Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Современный мировой рынок представляет собой арену жестокой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции.
История РУП «МАЗ» начинается с 9 августа 1944г., когда Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в городе Минске. В октябре 1947г. на заводе, до того занимавшемся сборкой автомобилей из поступавших на завод узлов и деталей и только начинающем осваивать производство прицепов, были изготовлены первые пять автосамосвалов собственной конструкции МАЗ-205. С 1948 года было организовано серийное производство автомобилей. Завод стал одним из ведущих производителей большегрузных дизельных автомобилей с ежегодным выпуском 25 тыс. машин.
С 1993г. МАЗ заявил о себе как изготовитель современных городских и междугородных автобусов, прицепов-дач к легковым автомобилям, торговых прицепов. Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям. В 2001г. МАЗ освоил производство троллейбусов. В 2003г. изготовлен первый автомобиль МАЗ-544008-320-021 с ярославским двигателем ЯМЗ-658, соответствующий нормам Евро-3. А уже в 2008 г. было изготовлено 122 автомобиля класса Евро-4 против 3 в 2007г. На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество. [10, c.6]
Минский автозавод ежегодно поставляет потребителям более 23 000 грузовых автомобилей, 9 000 прицепов и полуприцепов, более 1 500 автобусов.
Фактические данные о выпуске продукции РУП «МАЗ» за последние годы приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Выпуск продукции Минским автозаводом за 2007 - 2010гг.
Наименование продукции | Фактический выпуск по годам | |||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
1. Автомобили грузовые, шт | 20 235 | 20 965 | 22 979 | 23 409 |
2.Прицепная техника, шт | 7 333 | 8 006 | 7 809 | 9 298 |
3. Автокраны, шт | 289 | 452 | 563 | 708 |
4. Пассажирская техника, шт | 1 024 | 1 589 | 1 690 | 1 767 |
Итого автотехника | 28 881 | 30 686 | 33 043 | 35 185 |
Примечание
- Источник: фактические данные предприятия
[13, c.124], [14, c. 145]
Анализ таблицы 1 показывает, что производство автотехники в 2010 г. увеличилось на 6,5%, 7,8% и 15,6% по сравнению с 2009г, 2008г и 2007г соответственно. Таким образом, РУП «МАЗ» выпускает автомобильную технику широкого ассортимента, и продолжает наращивать производство автомобильной техники с каждым годом. Наибольшую долю в производстве за весь рассмотренный период занимают автомобили (около 65 %). Менее всего на предприятии производится автокранов (1,5 %).
На протяжении своей истории коллектив ОАО «МАЗ» постоянно совершенствовал выпускаемую продукцию и технологию производства. В настоящее время коллективом освоены мощности по выпуску грузовых автомобилей с двигателями ЕВРО 1, ЕВРО 2, ЕВРО 3, ЕВРО 4, ЕВРО 5.
Объем
и структура фактически выпущенной
товарной продукции по Минскому автозаводу
характеризуется данными
Таблица 2 - Объем и структура выпущенной товарной продукции по ОАО «МАЗ за 2009 – 2010 г.г.»
Наименование показателей | 2009 год | 2010 год | ||||
Кол-во,
шт |
Сумма в действую-щих ценах | Уд. вес в общем объеме в действ. ценах | Кол-во,
шт |
Сумма в действую-щих ценах | Уд. вес в общем объеме в действ. ценах | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Автомобили грузовые – всего | 23 409 | 2 507 184 | 66,0 | 10 218 | 1 162 607 | 55, 9 |
С двигателем ЕВРО 1 | 87 | 9 998 | 0,3 | 32 | 4 262 | 0,2 |
С двигателем ЕВРО 2 | 6254 | 617 479 | 16,3 | 3 949 | 430 318 | 20,7 |
С двигателем ЕВРО 3 | 16946 | 1 861 731 | 49,0 | 6 168 | 715 258 | 34,4 |
С двигателем ЕВРО 4 | 122 | 17 976 | 0,5 | 53 | 9 649 | 0,5 |
С двигателем ЕВРО 5 | 0 | 0 | - | 16 | 3120 | 0,2 |
из них: общего назначения | 7 638 | 702 814 | 18,5 | 3 559 | 368 553 | 17,7 |
самосвалы | 7 045 | 817 209 | 21,5 | 4 709 | 533 614 | 25,7 |
тягачи | 8 726 | 987 161 | 26,0 | 1 950 | 260 440 | 12,5 |
Прицепная техника - всего | 9 298 | 350 359 | 9,2 | 4 981 | 196 924 | 9,5 |
Примечание - Источник: фактические данные предприятия [13, c.51].
Как
видно из данных таблицы, на Минском
автомобильном заводе продолжается переход
на выпуск автомобилей более высокого
класса «ЕВРО». В течение 2010 года было
изготовлено 53 шт. автомобилей с двигателями
класса «ЕВРО - 4» и 16 шт. автомобилей с
двигателями класса «ЕВРО - 5».
В таблице 3 отражены основные финансово-экономические показатели за 2007-2010 гг. по ОАО «МАЗ».
