Качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Современный мировой рынок представляет собой арену жестокой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 179.94 Кб (Скачать документ)

    Существуют  следующие методы оценки качества продукции: дифференциальный, комплексный, смешанный.

    Дифференциальный  метод оценки качества продукции основан на использовании единичных показателей качества продукции, т.е. когда определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от базовых. При оценке качества продукции следует исходить из значения показателя с точки зрения его влияния на удовлетворение определенной потребности. В одних случаях его численное значение должно быть самое высокое, в других – самое низкое. При возрастании показателя больше удовлетворяется потребность, например, чем выше производительность станка, тем лучше; уровень качества (относительный показатель качества) рассчитывается по формуле

    

,                                                         (1)

когда при убывании показателя качества улучшается, например, расход топлива у автомобиля, уровень качества определяется по формуле

    

,                                                           (2)

где Di – относительный показатель качества по единичному i-му показателю;

    Pi о – значение i-го показателя оцениваемого изделия;

    Pi а – значение i-го показателя аналога.

    В результате оценки уровня качества продукции  дифференциальным методом принимают  следующие решения:

1) уровень качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если все значения относительных показателей больше или равны единице;

2) уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если все значения относительных показателей меньше единицы.

В случаях, когда  часть значений относительных показателей больше или равна единице, а часть меньше единицы, следует применять комплексный или смешанный метод оценки уровня качества продукции.[12, c.444]

    Комплексный метод оценки качества продукции основан на использовании обобщенного показателя качества продукции, выражающего уровень качества одним числом – отношением суммы относительных показателей качества к общему числу единичных показателей

    

,                                                        (3)

где Di – относительный показатель качества i –го показателя;

    n – количество единичных показателей

    Этот  метод применяют в тех случаях, когда наиболее целесообразно оценивать качество сложных изделий только одним числом.

    Комплексный метод оценки качества продукции, как  правило, сопряжен с необходимостью определения коэффициентов весомости  единичных показателей, правильность установления которых имеет важное значение для результатов комплексной  оценки качества, существенно влияя  на ее корректность. Коэффициент весомости количественно характеризует значимость (вес) показателя, входящего в качество продукции, в общей совокупности показателей, выбранных для оценки. Для определения коэффициентов весомости показателей качества продукции при комплексной оценке применяются аналитические и экспертные методы.

    Для определения комплексного обобщенного  показателя с учетом коэффициентов весомости применяется формула

    

,                                                      (4)

где mi- коэффициент весомости i-го показателя.

При его  расчете исходят из того, что  всех показателей – постоянная величина и равна 1. Коэффициент весомости находится в пределах от 0 до 1.

Комплексный метод основывается на сравнении  обобщенных показателей качества оцениваемого, базового образцов и суммами затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию. Тогда определяется интегральный показатель качества, который свидетельствует о целесообразности замены одного вида продукции другим

           

,                                             (5)

где Куо, Куа – обобщенный показатель качество оцениваемого и аналога соответственно;

    Зо, За – Суммарные затраты потребителей на приобретение и эксплуатацию оцениваемого изделия и аналога соответственно.

    Если  интегральный показатель качества больше 1, то затраты на выпуск продукции  увеличиваются медленнее, чем повышается технический уровень и качество продукции.  [7, c.373]

    В практике оценки качества продукции  часто встречаются случаи, когда  одновременно необходимо знать комплексный  показатель качества продукции, анализировать  единичные показатели, выявлять возможности  их улучшения. В этих случаях применяется  смешанный метод оценки, под которым понимается метод оценки качества продукции, основанный на одновременном использовании единичных и комплексных показателей ее качества. Этот метод объединяет дифференциальный и комплексный методы. [1, c.88]

    Необходимо  отметить, что возможны и другие методы построения обобщенного показателя качества, позволяющие обеспечить повышение  объективности и определенности в оценке качества продукции и  обоснованность выбора потребителем лучшего  по качеству из сравниваемых вариантов. В составе методов оценки качества продукции выделяются также статистический, инструментальный, расчетный, органолептический, экспертный, социологический методы.

    Статистический  метод - это метод оценки качества продукции, при котором значения показателей качества продукции определяют с использованием правил математической статистики. Необходимость применения методов математической статистики при оценке показателей качества продукции обусловлена тем, что в большинстве случаев значения показателей качества продукции являются случайными величинами вследствие воздействия многочисленных случайных факторов в процессе производства и эксплуатации продукции.

    Инструментальный метод основан на использовании технических средств измерений. С его помощью определяются, например, габариты, скорость движения, напряжение.

    Расчетный метод заключается в вычислениях по значениям параметров продукции, найденными другими методами. Служит для определения производительности, прочности и др.

    Органолептический метод основан на анализе восприятия продукции органами чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) без применения измерительных средств. Показатели качества при этом выражаются в баллах.

