Качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Современный мировой рынок представляет собой арену жестокой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 179.94 Кб (Скачать документ)

     Особенно  широкое распространение стандарты  получили в Западной Европе, где  они нашли признание как стратегическое оружие в бизнесе компаний и фирм. Среди наиболее активных приверженцев этих стандартов в Европе можно назвать  такие всемирно известные компании, как "Филипс", "Рено", "Фольксваген", "Оливетти" и др. В рамках деятельности по сертификации в 1998 г. в мире было зарегистрировано более 200 тыс. систем качества предприятий и организаций. Процесс обращения к стандартам ИСО развивается тем активнее, чем более значимым становится в  конкурентной борьбе фактор качества.

     Появляются  и корпоративные системы управления качеством, которые ставят своей  целью усиление требований международных  стандартов и учитывают специфику  таких корпораций. Так, Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. — вторая редакция) стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». Хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.

     Как показал опыт, почти в каждой конкретной ситуации можно выбрать для обеспечения  качества один стандарт модели (ИСО 9001, 9002 или 9003), который был бы адекватен  определенным потребностям. Однако в  одних случаях некоторые элементы системы качества, содержащиеся в  выбранном стандарте, могут быть опущены, а в других случаях дополнительно  включены. Выбор может также касаться степени подтверждения элементов. Если "подгонка" призвана удовлетворить  определенную потребность, то ее следует  согласовать между потребителем и поставщиком и оговорить  в контракте.

     Требования  к системе качества, регламентированные в ИСО 9001, 9002 и 9003, являются дополнительными, но не альтернативными по отношению  к техническим требованиям, установленным  на продукцию. Требования каждого из этих стандартов выступают в виде комплекса критериев, по которым  оценивается способность предприятия гарантировать надлежащую организацию элементов системы качества.

     Сертификация  по стандартам ISO 9000 (ИСО 9000) - это не обязательное требование к производителям. Даже в странах, где развитие промышленности находится на высоком уровне, сертификация по этим стандартам, учитывая законодательство, обязательна для поставщиков в аэрокосмической и военной отраслях, а также в отраслях, где от качества продукции зависит обеспечение безопасности людей. Однако именно наличие сертификата ISO 9000 зачастую является залогом успеха работы на многих рынках или выхода на них. Свидетельством компании о принадлежности к цивилизованному и деловому миру является ее способность получить сертификат ISO 9000 (ИСО 9000).

     Суть ISO 9000 заключается в экономически оправданном применении так называемого "правила доверия", позволяющего рационально пользоваться ресурсами  отдельно взятого предприятия и  экономики, в общем, и целом. Для  того чтобы понять суть ISO 9000 нужно  не путать, а разделять два основных понятия - сертификация Систем качества и управление качеством.

     Управление  качеством является одной из функций  предприятия по его управлению, которая  фактически обеспечивает качество услуг  и продукции на высоком уровне за счет разумного и грамотного управления производством и его обслуживанием. Система менеджмента качества (СМК) создается c учетом задач и специфики  конкретного предприятия. Именно стандарты  серии ISO 9000 предлагают методику разработки и построения системы управления качеством, которая, соответственно, может  быть официально сертифицирована, т.е. проверена и признана независимым  аккредитованным Органом по сертификации.

     Сертификация  Системы менеджмента качества показывает другим участникам рынка, что СМК  данного предприятия разработана  и организована с учетом определенных требований и эффективно функционирует, что обеспечивает высокое и стабильное качество услуг и продукции данного  предприятия.

     Сертификация  СМК по стандартам ISO 9000 - это не обязательное требование к производителям. Даже в странах, где развитие промышленности находится на высоком уровне, сертификация по стандартам ISO 9000, учитывая законодательство, обязательна для поставщиков  в аэрокосмической и военной  отраслях, а также в отраслях, где от качества продукции зависит  обеспечение безопасности людей. Однако именно наличие сертификата ISO 9000 зачастую является залогом успеха работы на многих рынках или выхода на них. Свидетельством компании о принадлежности к цивилизованному  и деловому миру является Сертификат ISO 9000.

     Кроме того, многие организации требуют  наличие сертифицированных систем качества у поставщиков продукции. Из всего вышесказанного можно считать, что системы качества по стандартам серии ISO 9000 были внедрены для того, чтобы дать предприятиям большую  уверенность в поставщиках.

     Суть  стандартов ISO заключается в универсальности  этой серии. Эти стандарты не предлагают абсолютных критериев качества для  отдельного вида услуг и продукции, потому что это невозможно. Качество - это способность услуг или  продукции удовлетворять потребности  людей, а в свою очередь потребности - разнообразны до бесконечности. Стандарты ISO 9000 задают методологию функционирования и саморегулирования системы  качества с учетом изменения запросов потребителя, а уже она в свою очередь должна обеспечивать и поддерживать высокий уровень качества услуг  и продукции, другими словами - обеспечивать высокую степень удовлетворенности  потребителей.

      Стандарты ИСО серии 9000, применяемые в области  систем управления качеством, в первый раз были пересмотрены в 1994 году. С  тех пор количество предприятий, сертифицировавших свои системы  качества на соответствие данным стандартам, возросло более чем в 6 раз. 15 декабря 2000 года появилось официальное издание  новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000, которая заменила издание 1994 г.

