Лекции по "Экономике предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:42, курс лекций

Описание

Тема 1. Характеристика развития экономики РК и ее государственное регулирование.
Тема 2. Предприятие как объект хозяйствования.
Тема 3. Экономическая эффективность производства.
Тема 4. Основной капитал.
Тема 5. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы.

Работа состоит из  1 файл

лекционный комплекс ЭП.docx

— 465.23 Кб (Скачать документ)

Таким образом, расчет производственной мощности предприятий различных  отраслей имеет свои особенности, которые  должны учитываться в каждом конкретном случае.

Для установления степени соответствия мощностей различных цехов (участков, агрегатов) определяется коэффициент  сопряженности ведущего звена предприятия  и остальных производственных звеньев.

Коэффициент сопряженности определяется отношением мощности ведущего цеха (участка, агрегата) к мощности остальных цехов (участков, агрегатов), в том числе к пропускной способности вспомогательных и обслуживающих производств. Этот коэффициент позволяет выявить «узкие» места и разработать меры по их устранению.

Для обоснования производственной программы производственными мощностями, специализации и кооперирования производства, а также определения  необходимой величины реальных инвестиций для наращивания производственной мощности на каждом предприятии ежегодно должен разрабатываться баланс производственной мощности.

Баланс производственной мощности включает:

1) мощность предприятия на начало  планируемого периода (Мн.г);

2) величину прироста производственной  мощности за счет различных  факторов (модернизации, реконструкции,  технического перевооружения и  др.) (Мпр);

3) размеры уменьшения производственной  мощности в результате выбытия,  передачи и продажи ОПФ, изменения  номенклатуры и ассортимента  продукции, изменения режима работы  предприятия и других факторов (Myб);

4) величину выходной производственной  мощности, т.е. мощности на конец  планируемого периода (Мвых);

5) среднегодовую производственную  мощность (Mср.год) предприятия, которая может быть определена по формуле:

 где

 

Тпр – количество месяцев использования дополнительно введенных мощностей в году, мес.;

Туб – количество месяцев использования выбывших производственных мощностей;

  1. коэффициент использования среднегодовой производственной мощности (К и):

 где

Vпл (факт) – плановый или фактический объем выпуска продукции.

Если Vпл,(факт) < Mср.год, то это значит, что производственная программа предприятия обеспечена производственными мощностями.

Для устойчивой работы предприятия, а  также для возможности улучшения  качества и обновления выпускаемой  продукции и других целей оно  должно иметь оптимальный резерв производственной мощности. Величина этого резерва определяется спецификой предприятия и колеблется от 10 до 20%.

Вопросы для самоконтроля  

1. Назовите  элементы методологии планирования.

2. Какие  принципы определяют характер  и содержание плановой деятельности?

3. Назовите  основные методы планирования.

4. Как  классифицируются плановые показатели?

5. Назовите  существующие технологии планирования.

6. Что представляет собой производственная программа

7. Что  характеризуют натуральные, условно-натуральные измерители производственной программы?

8. Что  такое производственная мощность  предприятия, какова методика  ее расчета?

 

Рекомендуемая литература

  1. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Е. Л. Кантора. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007.
  2. В.К. Скляренко, В.М. Прудников Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  3. Филатов О. К. Экономика предприятия (организаций): Учебник. – 4-е изд.– М.: Финансы и статистика, 2008.
  4. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика и М.Л. Шухгалтера. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПБ.: Питер, 2009.

5. Савицкая  Г.В. Анализ хозяйственной деятельности  предприятия: Учебник. – 4-е  изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Кодекс  Республики Казахстан «О налогах  и других обязательных платежах  в бюджет» (Налоговый кодекс). – 2008, 10 декабря.

7. Национальный стандарт финансовой отчетности № 2. – 2007, 21 июня.

8. Закон  Республики Казахстан «О республиканском  бюджете на 2010–2012 годы». – 2009, 7 декабря.

9. Международные стандарты финансовой отчетности.

 

 

Тема 12. Обеспечение конкурентоспособности продукции

Цель лекции: раскрыть экономические и методические аспекты обеспечения конкурентоспособности продукции.

Основные вопросы:

12.1 Качество продукции: понятие, показатели уровня, методы обеспечения.

12.2 Система менеджмента качества.

12.3 Виды цен на продукцию предприятия.

12.4 Методы  ценообразования на продукцию  предприятия.

12.5 Конкурентоспособность продукции:  сущность и методика определения.

 

12.1 Качество продукции: понятие и показатели уровня.

В литературе существует огромное количество различных формулировок для определения понятия «качество продукции». В целом можно все их свести к такому понятию: качество продукции – это общая совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации.

В основном определяют пять наиболее существенных характеристик качества:

- соответствие стандарту;

- соответствие технически показателям лучших товаров-аналогов;

- степень точности соблюдения всех производственных процессов;

- соответствие качества требованиям покупателей;

- соответствие качества платежеспособному спросу.

Одними из первых к категории «качество» с экономической точки зрения серьезно обратились японские ученые в области теории и практики управления качеством. При исследовании эволюции экономического понятия «качество» в Японии можно выделить следующие его этапы:

1 этап  –  соответствие стандарту;

2 этап  – соответствие применению;

3 этап  – соответствие стоимости;

4 этап  – соответствие скрытым потребностям потребителей.

