро, требуя от них постоянного совершенствования и изменения - отслеживания тенденций развития рынка, деятельности конкурентов, оперативной разработки и предложения новых услуг, освоения новых рынков, изменения систем управления, организационной структуры, кадровой политики, методов работы с клиентами. Жесткие условия конкуренции диктуют свои правила, и все большее количество предприятий вынуждено постоянно совершенствоваться и двигаться вперед, чтобы выиграть в конкурентной борьбе.

     Среди основных причин, побуждающих организацию  оптимизировать бизнес-процессы, можно  выделить необходимость снижения затрат или длительности производственного  цикла, требования, предъявляемые потребителями  и государством, внедрение программ управления качеством, слияние компаний, внутриорганизационные противоречия. Бизнес-процессы реализуют бизнес-функции предприятия.

     При внедрении информационных систем в  функционально-ориентированных организациях весьма остро встает проблема перестройки  деятельности предприятия в контексте осмысления и совершенствования бизнес-процессов.

     Практическая  реализация технологии формирования адаптивной системы управления промышленным предприятием сопряжена с целым рядом проблем  как общего характера, так и продуцируемых  спецификой диверсифицированной деятельности.

     Одним из направлений повышения эффективности  управления промышленными предприятиями  является инициирование и реализация инновационных бизнес-процессов, которые  ориентированы на рост конкурентоспособности. В отношении инновационно ориентированных инвестиций целесообразно сосредоточение усилий на определение показателей их экономической эффективности, даже если достоверность расчетов невелика.

     Для промышленной компании весьма существенно  снижение степени неопределенности даже по одному из направлений. Здесь важно помнить, что показатели эффективности для различных типов проектов, продуктов, услуг или сегментов рынка могут быть различными.

     В контексте принятия эффективных  управленческих решений, на предприятии  целесообразно выделить его информационную составляющую как обеспечивающую взаимодействие всех остальных компонент потенциала. Поскольку современный рынок информационных технологий развит достаточно хорошо, отдельному предприятию неэффективно разрабатывать новые управленческие ИТ: гораздо более рациональным является адаптация уже имеющихся продуктов к своей специфике.

     На  основании анализа деятельности ОАО «Ростовводпром»,  комплексной  диагностики использования ресурсов, можно отметить, что  рационально  организованный и функционально взаимодействующий в рамках общей цели предприятия совокупный внутренний потенциал, эффективный внутрикорпоративный менеджмент, адекватный учет в процессе принятия управленческих решений всего спектра факторов внешнего окружения, активная адаптация к новым условиям ведения бизнеса позволили предприятию не только не снизить, но даже повысить эффективность своей деятельности в условиях протекающего экономического кризиса.

     В существенной степени это детерминируется  согласованным  взаимодействием всех элементов организационной структуры предприятия, позволяющих ему осуществлять многопрофильную деятельность, при этом ключевым фактором успеха, как показывает анализ функционирования  потенциала ОАО «Ростовводпром» в условиях финансового кризиса, является применяемая менеджментом предприятия концепция управления бизнес-процессами.

     Проанализировав деятельность ОАО «Ростовводпром»  и проведя предпроектное исследование, можно выделить четыре основных бизнес-процессов  основного производства: оформление заказа; выполнение заказа; доставка заказа покупателю; разработка новой модели и четыре вспомогательных бизнес-процесса: технологическая проработка заказа; получение материалов со склада; работа склада; работа бухгалтерии.

     В результате анализа  существующих бизнес-процессов можно отметить структурные проблемы предприятия – это проблемы, которые возникли в результате развития и изменения предприятия. Это проблемы не текущего момента, а существующие постоянно. Для решения таких проблем, как правило, требуется изменение структуры или технологических процессов предприятия. На данный момент на предприятии существуют следующие структурные проблемы:

  1. Неэффективный обмен информацией между отделами цеха и коммерческим директором. Так как процесс прохождения заказов по подразделениям цеха не автоматизирован, то возможна задержка их выполнения, поставки материалов, нет возможности в любой момент сделать анализ по продажам или получить любую другую оперативную информацию. 
  2. Технологическая документация готовиться вручную, что занимает большое количество времени и не гарантирует отсутствие ошибок. А ошибки ведут к браку продукции и к неэкономичному расходу материалов.
  3. Нет строгого учета и контроля расходования материалов и комплектующих на складе материалов.
  4. Не электронного каталога моделей, производимой цехами, позволяющего реально увидеть варианты изготовления и отделки. Заказчик может познакомиться только с моделями, представленными в магазине.
  5. Нет разделения труда в цехах и мастерских. Каждый мастер ведет заказ полностью, с первого до последнего этапа.  Как следствие – неэффективное использование труда мастеров.

Информация о работе Информационная поддержка бизнес-процессов на промышленном предприятии