     В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые  их них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов:

     ИСО 9000:2000 "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь";

     ИСО 9001:2000 "Система менеджмента качества. Требования" (устанавливает минимально необходимый набор требований к  системам качества и применяется  для целей сертификации и аудита);

     ИСО 9004:2000 "Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению  качества" (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую  эффективность деятельности предприятий);

     ИСО 19011:2000 "Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и  охраны окружающей среды";

     ИСО 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

     Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые  полностью гармонизированы между  собой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как  совместно, так и раздельно. Оба  стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели процесса менеджмента  качества, но разные области применения. Оба стандарта применяются ко всем категориям продукции, и составляют основу для требований, которые могут  быть разработаны конкретными отраслями.

     В структуру стандартов серии 9000:2000 входят: ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь».

     ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования». Стандарт имеет новую  структуру. В нем отсутствует  деление на 20 элементов. Новая структура  основывается на процессном подходе  и включает четыре блока процессов:

     1) ответственность руководства; 

     2) менеджмент ресурсов;

     3) процессы жизненного цикла продукции; 

     4) измерение, анализ и улучшение.

     ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Данный стандарт предназначен для организаций, которые желают выйти за рамки  требований ИСО 9001 и повысить эффективность  системы менеджмента качества, обеспечить увеличение дохода, доли на рынке, прибыли, уменьшения затрат.

     В основу пересмотренных стандартов положены следующие принципы:

     1) Ориентация на потребителя. Организации  зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать настоящее и будущие потребности потребителя, выполнять требования потребителя и стремиться превзойти ожидания потребителя. Степень удовлетворенности потребителей следует оценивать. Информация об удовлетворенности потребителей должна поступать систематически не из одного, а из многих источников и обрабатываться для получения точных и обоснованных выводов относительно потребностей и пожеланий как конкретных заказчиков, так и рынка в целом.

     2) Лидерство руководителя. Лидеры  устанавливают единство целей  и руководства в организации. Они создают и поддерживают среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации. Задача руководителей предприятия заключается не только в постановке целей, но и в осуществлении анализа их выполнения. Руководители должны рассматривать качество как стратегический фактор развития предприятия. Планы по качеству должны включаться в стратегические планы развития предприятия.

     3) Вовлечение работников. Персонал  на всех уровнях составляет  основу организации, и его полное  вовлечение в деятельность по  управлению качеством позволяет  использовать его способности  на пользу организации.

     4) Процессный подход. Желаемый результат  достигается более эффективно, когда соответствующими ресурсами и видами деятельности управляют как процессами. Суть процессного подхода заключается в том, что выполнение каждой работы рассматривается как процесс, а функционирование организации рассматривается как цепочка взаимосвязанных процессов, необходимых для выпуска продукции.

     5) Системный подход к менеджменту.  Создание, обеспечение и управление системой взаимосвязанных процессов существенно повышает результативность и эффективность деятельности предприятия и является эффективным с точки зрения обеспечения гарантий выполнения требований потребителя. При системном подходе стало возможным полное использование обратной связи с потребителем для выработки стратегических планов предприятия и планов по качеству с учетом планирования по качеству каждой составной части системы.

     6) Постоянное улучшение. Неизменной  целью организации должно стать  постоянное улучшение – способность  оперативной перестройки процессов в ответ на потребности внутренних и (или) внешних потребителей. Реализация этого принципа требует формирования у каждого работника потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом.

     7) Принятие решений, основанных  на фактах. Эффективные решения  основываются на анализе данных  и информации. Информация и данные  надо регистрировать, собирать, накапливать,  обрабатывать и использовать  для принятия решений. Сбор  данных и последующий их анализ  требует знания и применения  специальных методов, в частности  статистических.

     8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и поставщики взаимосвязаны, и их взаимовыгодные отношения увеличивают их способность создавать ценности. Взаимные усилия по обеспечению непрерывного улучшения должны стать нормой деятельности для обеих сторон. Система менеджмента качества должна включать предпосылки построения именно такого взаимодействия.

     Стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 запланированы  как совместимые со стандартами  других систем, в частности, с ИСО 14001 и 14004, регламентирующими системы  управления охраной окружающей среды.

     Модель  системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, позволяет смотреть на предприятие как на организацию, осуществляющую бизнес и стремящуюся быть впереди конкурентов.

 

    2 Оценка качества  выпускаемой продукции  на ОАО «МАЗ»

    2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия

 

    Открытое  акционерное общество «Минский автомобильный завод» (ОАО «МАЗ») является крупнейшим государственным предприятием Республики Беларусь по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной, прицепной и спецтехники.

    Минский автомобильный завод (МАЗ) является государственным предприятием (доля государственной собственности – 100%) и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, входит в качестве головного предприятия в состав производственного объединения «БелавтоМАЗ», в составе которого находятся также РУП «МоАЗ», г. Могилев, РУП «БААЗ», г. Барановичи, РУП «ОАЗАА», г. Осиповичи, РУА «КЗТШ», г. Жодино, РУП «Литмаш», г. Минск, ПРУП «ДЭМЗ», г. Дзержинск, РУП «СтройМАЗтрест», г. Минск.

Информация о работе Качество продукции