Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Современный мировой рынок представляет собой арену жестокой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции.
Существуют следующие методы оценки качества продукции: дифференциальный, комплексный, смешанный.
Дифференциальный метод оценки качества продукции основан на использовании единичных показателей качества продукции, т.е. когда определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от базовых. При оценке качества продукции следует исходить из значения показателя с точки зрения его влияния на удовлетворение определенной потребности. В одних случаях его численное значение должно быть самое высокое, в других – самое низкое. При возрастании показателя больше удовлетворяется потребность, например, чем выше производительность станка, тем лучше; уровень качества (относительный показатель качества) рассчитывается по формуле
когда при убывании показателя качества улучшается, например, расход топлива у автомобиля, уровень качества определяется по формуле
где Di – относительный показатель качества по единичному i-му показателю;
Pi о – значение i-го показателя оцениваемого изделия;
Pi а – значение i-го показателя аналога.
В результате оценки уровня качества продукции дифференциальным методом принимают следующие решения:
1) уровень качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если все значения относительных показателей больше или равны единице;
2) уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если все значения относительных показателей меньше единицы.
В случаях, когда часть значений относительных показателей больше или равна единице, а часть меньше единицы, следует применять комплексный или смешанный метод оценки уровня качества продукции.[12, c.444]
Комплексный метод оценки качества продукции основан на использовании обобщенного показателя качества продукции, выражающего уровень качества одним числом – отношением суммы относительных показателей качества к общему числу единичных показателей
где Di – относительный показатель качества i –го показателя;
n – количество единичных показателей
Этот метод применяют в тех случаях, когда наиболее целесообразно оценивать качество сложных изделий только одним числом.
Комплексный
метод оценки качества продукции, как
правило, сопряжен с необходимостью
определения коэффициентов
Для определения комплексного обобщенного показателя с учетом коэффициентов весомости применяется формула
где mi- коэффициент весомости i-го показателя.
При его расчете исходят из того, что всех показателей – постоянная величина и равна 1. Коэффициент весомости находится в пределах от 0 до 1.
Комплексный метод основывается на сравнении обобщенных показателей качества оцениваемого, базового образцов и суммами затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию. Тогда определяется интегральный показатель качества, который свидетельствует о целесообразности замены одного вида продукции другим
где Куо, Куа – обобщенный показатель качество оцениваемого и аналога соответственно;
Зо,
За – Суммарные затраты
Если интегральный показатель качества больше 1, то затраты на выпуск продукции увеличиваются медленнее, чем повышается технический уровень и качество продукции. [7, c.373]
В практике оценки качества продукции часто встречаются случаи, когда одновременно необходимо знать комплексный показатель качества продукции, анализировать единичные показатели, выявлять возможности их улучшения. В этих случаях применяется смешанный метод оценки, под которым понимается метод оценки качества продукции, основанный на одновременном использовании единичных и комплексных показателей ее качества. Этот метод объединяет дифференциальный и комплексный методы. [1, c.88]
Необходимо отметить, что возможны и другие методы построения обобщенного показателя качества, позволяющие обеспечить повышение объективности и определенности в оценке качества продукции и обоснованность выбора потребителем лучшего по качеству из сравниваемых вариантов. В составе методов оценки качества продукции выделяются также статистический, инструментальный, расчетный, органолептический, экспертный, социологический методы.
Статистический метод - это метод оценки качества продукции, при котором значения показателей качества продукции определяют с использованием правил математической статистики. Необходимость применения методов математической статистики при оценке показателей качества продукции обусловлена тем, что в большинстве случаев значения показателей качества продукции являются случайными величинами вследствие воздействия многочисленных случайных факторов в процессе производства и эксплуатации продукции.
Инструментальный метод основан на использовании технических средств измерений. С его помощью определяются, например, габариты, скорость движения, напряжение.
Расчетный метод заключается в вычислениях по значениям параметров продукции, найденными другими методами. Служит для определения производительности, прочности и др.
Органолептический метод основан на анализе восприятия продукции органами чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) без применения измерительных средств. Показатели качества при этом выражаются в баллах.
Экспертный метод учитывает мнения группы специалистов-экспертов.
Социологический метод основан на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции. Сбор информации проводится путем устных и письменных опросов. [11, с. 107].
Таким
образом, изучив систему основных показателей
качества продукции, а также основы
его анализа, можно перейти к
оценке качества конкретного вида продукции
на примере конкретного
1.4
Общая характеристика
систем менеджмента
качества
Управление качеством продукции, как это видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.
Из
основ менеджмента известно, что
разделение труда по мере развития
производственных отношений привело
к выделению специфических
Менеджмент
(управление) – воздействие одного
лица или группы лиц (менеджеров) на
другие лица для побуждения к действиям,
соответствующим достижению поставленных
целей при условии принятия менеджерами
ответственности за результативность
воздействия. Общность задач управления
позволяет формулировать и
В общем виде структуру и процессы управления можно представить так, как показано на рис. 1.1.1.
Рис. 1.1.1 Укрупненный состав системы управления
Менеджмент как сфера деятельности предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.
1.
Макроуровень (метауправление) включает
в себя решение проблем
2.
Управление эффективностью
3.
Управление деятельностью
Отсюда вытекают и основные функции систем управления:
1)
макрофункции – выработка
2) общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация, координация и регулирование) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);
3)
частные функции управления –
управление работами по
Конкретные
функции управления (см. рис. 1.1.2) тесно
связаны со спецификой предприятия
и основными сферами его
Основой
и общего менеджмента, и менеджмента
качества является система Ф. У. Тейлора,
который, по существу, создал концепцию
научного менеджмента. Система Тейлора
включала понятия верхнего и нижнего
пределов качества, поля допуска, вводила
такие измерительные
В период с 1920-х до начала 1980-х гг. пути развития общего менеджмента и менеджмента качества, разошлись[11 ,c.113].
Главная
проблема качества воспринималась и
разрабатывалась специалистами
преимущественно как инженерно-
Рис.1.1.2 Функции службы качества
На
втором этапе систем управления качеством
(1920—1950-е гг.) развитие получили статистические
методы контроля качества — SQC (А. Шухарт,
Г.Ф. Додж и др.). Появились контрольные
карты, обосновывались выборочные методы
контроля качества продукции и регулирования
техпроцессов. Именно Шухарта на Западе
называют отцом современной философии
качества. Он оказал существенное влияние
на таких авторитетов в области
качества, как Э.У. Деминг и Д.М.Джуран,
которые активно