Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:42, курс лекций
Тема 1. Характеристика развития экономики РК и ее государственное регулирование.
Тема 2. Предприятие как объект хозяйствования.
Тема 3. Экономическая эффективность производства.
Тема 4. Основной капитал.
Тема 5. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы.
Методика планирования – совокупность способов, приемов расчетов, необходимых для разработки планов.
Различают следующие технологии планирования:
- планирование «снизу вверх» – от планов на местах через планы подразделений к общему плану путем письменных согласований и объединений. В планировании преобладает ярко выраженное делегирование планирования. Низшая организационная единица цепи составляет подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий план предприятия;
- планирование «сверху вниз» осуществляется по иерархии предприятия, исходя из общего плана предприятия, двигаясь к участкам и рабочим местам. В процессе планирования нижестоящие уровни должны преобразовывать поступающие к ним обобщенные планы в подробные частные планы;
- встречное планирование – объединяет оба метода в процессе, текущем сверху вниз. Предварительное планирование по главным целям и составление общих планов осуществляется на уровне управления предприятием. На более низких уровнях происходит конкретизация этих планов, а затем планирование осуществляется снизу вверх. В процессе планирования выбираются оптимальные решения и устраняются разногласия между частными целями плана. Процесс может осуществляться многократно. Встречный способ наиболее близок к идеалу планирования.
Совокупность взаимосвязанных согласованием и зависимостями друг от друга процессов планирования предприятия образует систему планирования.
11.2 Методика формирования производственной
программы предприятия в условиях рыночной
экономики.
Производственная программа
Производственная программа включает в себя три раздела:
• объем производства продукции в натуральных единицах измерения;
• объем производства продукции в стоимостном выражении;
• объем реализации продукции в денежном выражении и объемы ее продаж в натуральных единицах измерения.
Объем производства продукции
в натуральном выражении рассчи
Определение объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении не обеспечивает возможности оценки общего объема производства и продаж в целом по предприятию с многономенклатурными производствами. Для оценки объемов выработки и продаж продукции по предприятию в целом эти показатели рассчитываются в стоимостном выражении, для чего используются соответствующие цены. Необходимость определения так называемых объемных показателей в денежной форме обусловлена возможностью расчета таких показателей по предприятию в целом, как:
• объем производства продукции и его структуру;
• объем реализации продукции;
• сумму прибыли предприятия от реализации продукции.
Объем производства в стоимостном выражении по предприятию в целом оценивается показателями товарной, валовой и чистой продукции, а также стоимостью, добавленной обработкой, или добавленной стоимостью.
Объем производства товарной продукции (Vтп) представляет собой выраженную в стоимостной форме законченную производством, предназначенную для реализации потребителям и имеющую все признаки товара продукцию. Общая сумма товарной продукции предприятия исчисляется по заводскому методу и рассчитывается по выражению:
Vтп = ГП + ПФ + РУ + ПС, тенге, где
ГП – стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации; ПФ – стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных для поставки на сторону; РУ – стоимость работ и услуг промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны; ПС – стоимость инструментов и приспособлений для собственного производства, готовой продукции и полуфабрикатов, поставляемых для собственного капитального строительства и непромышленным хозяйствам данного предприятия.
Товарная продукция
Vвп = Vтп + (О2 – О1), где
О1, О2 – стоимость остатков полуфабрикатов собственного производства и незавершенного производства на начало и конец календарного периода, соответственно.
Валовая продукция рассчитывается в неизменных (сравнимых) ценах по так называемому заводскому методу, согласно которому в ее объем не включается в целях избежания повторного счета продукция отдельных цехов, предназначенная для последующей ее переработки внутри данного предприятия.
Как товарная, так и валовая продукция не обеспечивают объективной и достоверной оценки собственного вклада данного предприятия в результаты его деятельности. Объясняется это тем, что в эти показатели включается стоимость сырьевых и других материальных и энергетических ресурсов, приобретенных предприятием со стороны, удельный вес которой в себестоимости продукции достигает порой 80% и более. При росте стоимости этих ресурсов увеличивается объем как валовой, так и товарной продукции, хотя «вклад» данного предприятия в формирование величины этого объема может и не изменяться.
