Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:42, курс лекций
Тема 1. Характеристика развития экономики РК и ее государственное регулирование.
Тема 2. Предприятие как объект хозяйствования.
Тема 3. Экономическая эффективность производства.
Тема 4. Основной капитал.
Тема 5. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы.
- рост удовлетворенности
- повышение качества и
- снижение затрат;
- повышение
- улучшение производственного климата;
- охрану окружающей среды.
Система качества должна удовлетворять следующим группам требований:
- требованиям
к системе управления
- требованиям к системе
Подход к разработке и внедрению системы качества включает несколько этапов:
Организация, принимающая описанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения, что может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации.
Для того чтобы помочь организациям внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества, существует семейство стандартов ИСО 9000:
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает для них терминологию;
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
3. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;
4. ГОСТ Р ИСО 19011-2003 представляет руководящие принципы аудита систем менеджмента качества, основанных на стандарте ИСО 9001, и систем менеджмента охраны окружающей среды, основанных на стандарте ИСО 14001.
Управление
качеством имеет, как правило, целью
достижение экономического эффекта (прибыли).
От административного подхода
Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
– отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;
– удовлетворяет требованиям потребителей;
– соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
– отвечает требованиям общества;
– учитывает требования охраны окружающей среды;
– предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
– является экономически выгодной, т.е. приносит прибыль.
Затраты на качество – это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией услугами.
Существует несколько классификаций затрат на качество. В теории менеджмента качества существуют две основные классификации расходов на качество:
- классификация А. Фейгенбаума;
- классификация школы Ф. Кросби.
Самый известный из них – подход Джурана-Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:
- затраты на предупредительные мероприятия – затраты на предотвращение самой возможности возникновения дефектов, т.е. затраты, направленные на снижение или полное предотвращение возможности появления дефектов или потерь;
- затраты на контроль – затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
- внутренние потери (затраты на внутренние дефекты) – затраты, понесенные внутри организации (т. е. до того уровень качества не достигнут;
- внешние потери (затраты на внешние дефекты) – затраты, понесенные вне организации (т.е. после того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут.
Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество.
Другую, но похожую классификацию затрат на качество предложил Ф. Кросби, предложивший разделить затраты на качество на две категории:
- затраты на соответствие – все затраты, которые необходимо понести, чтобы сделать все правильно с первого раза;
- затраты на несоответствие – все затраты, которые приходится нести из-за того, что не все делается правильно с первого раза.
«Затраты на предупредительные мероприятия» и «Затраты на контроль» соответствуют категории «Затраты на соответствие», вычисленные по методу Кросби. Данные затраты невозможно свести к нулю, так как не оценивать качество и не проводить предупредительных мероприятий – означает пустить качество на самотек.
«Внешние потери» и «Внутренние потери» соответствуют «Затратам на несоответствие», так как брак, обнаруженный внутри фирмы или потребителем – это в любом случае потери, за которые приходится платить. Данные затраты можно и нужно сделать как можно меньше, а в идеале – довести до нуля.
12.3 Виды цен на продукцию предприятия.
Цена – это денежное выражение стоимости товара (работы, услуги) или сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договоренности.
Систему цен принято классифицировать в соответствии с определенными признаками.
1. В зависимости от вида товара различают цены на материальную продукцию, цены на строительную продукцию и цены на услуги (тарифы).
2. Цены
на материальную продукцию по х
Закупочные цены устанавливаются в случаях, когда закупки сырья и продукции у товаропроизводителей осуществляют государственные и коммерческие предприятия для их дальнейшей переработки. Элементами закупочной цены являются себестоимость; прибыль. Закупочные цены не включают акциз и НДС.
Оптовые цены – это цены, по которым реализуют продукцию предприятия-изготовители или крупные поставщики.
Отпускные цены (устанавливаются на товары народного потребления) определяются на основе оптовых цен, но включают полностью или частично расходы по транспортировке товаров до потребителей (покупателей).
Элементами отпускной и оптовой цены являются: себестоимость; прибыль; акциз, если товар подакцизный; НДС.
