Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:39, контрольная работа
В условиях перехода к рыночной экономике повышение конкурентоспособности товаров является важнейшей маркетинговой задачей предприятий, так как в этой комплексной категории сочетаются и фокусируются основные производственные, коммерческие, социально-экономические и финансовые результаты деятельности, качество коллективного труда.
Конкурентоспособность товаров представляет собой сложную категорию, состоящую из ряда элементов, важнейшим из которых является их качество, которое представлено совокупностью свойств и характеристик продукции (или услуги), обеспечивающей удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей.
1. Качество продукции: сущность, показатели оценки уровня. Факторы, влияющие на качество продукции............................................
3
2. Управление качеством продукции: контроль качества, планирование и стимулирование повышения качества; методы оценки качества продукции в организации…………..................................................................
6
Задача........................…....….................................…....….................................
12
Список использованных источников….......................…....................
Для контроля качества продукции необходимо располагать:
– показателями, характеризующими качество продукции;
– методами и средствами контроля проверки качества;
– техническими средствами для проведения испытаний;
– результатами анализа рекламаций;
– причинами возникновения дефектов, брака и условий их устранения.
Кроме центральной службы контролем качества продукции занимаются в подразделениях и цехах. Они первые получают сведения об отклонениях от нормы, состава и качества материалов, о допущенных отклонениях технологического процесса и предупреждают о возникновении производственного брака. Своевременно полученная информация позволяет оперативно реагировать на нарушение хода технологического процесса и принимать срочные меры к сокращению потерь от брака.
Все сведения,
полученные в ходе проведенного контроля,
ежедневно и посменно поступают
в главную диспетчерскую
Служба главного диспетчера осуществляет следующие основные функции:
– контролирует ход выполнения производственной программы по основным видам изделий и принимает меры по ликвидации отставания от плана по заготовкам, деталям и сборочным единицам;
– принимает меры к предупреждению сбоев в ходе производства, возникающих в результате нарушений работы технологического оборудования, несвоевременности обеспечения инструментом, материалами, полуфабрикатами.[5, с. 217]
Планирование
повышения качества продукции на
предприятии должно быть основано на
тщательном изучении текущего и перспективного
спроса на его продукцию, анализе
отзывов потребителей, проработке договоров
с заказчиками. Планы повышения
качества продукции должны учитывать
результаты сертификации продукции, прогрессивные
требования действующих стандартов
и технических условий, результаты
научных исследований, патентные
материалы, лицензии, данные научно-технической
информации, требования потребителей.
На предприятии ведется
Предметом планирования являются показатели, характеризующие качество изделий на всех стадиях их жизненного цикла. Показатели находят отражение в заданиях по улучшению качества продукции; в планах выпуска продукции, технического развития предприятия, стандартизации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовки кадров и т.д.
Для предприятия планируемыми могут быть следующие показатели:
– уровень качества - доля выпуска продукции высшей категории качества;
– виды аттестуемой продукции, имеющие важное значение для удовлетворения потребностей населения;
– характеристики процесса изготовления продукции: процент сдачи продукции с первого предъявления, коэффициент качества, снижение процента брака, количества рекламаций, доли возврата изделий на доработку;
– эксплуатационные характеристики: производительность, грузоподъемность, скорость, надежность, долговечность, экономичность изделия и др.[6, с. 181]
Важнейшими задачами планирования повышения качества продукции являются:
– достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
– современная замена или снятие с производства устаревших изделий;
– обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации;
– изготовление продукции высшего качества;
– снижение материалоемкости изделий, повышение фондоотдачи;
– рост надежности и долговечности выпускаемой продукции.
Планирование повышения качества продукции может быть перспективным (на сложную продукцию с большим производственным циклом ее изготовления), объем работ в котором предусмотрен на несколько лет, и текущим (например, годовой план), в котором предусматривается осуществление, конкретизация и реализация заданий перспективного плата. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам и месяцам, обсуждается на научно-техническом совете, согласовывается с главным инженером и утверждается руководителем предприятия
Одним из основных этапов планирования повышения качества продукции на предприятии является план мероприятий по подготовке изделий к сертификации. Для этого предприятие должно располагать необходимыми ресурсами и персоналом, способным обеспечивать стабильный выпуск качественной продукции.
Руководство предприятия должно определять требования к использованию ресурсов и выделять их в необходимом объеме, чтобы обеспечить проведение мероприятий в области повышения качества. Такие ресурсы могут включать:
– людские ресурсы и специализированный персонал;
– оборудование, необходимое для проектно-конструкторских работ и разработок;
– производственное оборудование;
– контрольное, испытательное и проверочное оборудование;
– контрольно-измерительную аппаратуру и программное обеспечение ЭВМ.
Важнейшим звеном управления качеством продукции является экономическое и моральное стимулирование предприятий и конкретных исполнителей за выпуск высококачественной продукции, причем для этого используются различные показатели в зависимости от типа производства, назначения и сложности продукции.
В целях повышения материальной заинтересованности участников создания и освоения высококачественной продукции, высокоэффективной техники, технологии и новых материалов правительствами многих стран учреждены ежегодные премии, которые присуждаются коллективам предприятий, достигших наилучших показателей за выпуск качественной продукции, отвечающей современному технико-экономическому уровню или превышающей его.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Для количественного определения качества продукции применяются методы оценки качества продукции. Под методом оценки качества продукции понимается совокупность логических и математических операций по использованию отдельных показателей качества продукции или их сочетания для определения качества изделия в целом на основе их сравнения с аналогичными вариантами изделий для принятия решения о выборе лучшего по качеству для потребителя варианта.
