Лекции по "Экономике предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:42, курс лекций

Описание

Тема 1. Характеристика развития экономики РК и ее государственное регулирование.
Тема 2. Предприятие как объект хозяйствования.
Тема 3. Экономическая эффективность производства.
Тема 4. Основной капитал.
Тема 5. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы.

Работа состоит из  1 файл

лекционный комплекс ЭП.docx

— 465.23 Кб (Скачать документ)

3. Метод прямых затрат. Себестоимость определяют только в части прямых затрат, косвенные расходы не распределяются по видам продукции и погашаются из валовой прибыли. Метод прямых затрат целесообразно использовать при перегрузке производственных мощностей (величина постоянных затрат на единицу продукции - минимальная) и при выходе на новые рынки.

                                 ,

                                 ,

где -  себестоимость I-ой продукции в части переменных затрат;

      РМ - маржинальная прибыль.

4. Метод усредненных издержек (затрат). При использовании данного метода переменные расходы определяют по каждому виду продукции прямым счетом. Постоянные затраты рассчитывают по средней величине, одинаковой для всех видов продукции, выпускаемой на предприятии.

                              ,

                               

5. Метод предельных (маржинальных) затрат применяют в случае расширения производства. Предельные затраты – это сумма затрат, связанных с производством дополнительной единицы продукции. Уровень предельных затрат может быть выше или ниже средних затрат в зависимости от размеров и характера спроса на товар.

6. Метод целевой прибыли (нормы прибыли) основан на подборе цен для получения требуемой величины прибыли и определения безубыточного объема продаж. Данные метод ценообразования требует рассмотрения разных вариантов цен,  оценки влияния цены на объем продаж. Метод целевой прибыли относится к активным методам ценообразования и предполагает мониторинг за изменение цен и себестоимости с использованием графика безубыточности. В основе ценовой политики лежит оптимизация объема продаж и прибыли. 

 

                                     

                                    

где - безубыточный объем выпуска продукции в натуральном выражении;

      -планируемый объем выпуска продукции для получения целевой величины прибыли.

Требуемая величина прибыли может быть определена по графикам безубыточности.

Недостатком метода является то обстоятельство, что  возможность продаж зависит от эластичности спроса по ценам (на графике этого  не видно). Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены на товар, она показывает,  на сколько  процентов изменится спрос при  изменении цены на 1%.

                           

Затратный механизм ценообразования воздействует,  прежде всего на цену предложения (продавцы исходят из затратной модели ценообразования), но в условиях рынка продавцы вынуждены  реагировать на спрос, ценовую реакцию  покупателя, а не только на свои затраты, приближая цену предложения к  цене спроса.

Ценообразование с ориентацией  на спрос не всегда может быть успешно применен на практике. Спрос значительно сложнее определить и выразить в количественных показателях по сравнению с издержками. Оценка спроса может вестись статистическими методами, а также при помощи проводимых интервью и экспериментов. В основе ценностных методов ценообразования лежит спрос на продукцию, то есть определяется цена предложения.

Ценностным  методом цена разрабатывается   по схеме: 

    покупатель → ценность → цена  → затраты → технология  →  продукт

К ценностным методам относятся:

1. Метод потребительской оценки состоит в том, что в конечной цене выделяются надбавки за качество, надежность и др. и эта информация публикуется. В основе данного метода лежит способ сравнения цены с ценой конкурента.  Данный способ формирования цены основан на  убеждении клиента. При использовании данного способа возникают дополнительные затраты на изучение конкурентов и исследование рынка товаров и услуг.

2. Цена «следование за лидером»  используется в случаях, когда трудно прогнозировать свои затраты и реакцию конкурентов.

При использовании  данного метода ценообразования  цена может быть равна, больше или  меньше цены конкурентов. Крупные фирмы  устанавливают примерно одинаковые цены. Мелкие фирмы применяют небольшие  скидки за счет уменьшения величины накладных  расходов

3. Установление цен со скидкой: за оплату наличными, бонусные цены (скидки за оборот), клубные карты (вступительные взносы), дилерские скидки и др.

Ценообразование с ориентацией  на конкуренцию (закрытые торги) принято среди крупных поставщиков, которые приглашаются к участию в торгах.  В основе цены лежат ожидаемые ценовые предложения, а не взаимоотношения между спросом и ценой. Предприятия при установлении наименьшей цены основываются на собственных затратах и на анализе возможностей конкурентов. 

 

12.5 Конкурентоспособность продукции: сущность и методика определения. 

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Под конкурентоспособностью продукции признается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Конкурентоспособность продукции  может быть выражена количественно  через показатель конкурентоспособности. Известно несколько способов определения конкурентоспособности.

