Лекции по "Экономике предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:42, курс лекций

Описание

Тема 1. Характеристика развития экономики РК и ее государственное регулирование.
Тема 2. Предприятие как объект хозяйствования.
Тема 3. Экономическая эффективность производства.
Тема 4. Основной капитал.
Тема 5. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы.

Работа состоит из  1 файл

лекционный комплекс ЭП.docx

— 465.23 Кб (Скачать документ)

Способ пропорционального распределения  затрат применяется для калькулирования себестоимости продукции в условиях одновременного производства нескольких видов изделий, прямое отнесение затрат на которые невозможно.

В основе параметрического способа лежит установление закономерностей изменения затрат в зависимости от параметров продукции для расчета себестоимости определяется себестоимость производства конструктивной единицы изделия (вес или мощность конструктивного элемента). Данный способ применяется для калькулирования себестоимости однотипных, но разных по размеру и качеству изделий в отраслях тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения.

Комбинированный способ калькулирования представляет собой сочетание нескольких перечисленных выше способов, если применение каждого из  них в отдельности невозможно.

В  системе  управления себестоимостью продукции  на предприятиях применяются различные  виды калькуляций себестоимости  продукции. По времени составления  они подразделяются на предварительные и последующие. К предварительным расходам относятся прогнозная, проектная, плановая, сметная и нормативная калькуляции, составляемые до процессов изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг. К последующим относится фактическая калькуляция, составленная после изготовления продукции.

Прогнозная калькуляция составляется на основе прогнозных норм и нормативов для характеристики предполагаемых затрат на выпуск продукции в нескольких вариантах.

Проектная калькуляция предназначается для экономического обоснования нового строительства, расширения и реконструкции действующих предприятий, производств и цехов, выпуска новых видов изделий.

Плановая калькуляция составляется на основе прогнозных,  допустимых прогрессивных норм и экономических нормативов на год и по кварталам, представляет собой задание предприятию и его подразделениям по предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции, работ и услуг.

Сметная  калькуляция является разновидностью плановой калькуляции. Она составляется на изделия и работы, выполняемые в разовом порядке. Сметная калькуляция используется для установления цен, расчётов с заказчиками и обоснования затрат на изготовлении продукции.

Нормативная  калькуляция – это расчет себестоимости на основе действующих на начало месяца норм и нормативов затрат. Выражает уровень себестоимости на момент ее составления,  использует нормы и нормативы затрат, отражающие достигнутый уровень техники, технологии, организации производства и труда.

Нормативная  калькуляция используется для управления, контроля и анализа производственных процессов, исчисления фактической  себестоимости продукции, выявления  отклонений от действующих норм затрат, причин, виновников и мест их возникновения, оценки эффективности внедренных организационно-технических  мероприятий.

Фактическая калькуляция – это расчет фактической себестоимости изготовленной продукции. Она составляется по данным бухгалтерского учета затрат по калькуляционным статьям расходов, предусмотренных планом. В ней отражаются также расходы и потери, не предусмотренные плановой калькуляцией.

Фактическая калькуляция отражает сложившийся  уровень себестоимости по отдельным  видам расходов, служит средством  контроля  уровня себестоимости  продукции, позволяет оценить прогрессивность  прогнозных и действующих норм расхода  ресурсов предприятия и эффективность  использования самих ресурсов. Является важнейшим источником информации для  планирования и экономического анализа.

 

10.4 Управление издержками на  предприятии с целью их минимизации

Управление издержками производства и реализации продукции с целью  их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом.

Управление издержками необходимо прежде всего для:

  • получения максимальной прибыли;
  • улучшения финансового состояния фирмы;
  • повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;
  • снижения риска стать банкротом и др.

Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции  на предприятии должна быть разработана  программа, которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

Она должна разрабатываться с учетом специфики  предприятия, но в общем  виде в ней должны быть отражены следующие моменты:

1) комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов; комплексное использование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшение качества продукции и снижение процента брака и др.);

2) мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

3) мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия в аренду; улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование; применение ускоренной амортизации; внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др.);

4) мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.);

5) мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; внедрение бригадной формы организации производства и труда; внедрение НОТ; совершенствование организационной структуры управления фирмой и др.).

Кроме того, комплексная программа  по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации.

Следует также подчеркнуть, что  планирование и реализация только отдельных  мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под издержками, затратами, расходами, себестоимостью?