Соответствие  стандарту характерно для 50-х гг. прошлого столетия. Соответствие стандарту  определяло качество как товар, соответствующий  намерениям производителей. Оно обосновано тем, что уровень качества продукции  в середине прошлого столетия был  достаточно низким, поэтому необходимы были меры по его повышению. В качестве таких мер выступили стандарты, определяемые производителями и представителями исполнительной власти. Соответствие стандарту пренебрегало потребностями рынка, поскольку создание стандартов и проверка, находящаяся в зависимости от этих стандартов, ориентируют людей скорее на товар и непосредственно на функциональное его предназначение, нежели на потребности и степень их удовлетворения.

Данные недостатки обусловили необходимость  перехода на следующий уровень качества, получивший название «соответствие  применению», которое является средством, способным гарантировать удовлетворение потребностей рынка. Соответствие применению определялось проверкой, т.е. опять возникал конфликт между проверяющими структурами и производственным персоналом предприятия. Кроме того, если компания стремилась к максимальному «соответствию применению, то проверяющие должны были строго отбраковывать тот товар, который отклонялся от стандарта. Вместе с тем не всегда несоответствие ведет к неудовлетворению потребителя.

Отход от дорогостоящей проверки на качество вывел ведущие японские компании в начале 70-х гг. прошлого столетия на следующий уровень качества. Соответствие стоимости означает достаточно высокое  качество и низкую цену. Эти два  требования являются универсальными практически  для всех потребителей. Производитель  может добиться снижения стоимости, сохраняя при этом высокое качество, переходом на более выгодных поставщиков сырья и материалов и изменением производственного процесса, т.е. смещением акцента с контроля выпускаемой продукции на контроль самого процесса. Вместе с тем на данном этапе тоже имелись недостатки. Так, в конце 70-х гг. прошлого столетия компании, производящие продукцию, соответствующую стандартам, применению и имеющую низкую стоимость, столкнулись с жесткой конкуренцией. Конкуренты стали производить продукцию, не уступающую компаниям по свойствам и качеству, но имеющую более низкую цену.

Такая ситуация заставила производителей Японии искать новые пути удовлетворения потребителей и получения прибыли. Именно создание инновационных товаров, новинок  на рынке, позволило Японии выйти  на новый уровень качества. Соответствие скрытым потребностям на рынке означает выпуск товаров, удовлетворяющих такие  потребности, о которых потребитель  еще не догадывается. Такой ориентир позволяет добиваться главенствующего  положения на рынке и установления более высокой цены.

Данное  направление остается актуальным для  всех производителей в настоящее  время.

Таким образом, качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.   

Показатель качества продукции  представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

В различных отраслях промышленности для характеристики качества используются различные показатели. Например, в пищевой промышленности: 

  • физико-химические показатели характеризуют состав пищевых продуктов; 
  • органолептические показатели – это внешний вид, цвет, вкус, запах; 
  • эстетические показатели характеризуют художественное оформление пищевой продукции (упаковки); 
  • технологические показатели – это удельный вес сырья на выработку единицы продукции; коэффициент использования исходного сырья, материалов, энергетических ресурсов и т.д.; 
  • патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных при производстве продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом. К ним относятся показатели патентной чистоты, патентной защиты, территориального распространения; 
  • показатели сохраняемости: определяют способность различных видов пищевой продукции сохранять потребительские свойства в течение сроков, предусмотренных соответствующей нормативно-технической документацией; 
  • показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обуславливающие ее безопасность для здоровья человека при ее использовании, хранении или транспортировке. 

В машиностроении применяются следующие  показатели для оценки качества продукции: 

  • показатели назначения продукции (классификационные, конструктивные, эксплуатационные); 
  • показатели надежности (безотказность, ремонтнопригодность, долговечность); 
  • технологичность конструкций (простота собираемости, рациональность схемы, их соединения, материалоемкость изделия и др.); 
  • показатели стандартизации и унификации (коэффициент нового уникального конструирования, коэффициент повторяемости, коэффициент применяемости, коэффициент серийности и коэффициент экономической эффективности стандартизации); 
  • эргономические показатели (гигиенические, антропометрические, физиологические и психофизиологические, эстетические); 
  • патентно-правовые показатели; 
  • показатели экономичности изделия определяют размеры затрат, необходимых для проведения мероприятий, повышающих его качество. 

Для определения качества выпускаемой  на предприятии продукции применяют  систему общих показателей, в которую входят: 

1) доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;

2) коэффициент обновления ассортимента продукции; 

3) доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты; 

4) доля производственного брака; 

5) относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др. 

Методами обеспечения качества, основными элементами механизма управления качеством продукции на предприятии являются: стандартизация и сертификация продукции; внутренние системы качества; государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил; внутрипроизводственный и технический контроль качества. 

 

12.2 Система менеджмента качества

По определению ГОСТ Р ИСО 9000-2001 это «система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству»; она представляет собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции.

Все системы менеджмента качества (системы качества), несмотря на особенности  предприятий и организаций, направлены на достижение следующих фундаментальных целей:

Информация о работе Лекции по "Экономике предприятия"