Таблица 3 - Основные финансово-экономические показатели за 2007-2010 гг. по ОАО «МАЗ»
Показатель | Ед. изм. | 2007г | 2008г. | 2009г. | 2010г. |
Объем выпущенной продукции в действующих ценах | шт. | 28 881 | 30 686 | 33 043 | 35 185 |
млн. руб. | 1 687 193 | 2 112 160 | 2 714 143 | 3 797 092 | |
Выручка от реализации продукции | млн. руб. | 2 046 748 | 2 678 389 | 3 096 681 | 3 890 303 |
Себестоимость реализации продукции | млн. руб. | 1 475 958 | 1 939 936 | 2 445 769 | 3 276 144 |
Прибыль отчетного периода | млн. руб | 229 724 | 373 245 | 515 810 | 454 958 |
Прибыль от реализации продукции | млн. руб. | 155 387 | 266 889 | 493 580 | 418 059 |
Чистая прибыль | млн. руб. | 103 637 | 158 489 | 365 496 | 318 641 |
Примечание - Источник: фактические данные предприятия [13, c.133], [14, c. 157]
По данным таблицы видно, что завод за последние 4 года наращивает объемы производства. Так, за 2010 год произведено продукции на сумму 3 797 092 млн. руб, что на 2 109 899 млн. руб. больше по сравнению с 2007 годом. Суммарная прибыль от реализации продукции также растет: темп ее роста в 2010 г. по сравнению с 2007 г. составил 198%, по сравнению с 2008 г – 122%, но по сравнению с 2009 г составил темп роста замедлился и составляет 88% от прибыли от реализации продукции 2009г. Чистая прибыль предприятия в 2010 г. по сравнению с 2007 г. выросла в 3 раза, однако по сравнению с 2009г. она уменьшилась на 46 855 млн. руб. (на 12,8%). Выявленные тенденции свидетельствует о замедлении роста показателей деятельности предприятия и снижении эффективности его работы к концу 2010г. Это обусловлено, прежде всего, процессами, вызванными мировым экономическим кризисом. Однако завод старается оставаться на плаву, наращивать объемы выпускаемой продукции, а также реализовывать произведенную продукцию.
Производство продукции Минского автомобильного завода связано с потреблением большой номенклатуры и ассортимента материалов и комплектующих. Завод получает сырье и комплектующие более чем от 150 поставщиков. В стоимостном выражении поставки из стран СНГ и Дальнего зарубежья в 2010 г. выглядят следующим образом:
Таблица 4 – Основные поставщики
Страна-поставщик | Объемы поставок | |
млн. руб | % | |
Всего:
в том числе: Россия Беларусь Украина Дальнее зарубежье |
775
460 501 143 85 430 150 935 37 952 |
100 64,6 11 19,5 4,9 |
Примечание - Источник: фактические данные предприятия [13, c.56], [14, c. 71]
Из таблицы видно, что около 65% импорта РУП «МАЗ» закупает в Российской Федерации, что обусловлено давно сложившимися торговыми отношениями. Второе место по объему импорта занимают материалы и комплектующие украинского производства, их доля составляет 11%.
Экспортные поставки техники МАЗ осуществляются более чем в 40 государств мира. Основным рынком сбыта техники Минского автомобильного завода является Россия. МАЗовская техника известна не только в странах СНГ (Украина, Армения, Грузия, Казахстан и др.) и государствах Европы (Латвия, Сербия, Польша, Болгария), но и в других регионах мира, таких как Азия (Китай, Вьетнам, Корея), Латинская Америка (Венесуэла), Ближний Восток (Кувейт, Саудовская Аравия, Иордания, Арабские Эмираты, Турция) и Африка (Египет, Конго). И именно в этих регионах намечается наибольший рост реализации продукции МАЗ. Особенно крупные поставки осуществляются в Китай, Чили, Аргентину, ряд стран африканского континента. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
Основными конкурентами являются КАМАЗ, китайские производители и импортная б/у техника, а также в ближайшей перспективе новая европейская техника. Как правило, наиболее востребованы большегрузные самосвалы 6х4 грузоподъемностью 20 тонн и более, седельные тягачи 4х2 и 6х4 с полуприцепами для перевозки строительных грузов, автобетоносмесители 6-9 кубов, автокраны грузоподъемностью 15-32 тонн.
Дальнейшее расширение рынка сбыта автотехники МАЗ будет осуществляться как за счет повышения качества и конкурентоспособности продукции, так и за счет разработки новых ее видов. Соответствие автомобильной техники МАЗа постоянно растущим международным требованиям к техническому уровню, требованиям безопасности, экологии и охраны здоровья позволит сохранить и расширить рынки сбыта.
Достижение высокой конкурентоспособности предприятия невозможно без реализации системного подхода к управлению наиболее ценными активами организации, прежде всего, человеческим капиталом. В настоящее время в ОАО «МАЗ» занято 25518 человек. Качественный кадровый состав предприятия представлен следующими показателями:
- средний возраст – 39 лет;
- мужчины – 63 %, женщины – 37 %;
- с высшим образованием – 14 %;
- со средним специальным образованием – 19 %;
- со средним образованием – 67 %;