Выделяют следующие методы оценки уровня качества продукции:
– дифференциальный;
– комплексный;
– смешанный;
– статистический.
Дифференциальный метод — метод оценки качества продукции, основанный
на использовании единичных показателей
ее качества. Оценка уровня качества дифференциальным
методом заключается в сопоставлении
единичных показателей качества оцениваемого
изделия с соответствующими показателями
базового образца или базовыми показателями,
выбранными из других источников. При
таком сопоставлении можно установить:
достигнут ли уровень качества базового
образца в целом, по каким показателям
он достигнут, по каким показателям он
ниже базового уровня, какие показатели
имеют наибольшие отклонения от соответствующих
базовых.
Дифференциальный метод может быть применен
в тех случаях, когда все оцениваемые показатели
качества товара будут больше (меньше)
или равны базовым показателям.
Комплексный метод оценки уровня качества продукции заключается в том, что уровень качества продукции выражается одним обобщенным показателем. Для оценки качества технически сложной продукции необходимо учитывать большое количество единичных показателей. В таких случаях целесообразно уровень качества продукции оценивать одним числом, которое можно получить разными способами в форме обобщенного показателя. Этот показатель служит измерителем уровня качества изделия при сопоставлении его с соответствующим базовым показателем. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение товара, интегральным показателем и средним взвешенным показателем. [7, с. 217]
Во всех
случаях, когда это возможно, в
первую очередь следует использовать главный
показатель, наиболее полно отражающий
возможности товара выполнять свои основные
функции в соответствии с назначением.
Для этого устанавливают функциональную
зависимость главного показателя от исходных
единичных показателей, которая должна
отражать сущность потребления товара.
Главным показателем может быть выбрано,
например, время сохранности продуктов
в холодильнике.
Комплексный метод с использованием главного
показателя применяют преимущественно
на этапах планирования и прогнозирования
уровня качества изделий. Недостатком
его является то, что оценивается только
одна из ведущих функций товара, а другие
не принимаются во внимание, хотя они и
могут в значительной мере повлиять на
результаты оценки.
Интегральные показатели качества для комплексной оценки применяют и в тех случаях, когда известен полезный суммарный эффект от использования продукции и суммарные затраты на ее создание, обращение и потребление.
Средние взвешенные показатели при комплексной оценке применяют в тех случаях, когда затруднено определение главного показателя его функциональной зависимости от исходных показателей качества. Можно использовать различные средние взвешенные показатели, в том числе средние взвешенные относительные показатели, численные значения которых находят усреднением совокупности единичных относительных показателей с коэффициентами весомостей.
В практике оценки качества продукции часто встречаются случаи, когда одновременно необходимо знать комплексный показатель качества продукции, анализировать единичные показатели, выявлять возможности их улучшения. В этих случаях применяется смешанный метод оценки, под которым понимается оценка качества продукции, основанная на одновременном использовании единичных и комплексных показателей ее качества. Данный метод объединяет дифференциальный и комплексный методы, и применяется в следующих случаях:
– когда
совокупность единичных показателей
является слишком большой и
– когда обобщенный комплексный показатель в комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить обобщающие выводы о качестве продукции.
Данный метод позволяет установить, по какой группе свойств и насколько качество оцениваемого изделия отличается от качества базового образца.[7, с. 219]
В составе методов оценки качества продукции выделяется статистический метод, под которым понимается метод оценки качества продукции, основанный на использовании правил математической статистики для определения значений показателей качества продукции.[8, с. 362]
Необходимость применения методов математической статистики при оценке показателей качества обусловлена тем, что в большинстве случаев эти значения являются случайными величинами вследствие воздействия многочисленных случайных факторов в процессе производства и эксплуатации продукции. В связи с этим для оценки качества продукции необходимо определить:
– характер и причину различия показателей качества сравниваемых вариантов продукции;
– коэффициент корреляции (вероятностной связи) между показателями качества продукции;
– параметры зависимости исследуемого показателя качества от численных характеристик влияющих на него факторов;
– влияние различных факторов на изменение показателя качества;
– точность и устойчивость технологических процессов и их влияние на закон распределения формируемых этим процессом показателей качества продукции.
Рассмотренные
выше методы оценки качества продукции
имеют определенную результативность
и области применения, но не устраняют
полностью неопределенность при
оценке качества, возникающую вследствие
разнонаправленных, неупорядоченных значений
показателей качества продукции у сравниваемых
вариантов продукции (у одних изделий
лучше один набор параметров, чем у остальных,
у других — свой набор и т.д.). Это затрудняет
обоснованный выбор изделия, обладающего
более высоким, в сравнении с другими однотипными
изделиями, качеством.
Для оценки уровня качества также применяются
такие методы: измерительный, расчетный, органолептический,
регистрационный.
Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. С помощью измерительного метода определяются следующие значения: масса изделия, частота вращения двигателя, размер изделия, скорость автомобиля, сила тока и др.
Расчетный метод базируется на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и другие.
Органолептический метод строится на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.
Регистрационный метод основывается на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях. Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др. [9, с. 162]