Качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Современный мировой рынок представляет собой арену жестокой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 179.94 Кб (Скачать документ)

    - ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях фирмы;

    - ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции;

    - ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов;

    - полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем;

    -   развитие творческого потенциала рабочих и служащих;

    - культивирование морали: "Нормальному человеку стыдно плохо работать".

    Основная  концепция "японского чуда" —  совершенная технология, будь то технология производства, технология управления или обслуживания.

    Важнейшей предпосылкой успешной работы по повышению  качества является подготовка и постоянное обучение персонала фирмы, и, прежде всего, высших менеджеров. В последние  годы обучение ведется с применением  современных образовательных технологий и технических средств. Разработаны  программы деловых игр по качеству с использованием персональных компьютеров.

    Обучающийся сам принимает решение и старается  создать воображаемому предприятию  наилучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности  продукции и фирмы. Обучение рабочих  осуществляется, как правило, их непосредственными  руководителями. Обучение мастеров, начальников  участков, цехов, отделов осуществляется в основном с привлечением сторонних  специалистов

    В Японии большое внимание уделяется  кружкам качества. Формирование кружков добровольное. Исследования показали, что имеется прямая зависимость посещаемости кружков качества и активности на заседаниях от степени добровольности, самостоятельности в выборе тем, автономии в решении внутренних вопросов кружка. Заседание кружков качества — единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Заседания еженедельные. Если кружки качества собираются после работы, то компания выплачивает компенсацию, как за сверхурочное время. Лозунги кружков качества: "Качество определяет судьбу предприятия», «Что сегодня кажется прекрасным, завтра устареет"; "Думай о качестве ежеминутно". Регулярно проводятся цеховые и заводские конференции кружков качества. Дважды в год конференции организуются на уровне компании. Проводятся и все японские съезды представителей кружков качества.

    Таким образом, можно выделить главное в отношении к качеству в Японии:

    - широкое внедрение научных разработок в области управления и

    технологии;

    - высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством;

    - максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала;

    - развитие корпоративного духа. [18, с.192]. 
 

   3.2 Разработка путей повышения качества продукции на ОАО «МАЗ» 

    Идеология постоянного улучшения качества вытекает из тенденции повышения конкурентоспособности такой продукции, которая обладает высоким уровнем качества при более низкой цене. Поэтому задачами постоянного улучшения качества является либо улучшение параметров продукции, либо повышение качества изготовления, либо снижение издержек.

    В настоящее время ОАО "МАЗ" проходит проверку на получение Европейского сертификата в области качества ISO серии 9000, что позволит на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями автомобильной  техники. Это, несомненно, укрепит позиции  предприятия на рынке сбыта, поскольку  даст заказчикам дополнительную уверенность  в возможности предприятия стабильно  обеспечивать требуемый уровень  качества.

     Повышение качества требует определенных затрат. Вместе с тем, оно связано, в первую очередь, с поиском путей «сразу делать так, как нужно». Качество возникает  не в результате контроля, а в  результате разработки. Сразу делать так, как нужно – означает снизить  затраты на утилизацию, ремонт и  перепроектирование, а не подразумевает  боязнь потерять расположение потребителей.

     Известно, что высокое качество экономит средства и требует дополнительных расходов. В связи с этим необходимо проводить  периодическое сопоставление затрат, осуществляемых на обеспечение качества продукции, с потерями, которые могут  возникнуть вследствие низкого качества.

     В действующей системе учета затрат на производство значительная часть расходов предприятия по проведению технического контроля присутствует в рассредоточенном виде практически во всех калькуляционных статьях расходов, что не позволяет осуществлять точный практический анализ распределения и динамики затрат на контроль качества. Для проведения такого анализа необходим целевой учет затрат на контроль качества изделий с отражением на специальном счете как общего их размера, так и основных составляющих полученной суммы. Установив строгий надзор за общей величиной, структурой, распределением и динамикой расходов на контроль качества продукции, можно более рационально использовать ресурсы,

 выделяемые  на эти цели.

     Укрупненно  все затраты, связанные с качеством  продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные.

     Научно-технические  и управленческие затраты связаны  с подготовкой, обеспечением и контролем условий производства качественной продукции, т.е. они в определенном смысле предопределяют наличие и величину производственных затрат.

     В общем случае управленческие затраты  связаны с гарантией качества изделия. Они включают:

     1) транспортные издержки (внешние  и внутренние перевозки сырья,  комплектующих изделий и готовой  продукции);

     2) снабженческие издержки (закупка  запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих изделий);

     3) затраты на подразделения, контролирующие  производство;

     4) затраты, связанные с работой  экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции (плановый и финансовый отделы и бухгалтерия);

     5) затраты, связанные с деятельностью  других служб аппарата управления  предприятием, которые в разной  степени влияют на обеспечение  качества продукции.

     Производственные  затраты, в свою очередь, можно разделить  на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. Если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать технические производственные затраты (через амортизационные отчисления), трудовые производственные затраты (через заработную плату).