2.  По каким признакам классифицируются  затраты предприятия?

3.  Что такое вмененные издержки?

4.  Что такое прямые  и косвенные затраты?

5.  Какие затраты называются постоянными и переменными?

6. В чем  состоит сущность метода учета  затрат по фактической себестоимости? 

7. В чем состоит сущность нормативного метода учета затрат?

8. В чем состоит сущность методов учета затрат по системам «Direct-cost»  и «Standards-cost»?

9. Назовите основные способы калькулирования себестоимости?

10. Какие виды калькуляции применяются в  системе управления себестоимостью продукции на предприятиях?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Экономика  предприятия: Учебник /О.И.Волкова  А.И. Ильин, В.И. Станкевич. Под  общ. ред. А.И.Ильина. – М.: Новое знание. – 2008.

2. Экономика  предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. –  3-е изд., испр. и доп. –  М.: ИНФРА-М, 2008. –  604 с.

4. Экономика  предприятия: Учебник / Под ред. В. Я. Горфинкеля. – 5-е изд., испр. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 767 с.

5. В.К.  Скляренко, В.М. Прудников Экономика  предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 528 с.

6. Филатов  О. К. Экономика предприятия (организаций): Учебник. – 4-е изд.– М.: Финансы и статистика, 2008. – 512 с.

 

 

Тема 11. Маркетинговая и  производственная деятельность предприятия

Цель лекции: раскрыть содержание маркетинговой деятельности предприятия и основы планирования производственной деятельности.

Основные вопросы:

11.1 Методологические основы планирования деятельности предприятия.

11.2 Методика формирования производственной программы предприятия в условиях рыночной экономики.                                                             

11.3 Производственная мощность предприятия и методы ее определения.

 

11.1 Методологические основы планирования деятельности предприятия.

Методология внутрифирменного рыночного планирования – система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки плановых решений, а также логика планирования. Элементами  методологии являются: принципы, методы, показатели, методика, логика планирования.

Под принципами понимают руководящие положения, установки в какой-нибудь деятельности. Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации.

Принцип единства предполагает, что планирование на предприятии должно иметь системный характер. Любая система характеризуется наличием элементов, взаимосвязью этих элементов и  направленностью действий по достижению общих целей. 

Смысл принципа непрерывности состоит  в том, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.   

Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

В соответствии с принципом точности любой план должен составляться с такой степенью точности, какая только совместима с неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый работник предприятия становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции.

Методы – совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых документов.

Основными методами планирования, применяемыми на практике, являются: балансовый, нормативный, экономико-математические методы  и  метод экспертных оценок.

Балансовый метод основан на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов и потребностей в них в пределах планового периода. Этот метод реализуют посредством составления материально-вещественных, трудовых и стоимостных балансов.

Нормативный метод состоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов на единицу выпускаемой продукции.

В планировании производственно-хозяйственной деятельности среди экономико-математических методов широко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственных функций, имитационные и другие, которые позволяют на основе оптимизационных расчетов с использованием электронно-вычислительной техники выбирать наиболее приемлемые варианты планов по различным заданным критериям.

Метод экспертных оценок – это группа методов прогнозирования, которая предполагает учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел.

Показатели планов – форма количественного выражения принимаемых плановых решений. Показатели планов  определяют плановые задания по подразделениям предприятия, соотношение заданий и ресурсов, устанавливают взаимосвязи между разделами плана, оценивают напряженность плана и эффективность его выполнения.

Различают две группы плановых показателей:

1. Количественные (абсолютные) и качественные (относительные). Количественные показатели – абсолютные  значения отдельных показателей: объем производства, численность рабочих, фонд заработной платы, прибыль и др.  Количественные показатели  измеряют натуральными (штуки, метры, тонны)  и стоимостными измерителями.  Качественные показатели характеризуют работу предприятия.  К ним относятся показатели качества продукции, показатели использования всех ресурсов (сырья, материалов,  оборудования и т. д.).

2. Утверждаемые (директивные) и расчетные показатели. Директивные показатели утверждает вышестоящая организация.  Количество директивных показателей характеризует степень самостоятельности предприятия в организационно-плановой деятельности. Индикативные показатели, устанавливаемые вышестоящей организацией,   имеют  рекомендательный характер. Расчетные показатели   рассчитываются самим предприятием.

Информация о работе Лекции по "Экономике предприятия"