Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Современный мировой рынок представляет собой арену жестокой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции.
Усиление
конкуренции требует от руководителей
всех уровней целенаправленного
решения проблемы повышения качества
продукции и процессов ее проектирования,
производства и реализации. Для достижения
этих целей широко используются идеология
и положения международных
Общим термином "ИСО 9000" обозначают для краткости группу международных стандартов по управлению качеством и обеспечению качества, разработанных техническим комитетом ИСО/ТК 176 - независимой организацией ИСО.
Серия международных стандартов на системы качества -–-стандарты ИСО 9000 появилась в 1987г., оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.
В эту группу входят руководящие указания по выбору и применению стандартов (ИСО 9000-1, 9000-2, 9000-3, 9004-2, 9004-3, 9004-4), стандарты на системы качества (ИСО 9001, 9002, 9003), руководящие указания по проверке систем качества (стандарты ИСО 10011-1, 10011-2, 10011-3), руководящие указания по разработке руководства по качеству (ИСО 10013), а также словарь терминов (ИСО 8402).Ниже расписано назначение некоторых стандартов серии ИСО 9000.
1.
ИСО 9000-3:1997 Стандарты по менеджменту
качества и обеспечению
2. ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
3.
ИСО 10005:1995 Менеджмент качества. Руководящие
указания по программе
4.
ИСО 10006:1997 Менеджмент качества. Руководящие
указания по качеству при
5.
ИСО 10007:1995 Менеджмент качества. Руководящие
указания по менеджменту
6. ИСО 10011-1:1990 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка.
7.
ИСО 10011-2:1991 Руководящие указания
по проверке систем качества.
Часть 2. Квалификационные критерии
для экспертов-аудиторов по
8.
ИСО 10012-1:1992 Требования, обеспечивающие
качество измерительного
9. ИСО 9004-4:1993 Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества.
10.
ИСО 10005:1995 Административное управление
качеством. Руководящие
11.
ИСО 1007:1995 Административное управление
качеством. Руководящие
12.
ИСО 10012-1:1992 Требования, по обеспечению
качества измерительного
13. ИСО 10013:1995 Руководящие указания по разработке Руководств по качеству.
ИСО 9000-1: 94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества - Часть 1: Руководящие указания по выбору и применению" является вводным стандартом. Его основное назначение - помочь предприятию в выборе и применении стандартов семейства ИСО 9000.
Согласно ИСО 9000-1 ключевыми целями предприятия в области качества являются:
-
достижение постоянного
-
улучшение качества работы для
постоянного удовлетворения
-
обеспечение внутреннему
-
обеспечение уверенности
-
обеспечение уверенности в том,
Каждое предприятие, выступающее в роли поставщика, имеет пять основных групп заинтересованных лиц: потребители, работники, владельцы, субподрядчики и общество. Предприятие должно уделять внимание требованиям и запросам всех заинтересованных лиц. При этом типичными требованиями или запросами являются: у потребителей - качество продукции; у работников - карьера и удовлетворение работой; у владельцев - показатели инвестирования; у субподрядчиков - возможность непрерывного предпринимательства; у общества - ответственное управление предприятием.
Семейство стандартов ИСО 9000 распространяется на все виды продукции промышленного и экономического секторов. Разработчиками стандартов установлено четыре общие категории такой продукции: 1) оборудование или технические средства (материальная продукция, состоящая из разрозненных частей и имеющая характерную форму); 2) программное обеспечение (продукт интеллектуальной деятельности, выступающий в форме компьютерной программы, концепции, протокола или методики); 3) перерабатываемые материалы (материальная продукция), получаемая путем переработки сырья в заданное состояние: жидкости, газы, листовые материалы и др.); 4) услуги (медицинские, банковские, транспортные, подготовка персонала, техническое обслуживание и др.).
Стандарты ИСО носят, вообще говоря, рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов.
Стандарты
этой серии сосредоточивают свои
требования на обеспечении качества
продукции (под качеством ИСО 8402
понимает "совокупность характеристик
объекта, относящихся к его способности
удовлетворить установленные и
предполагаемые потребности") и не
касаются технических характеристик
продукции и технических
Важно
также понимать, что ИСО 9000 не является
стандартом качества продукции или
даже качества производственного процесса,
но устанавливает стандартные
Разработанные
стандарты ИСО вобрали в себя
все наиболее рациональное из того,
что было накоплено в этой области
знаний и практической деятельности.
Стандарты не только устраняют технические
барьеры в сотрудничестве, устанавливая
унифицированные подходы к
Главное
же в стандартах ИСО - это то, что
они выступают средством
Стандарты ИСО - это документы общего характера, образующие добровольную, основанную на международном консенсусе, систему.
Стандарты
ИСО серии 9000 способствовали гармонизации
в международном масштабе всех документов
по административному управлению качеством
(менеджменту качества). По мнению многих
авторитетов в области
Успех стандартов ИСО серии 9000 явился подтверждением двух важных достижений:
-
стандарты содержат
-
стандарты удовлетворяют
Отмечая
несомненные достоинства и
В
настоящее время стандарты ИСО
серии 9000 составляют методологическую
основу, на которой идет сближение
требований многочисленных отраслевых
и региональных систем стандартизации.
Так, например, эти стандарты рассматриваются
как обязательные в ЕС при производстве
медицинской техники. Министерства
обороны США, Великобритании и Сингапура
и ряд других ведомств принуждают
своих поставщиков к
Большой интерес к стандартам ИСО серии 9000 проявляют ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и др. Внутри самой ИСО осуществляется взаимная увязка стандартов серии 9000 с другими стандартами этой организации.
Механизм обеспечения качества на базе стандартов ИСО серии 9000 заключается в том, что существенную роль в нем играют отношения между изготовителем и потребителем (заказчиком) продукции, которые строятся на основе защиты интересов и прав потребителя. Потребителю предоставляется приоритет в установлении требований к качеству поставляемой продукции, к гарантиям на их соблюдение и получение от изготовителя достоверной и полной информации о качестве продукции и функционировании системы качества. Изготовителю же предоставляется свобода в выборе методов обеспечения качества.
Внедрение стандартов серии ИСО 9000 в свою очередь создает базу для независимой сертификации продукции, ориентированную на подтверждение соответствующего уровня ее качества, продукции, определяющего ее конкурентные возможности. Чтобы эффективно осуществлять такую деятельность, необходимо знать как оценивать потребительские свойства продукции, какие условия и процессы и в какой мере влияют на нее, как организовать людей и управлять работой по созданию таких условий.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.
Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.
Но, несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему.
В
результате во многих случаях наличие
у предприятия сертификата на
систему качества стало одним
из основных условий его допуска
к тендерам по участию в различных
проектах. Широкое применение сертификат
на систему качества нашел в страховом
деле: так как его наличие
Сертификация
на соответствие стандартам ИСО 9000 проводится
независимыми компаниями (регистраторами),
аккредитованными национальной системой
регистрации. В процессе сертификации,
занимающем, как правило, около двух
лет, регистратор проводит один или
несколько аудитов - проверок систем
качества на соответствие требованиям
стандартов и (если находит, что требования
стандартов в основном удовлетворены)
выдает сертификат, действительный в
течение трех лет. Во время действия
сертификата регистратор
Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в Белоруссии имеются предприятия, внедрившие стандарты ИСО серии 9000 и имеющие сертификаты на свои системы качества.