Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Современный мировой рынок представляет собой арену жестокой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции.
Современный мировой рынок представляет собой арену жестокой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции.
Качество
продукции согласно Международному
стандарту ИСО 8402-86 – это совокупность
свойств и характеристик
Существует и иное определение качества продукции – это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность [2, с.8]. Это определение с точки зрения показателей, которые характеризуют качество продукции. Эволюция определений понятий качества представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А.
В определении качества продукции используются два подхода: технический и экономический. Технический рассматривает качество как совокупность свойств продукции. Экономический — совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей.
Качество продукции в значительной степени влияет на уровень таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, цена продукции, прибыль, рентабельность, а также конкурентоспособность продукции и предприятия [3, с.238].
На каждом предприятии качество продукции определяют разнообразные факторы как внутренние, так и внешние.
К
внутренним относятся такие, которые
связаны со способностью предприятия
выпускать продукцию
Технические
факторы самым существенным образом
определяют качество продукции, поэтому
внедрение новой технологии, применение
новых материалов, более качественного
сырья – материальная основа для
выпуска конкурентоспособной
Организационные
факторы связаны с
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально-экономические факторы в значительной мере определяют создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.
Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции и определяют пути его повышения [4, с.107].
Повышение
качества продукции имеет огромное
социально-экономическое
1.
Улучшение качества товаров
2. Повышение качества продукции является фактором роста эффективности производства, экономии живого и овеществленного труда, экономии энергоресурсов.
Улучшение качества продукции равносильно увеличению ее количества без ввода дополнительных производственных мощностей и привлечения дополнительных инвестиций. Машины, оборудование, приборы высокого качества более экономичны в эксплуатации. Они дольше служат и, сберегая труд их потребителей, тем самым способствуют росту производительности общественного труда. Использование высококачественного сырья и материалов не только снижает затраты на его сортировку, но и ведет к снижению материалоемкости производства.
3. Повышение экологических параметров ведет к улучшению экологической обстановки.
4. Повышение качества продукции расширяет экспортные возможности страны [5, с.145].
Значение
повышения качества продукции для
предприятия заключается в том,
что оно позитивно сказывается
на эффективности использования
производственных ресурсов, эффективности
функционирования предприятия, а также
адаптивности предприятия к изменяющимся
условиям внешней экономической среды,
активизирует процесс поиска и внедрения
инноваций в производство. Повышение качества
продукции на макроуровне способствует
формированию экспортного потенциала,
усиливающего экономическую независимость
государства, а, следовательно, и его безопасность.
Кроме того, качество выступает катализатором
ускорения научно-технического прогресса,
роста благосостояния общества и т.д. Поэтому
на государственном уровне проводится
политика стимулирования повышения качества
продукции, выпускаемой национальными
предприятиями, а также политика обеспечения
конкурентоспособности продукции как
условия достижения устойчивого экономического
развития национальной экономики.
1.2
Система показателей
качества продукции
и методика их расчета
Свойства продукции, производимой на предприятии, количественно выражаются в показателях качества. Наука, занимающаяся количественной оценкой качества продукции (т.е. измерением качества), называется квалиметрией. [6, с. 74]
Уровень качества продукции – относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих качество оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей.
Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества, включает единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.
Единичные и комплексные показатели качества применяют для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемой продукции и характера ее производства. Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения.
Единичные показатели качества, фиксируемые в нормативно-справочной документации, объединены в 10 групп:
Комплексный показатель отражает одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, включая затраты связанные с разработкой, производством и эксплуатацией продукции, и выражается одним числом, что позволяет на практике сравнивать большое число показателей качества продукции с таким же количеством базовых показателей. [9, с.85] Он отражает такую совокупность свойств продукции, по которой принято решение оценивать ее качество. [2, с.45] Комплексные показатели определяют для иерархического «дерева качества».
Качество можно представить в виде иерархической структуры «дерева качества», где на самом низком (нулевом) уровне «иерархического дерева качества» находится качество как обобщённое комплексное свойство продукции, на самом верхнем – простые единичные свойства. Построение «иерархического дерева качества» начинают с составления перечня единичных показателей качества (единичных свойств), которые могут оказаться существенными для решаемой задачи оценивания качества. После составления списка показателей их объединяют в группы по характеризуемым свойствам: назначения, технологичности, безопасности и другие. Каждому показателю присваивают коэффициент весомости, и, наконец, схематично составляется «иерархическое дерево качества». [10, с.37]
Обобщающие показатели, в отличие от единичных и комплексных, характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом:
- объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой на предприятии продукции;
- объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества;
- объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;
- объем и удельный вес сертифицированной продукции; [11, с.83]
- объем и удельный вес зарекламированной продукции;
-
средний коэффициент сортности. [2, с. 57]
1.3
Методы оценки уровня
качества продукции
В
последние десятилетия в
При всем многообразии и намеренно подчеркнутой несхожести приведенных видов продукции по своему назначению и свойствам применяемые для оценки их качества принципы и методы могут иметь много общего.
Под
методом оценки качества продукции
понимается совокупность логических и
математических операций по использованию
отдельных показателей качества
продукции или их определенного
сочетания для определения