     Метод калькуляции затрат на качество касается расчета затрат на качество (ЗК), которые  подразделяются на затраты внутренней хозяйственной деятельности (By) и внешних работ (Вш). Это связано с тем, что затраты на создание и поддержание производства качественной продукции, а следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии (внутренние), так и за его пределами (внешние).

     Затраты, связанные с внутренней хозяйственной  деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД — профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д). К затратам на профилактику относят: затраты на обеспечение безошибочного выполнения работы, например, затраты на подготовку кадров; затраты на исследования процессов; затраты на обследование поставщиков. Затраты на оценку качества включают в себя: затраты, связанные с оценкой выпускаемой продукции для подтверждения ее бездефектности, например, затраты на контроль и испытания; затраты на техническое обслуживание контрольно-испытательного оборудования, затраты на обработку данных контроля и результатов испытаний; затраты на анализ проектов; затраты на проверки счетов расходов. Затраты вследствие дефектов и отказов составляют: затраты, имеющие место при обнаружении дефектов до поставки изделий или услуг внешним потребителям, например, издержки на брак и исправление брака, повторные испытания; расходы, связанные с просроченными платежами по счетам; затраты на товарно-материальные запасы, связанные с колебаниями объема выпуска продукции; затраты на изменения конструкции для исправления ошибки в проекте; расходы, связанные с перепечаткой корреспонденции.

        Составляющие затраты, связанные  с внешними работами, — это  затраты, возникающие после поставки  продукции, когда выясняется, что  продукция в реальных условиях  эксплуатации не отвечает требованиям  качества, например, затраты на гарантийный ремонт; затраты на подготовку обслуживающего персонала; затраты вследствие возврата продукции; компенсации по судебным искам, вызванным ущербом, причиненным потребителю в процессе эксплуатации продукции; стоимость разбора рекламаций, прямые затраты и скидки, связанные с изъянами продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции.

      Классификация затрат на качество проиллюстрирована на рисунке. 

 

Рисунок - Схема классификации затрат на качество по методу ПОД

Примечание - Источник: [19, с. 154] 

      Кроме четырех выше перечисленных элементов  затрат на обеспечение качества, зачастую выделяют в отдельную группу еще  вид затрат – контрольно-измерительное  оборудование, но в том случае, если учет стоимости оборудования, применяемого для оценки качества, не был произведен ранее в первых четырех элементах.

     К сожалению, в настоящее время  на ОАО «МАЗ» отсутствует система  учета затрат качества, ее создание должно стать первоочередной задачей  руководства по улучшению работы по обеспечению качества.

      Затраты на обеспечение качества продукции  по элементам и статьям за 2010 г. представлены в таблице 9 и таблице 10 соответственно.

     Общая сумма затрат предприятия на качество выступает неотъемлемой составной  частью себестоимости выпуска. Как  показывают данные таблицы 9 и 10, ее удельный вес в себестоимости составляет 3,4 %. 
 
 

Таблица 9 - Оценка затрат на обеспечение качества продукции по элементам  

Элемент затрат Величина затрат, млн. руб. Уд. вес в  общей величине затрат, %
Затраты на профилактику 11628 9
Затраты на оценку качества 55556 43
Затраты вследствие дефектов и отказов (внутренние) 36176 28
Затраты вследствие дефектов и отказов (внешние) 20672 16
Контрольно-измерительное  оборудование 5168 4
Итого 129200 100

Примечание - Источник: данные предприятия [14] 

Таблица 10  - Оценка затрат на обеспечение качества продукции по статьям 

Элемент затрат Величина затрат,

млн. руб

Уд. вес в  общей величине затрат, %
Основная и дополнительная заработная плата различных категорий работников контрольных служб (с отчислениями на социальное страхование) 32 688 25,3
Выплата соответствующих надбавок к заработной плате основным производственным рабочим, переведенным на самоконтроль 1 809 1,4
Премирование работников, участвующих (прямо или косвенно) в проведении контроля качества изделий 36 951 28,6
Амортизация контрольно-испытательного оборудования, измерительной аппаратуры, приборов и т. п., а также зданий и сооружений, используемых для нужд контроля 8 915 6,9
Топливо и материалы, расходуемые в процессе технического контроля при эксплуатации соответствующего оборудования 7 623 5,9
Электрическая и другие виды энергии, используемой для обеспечения процессов технического контроля 2 842 2,2
Пробы полуфабрикатов, комплектующих изделий, заготовок, деталей, узлов и готовой продукции, используемые для проведения разрушающего контроля качества 12 145 9,4
Приобретение контрольно-измерительного инструмента и оснастки недлительного пользования 1 421 1,1
Текущий ремонт, поверка и наладка средств контроля (в том числе текущий ремонт зданий и сооружений, используемых для нужд контроля) 4 264 3,3
Оплата служебных командировок работникам технического контроля, расходы по ведению отчетности, переписки и другой документации 20 543 15,9
Итого 129 200 100,0

Информация о работе Качество продукции