Первый способ. Критерием для вычисления конкурентоспособности техники считается цена потребления этого товара:

Цп = Цпр + Ип , где

Цп – цена потребления; Цпр – цена приобретения новой техники; Ип – издержки у потребителя, связанные с использованием новой техники за весь нормативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы делятся  на две категории. Во-первых, постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

По мере старения изделия сумма  переменных затрат возрастает, соответственно увеличивается их доля в цене потребления.

На основе этих противоположных  тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Поэтому  чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность.

Второй способ. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: цена реализации товара и уровень его качества.

Явно более конкурентоспособным  считается тот товар, у которого цена минимальная, а уровень качества более высокий по сравнению с  товаром-конкурентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов  более конкурентоспособным принимается тот, у которого ниже цена реализации. 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой качество продукции? Каковы его основные характеристики?

2. Какие  уровни в своем развитии прошла  экономическая категория «качество  продукции»?

3. Какие  показатели качества Вы можете  назвать, различаются ли они  по отраслям промышленности?

4. Дайте  определение «система менеджмента  качества».

5. Каким требованиям должна удовлетворять система качества?

6. Каковы  этапы разработки и внедрения системы менеджмента качества?

7. Какие классификации расходов на качество существуют в теории менеджмента качества?

8. Назовите  виды затрат на качество по  классификации А. Фейгенбаума.

9. Назовите  виды затрат на качество по  классификации  школы Ф. Кросби.

10. Что такое цена? По каким признакам классифицируют цены?

11. Какие методы ценообразования могут использоваться на предприятии?

 

Рекомендуемая литература

  1. Экономика предприятия: Учебник /О.И.Волкова А.И. Ильин, В.И. Станкевич. Под общ. ред. А.И.Ильина. – М.: Новое знание. – 2008.
  2. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В. Я. Горфинкеля. – 5-е изд., испр. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  3. В.К. Скляренко, В.М. Прудников Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  4. Экономика предприятия / Под ред. А.Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер: Учебник для вузов. 2-е изд., переработанное и допол. – СПб.: Питер, 2009.
  5. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): Учебник / Под ред. И.В.Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  6. Окрепилов, В.В. Управление качеством : учебник для вузов / В.В. Окрепилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ОАО Изд-во «Экономика», 1998.
  7. Салимова, Т.А. Управление качеством : учебник / Т.А. Салимова. –

М.: ОМЕГА-Л, 2007.

 

Тема 13. Прибыль и рентабельность производства

Цель лекции: рассмотреть формирование и распределение прибыли  предприятия и сущность рентабельности как основного показателя эффективности производства.

Основные вопросы:

13.1 Прибыль как обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.

13.2 Формирование и распределение прибыли предприятия.

13.3 Экономическая сущность рентабельности и факторы, влияющие на повышение ее уровня.

13.4 Виды рентабельности и методы ее определения.

 

134.1 Прибыль как обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.

В условиях формирования рыночной экономической  системы  происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития  предприятия,  но  и  является стимулом любой производственно-хозяйственной деятельности.

Понятие прибыль для предприятий определено в Законе Республики Казахстан «О бухгалтерском учете»: Прибыль – увеличение активов, либо уменьшение обязательств в отчетном периоде.

Прибыль в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования и относится к показателям экономического эффекта, так как эффективность является такой экономической категорией, которая отражает соотношение затрат живого и овеществленного труда и полученного результата.

Прибыль является важнейшим показателем для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. Она выступает критерием принятия управленческих решений на предприятии. Одновременно представляет собой один из главных источников формирования финансовых ресурсов и важный стимул успешного функционирования.

Результатом соединения факторов производства и полезной производственной деятельности является производственная продукция, которая становится товаром. На стадии продажи выявляется стоимость прошлого живого труда и овеществленного  товара. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и  распадается на части: заработная плата  работников, участвовавших в производстве продукции, обусловленная необходимостью воспроизводства рабочей силы и итоговая прибыль, которая реализуется в результате продажи продукции, что означает признание ее полезности. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить доход от реализации со всеми затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости и расходов периода. Если доход больше себестоимости и расходов периода, то можно констатировать получение прибыли. Если доход равен сумме себестоимости и расходам периода, то предприятию удалось возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах превышающих доход, предприятие несет убытки, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение и может привести к банкротству.

В социалистической экономике предприятия, получающие убыток от своей производственно-хозяйственной деятельности, продолжали функционирование на рынке, так как деятельность таких предприятий финансировалась за счет государственного бюджета, в то время как в рыночной экономике убыточные предприятия являются банкротами и прекращают свое существование. Самофинансирование – это обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получении прибыли.

Информация о работе Лекции по "Экономике предприятия"