    Экспертный метод учитывает мнения группы специалистов-экспертов.

    Социологический метод основан на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции. Сбор информации проводится путем устных и письменных опросов. [11, с. 107].

    Таким образом, изучив систему основных показателей  качества продукции, а также основы его анализа, можно перейти к  оценке качества конкретного вида продукции  на примере конкретного предприятия.  

1.4 Общая характеристика  систем менеджмента  качества 

      Управление  качеством продукции, как это  видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения  качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.

      Из  основ менеджмента известно, что  разделение труда по мере развития производственных отношений привело  к выделению специфических трудовых процессов – процессов управления.

      Менеджмент (управление) – воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей при условии принятия менеджерами  ответственности за результативность воздействия. Общность задач управления позволяет формулировать и общие  его законы, а анализ и обобщение  практики управления дает возможность, опираясь на законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки  управления (менеджмента).

      В общем виде структуру и процессы управления можно представить так, как показано на рис. 1.1.1.

      Рис. 1.1.1 Укрупненный состав системы управления

      Менеджмент  как сфера деятельности предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.

      1. Макроуровень (метауправление) включает  в себя решение проблем самоорганизации  системы управления: задачи идеологии  и политики целеполагания, стратегии  развития системы управления  в целом, определение ее структуры,  функций подсистем, кадровой политики  высшего менеджмента и т.п.

      2. Управление эффективностью взаимодействия  субъекта и объекта системы  управления, выполнение общих функций  управления по отношению к  реально поставленным целям, т.е.  это по существу технологический  аспект управления.

      3. Управление деятельностью конкретных  подсистем управления для достижения  целей, лежащих на более низком  уровне дерева целей, или, как  говорят, выполнение конкретных функций управления[2 ,с.217].

      Отсюда  вытекают и основные функции систем управления:

      1) макрофункции – выработка миссии (парадигмы, идеологии) существования  и развития системы, разработка  дерева целей системы управления  и критериев их достижения, выработка  общей политики поведения системы,  разработка структуры системы  управления и направлений ее  развития, определение функций и  иерархии подсистем, обеспечение  целостности системы и определение  степени автономности подсистем  управления, подходы к формированию  кадрового потенциала, особенно  методы отбора и ротации высшего  менеджмента и т.д.;

      2) общие функции управления –  предварительное управление (планирование  и прогнозирование конкретных  параметров системы), оперативное  управление (организация, мотивация,  координация и регулирование)  и заключительное управление  или обратная связь (контроль, учет, анализ);

      3) частные функции управления –  управление работами по планированию  и прогнозированию, управление  качеством, управление технической  подготовкой производства, организация  работы с кадрами, материально-техническим  снабжением, технико-экономического  анализа и т.д.

      Конкретные  функции управления (см. рис. 1.1.2) тесно  связаны со спецификой предприятия  и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг, управление качеством).

      Основой и общего менеджмента, и менеджмента  качества является система Ф. У. Тейлора, который, по существу, создал концепцию  научного менеджмента. Система Тейлора  включала понятия верхнего и нижнего  пределов качества, поля допуска, вводила  такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также  обосновывала необходимость независимой  должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов  для бракоделов, форм и методов  воздействия на качество продукции. Но целевая установка системы  управления качеством сводилась  к обеспечению определенных кондиций отдельных изделий, узлов и деталей. Дальнейшие действия в этом направлении приводили к значительному росту затрат, снижению эффективности производства.

      В период с 1920-х до начала 1980-х гг. пути развития общего менеджмента и менеджмента качества, разошлись[11 ,c.113].

      Главная проблема качества воспринималась и  разрабатывалась специалистами  преимущественно как инженерно-техническая  проблема контроля и управления процессом  производства продукции, а проблема менеджмента — как проблема, связанная  с решением задач повышения эффективности  деятельности. На этом этапе управление качеством представляло собой ярко выраженную конкретную функцию управления, т.е. структурно, организационно, ресурсно выделенную подсистему общего менеджмента. 

 

      Рис.1.1.2 Функции службы качества

      На  втором этапе систем управления качеством (1920—1950-е гг.) развитие получили статистические методы контроля качества — SQC (А. Шухарт, Г.Ф. Додж и др.). Появились контрольные  карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования  техпроцессов. Именно Шухарта на Западе называют отцом современной философии  качества. Он оказал существенное влияние  на таких авторитетов в области  качества, как Э.У. Деминг и Д.М.Джуран, которые активно пропагандировали статистические подходы к производству, однако именно они первыми обратили внимание на организационные вопросы  обеспечения качества, сделали акцент на роль высшего руководства.нитых 14 принципах Деминга (см приложение 1) уже трудно отделить инженерные методы обеспечения качества от организационных проблем менеджмента. Термин «менеджмент» еще не присутствовал в лексиконе этих специалистов, но он уже находился на кончике их пера.

Информация о работе Качество продукции