Розничные цены устанавливают на товары народного потребления и продукцию производственно-технического назначения, реализуемую через розничную сеть. Структура розничной цены зависит от каналов товародвижения. При поступлении товара от предприятия-производителя непосредственно в торговую сеть структура розничной цены будет следующей:
Себестоимость |
Прибыль |
Акциз |
НДС |
Торговая надбавка |
отпускная (оптовая) цена с НДС |
||||
розничная цена |
Если товар от предприятия-производителя поступает в торговую сеть через посредника, то структура розничной цены будет следующей:
Себестоимость |
Прибыль |
Акциз |
НДС |
Оптовая надбавка |
НДС оптовой организации |
Торговая надбавка |
Свободная отпускная оптовая цена |
||||||
Цена закупки с НДС посредника |
||||||
Свободная розничная цена |
Торговая надбавка состоит из трех элементов: издержки обращения, прибыль торговой организации и НДС. Начисляется торговая надбавка к свободной отпускной (оптовой) цене с НДС или к цене закупки с НДС.
3. По степени обоснованности цены бывают нескольких видов. Базисные используются для определения сорта и качества товара в качестве исходной базы для определения цен на аналогичные товары. Фактические цены учитывают различные надбавки и скидки к базисной цене. Справочные цены публикуются в каталогах, справочниках и используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию. Прейскурантные цены – вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах производителей или продавцов. Прогнозные цены – цены, используемые в экономических прогнозах.
4. По способу фиксации применяют цены контрактные (договорные) (устанавливаются по согласованию сторон и регистрируются в контракте), трансфертные (внутрифирменные расчетные цены, которые применяются в расчетах между подразделениями или дочерними компаниями, входящими в состав крупной корпорации), биржевые цены (котировки).
5. По времени действия различают следующие виды цен. Постоянные или твердые не изменяются в течение всего срока поставки. Текущие (цены с последующей фиксацией), устанавливаются на момент поставки и могут меняться в течение выполнения одного контракта в зависимости от конъюнктуры рынка. Сезонные цены действуют в течение определенного периода. Скользящие устанавливаются на продукцию с длительным сроком изготовления, в контракте устанавливается структура цены по основным элементам затрат на ее изготовление. Ступенчатые цены – это ряд последовательно снижающихся цен по предварительно установленной шкале в обусловленные моменты времени. Подвижными называются цены, когда в контракте устанавливается порядок их пересчета, если к моменту поставки товара изменилась его рыночная цена в пределах 5% от фиксированного уровня.
6. В зависимости от степени участия государства цены делятся на свободные (рыночные) и регулируемые (фиксированные или предельные).
7. В зависимости от вида рынка различают следующие цены. Цена спроса (максимальная цена, которую заплатит за товар покупатель), цена предложения (минимальная цена, по которой продавец согласен продать свой товар); цена «падающий лидер» (минимальная цена для рекламируемых товаров); демпинговые цены (цены, установленные ниже себестоимости с целью вытеснения конкурентов с данного рынка и увеличения объема продаж, запрещены законодательно).
Как экономическая категория цена выполняет ряд важнейших функций: измерительную, учетную, распределительную, функцию сбалансирования спроса и предложения (регулирующую), стимулирующую, социальную.
12.4 Методы ценообразования на продукцию предприятия.
На практике используют три основных подхода к определению цены на продукцию и услуги предприятия:
Сущность затратного метода состоит в том, что цена товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения. Затратным методом цена разрабатывается по схеме:
Продукт → технология → затраты → цена → ценность → покупатель.
К затратным
методам ценообразования
1. Метод полных издержек. При использовании данного метода цена формируется на основе всех затрат на производство и реализацию продукции, которые распределяют по видам продукции; прибыль определяется в процентах от общей суммы затрат.
К преимуществам
данного метода относятся низкая
трудоемкость и то, что известен
предел цены, ниже которого цена не должна
опускаться. Недостаток метода состоит
в трудности определения
2. Метод стандартных (нормативных) издержек предполагает наличие развитой нормативной базы.
Использование данного метода в практике ценообразования позволяет осуществлять управление затратами по отклонениям, контролировать не только затраты, но и прибыль. Недостатком метода является сложность разработки норм расходования всех видов ресурсов.