Для оценки собственного вклада предприятия в результат его деятельности рассчитываются показатели чистой продукции и добавленной стоимости.
Объем чистой продукции (ЧП) – это сумма вновь созданной на данном предприятии стоимости. В ее состав включаются:
• фонд заработной платы по предприятию в целом (ФЗП);
• сумма отчислений на социальные нужды (Онс);
• прибыль предприятия (П), т.е.:
ЧП = ФЗП + Онс + П .
Сумма добавленной стоимости (ДС) по предприятию в целом – часть стоимости товаров, приращенная непосредственно на данном предприятии, и включает в себя:
• фонд заработной платы по предприятию в целом;
• сумму отчислений на социальные нужды;
• амортизационные отчисления (Ао);
• прибыль предприятия, т.е.:
ДС = ФЗП + Онс + Ао + П .
Важнейшим показателем производственной программы является объем реализованной продукции (объем продаж, доход от реализации продукции и услуг предприятия), оценивающий стоимость продукции (работ, услуг), которая не только завершена производством, но уже продана и поступила в сферу потребления, а деньги за нее поступили на расчетный счет предприятия.
Объем дохода предприятия от реализации продукции, работ и услуг (Vpп) может быть рассчитан по выражению:
, где
– объем реализации j-то вида продукции (работ, услуг) в натуральных единицах измерения, н.е.; Цj – цена реализации (оптовая цена предприятия) единицы j-й продукции (работ, услуг), руб./н.е.
При разработке производственной программы необходимо соблюдать следующие принципы:
- научное
обоснование использования
- систематическое
обновление номенклатуры и
- согласованность
производственной программы
- наиболее
полное использование
- обеспечение соответствия производственной программы спросу на продукцию (услуги) предприятия.
Основой разработки производственной программы являются результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие ресурсов на предприятии и производственных мощностей.
11.3 Производственная мощность предприятия и методика ее определения.
Под производственной мощностью понимается максимально возможный годовой (суточный) объем выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте с учетом наилучшего использования всех ресурсов, имеющихся на предприятии.
Производственная мощность предприятия определяется, как правило, в расчете на год по мощности основных (ведущих) цехов, участков или агрегатов, т.е. тех из них, которые выполняют основные технологические операции по изготовлению продукции.
На плановый период производственная мощность рассчитывается исходя из номенклатуры и ассортимента, установленных в плане. Наличная мощность за отчетный период рассчитывается в номенклатуре и ассортименте, соответствующих фактическому выпуску продукции.
Производственная мощность предприятия зависит от следующих факторов:
- количества и качества действующего оборудования;
- максимально возможной производительности каждой единицы оборудования и пропускной способности площадей в единицу времени;
- принятого режима работы (сменность, продолжительность одной смены, прерывное, непрерывное производство и т.п.);
- номенклатуры и ассортимента продукции, трудоемкости производимой продукции;
- пропорциональности (сопряженности) производственных площадей отдельных цехов, участков, агрегатов, групп оборудования; -
- уровня внутризаводской и межзаводской специализации и кооперирования; уровня организации труда и производства.
В общем виде производственная мощность (М) предприятия (цеха) может быть определена по формуле:
где
Тэ – эффективный фонд времени работы предприятия (цеха);
t – трудоемкость изготовления единицы продукции.
Для определения производственной мощности принимается максимально возможный фонд времени работы оборудования с учетом процесса производства – прерывный или непрерывный.
Производственная мощность цеха (участка), оснащенного однотипным оборудованием, может быть определена по формуле:
, где
Тэ – максимально возможный (эффективный) годовой фонд времени одной машины (агрегата, станка), ч;
К – коэффициент, учитывающий уровень использования производственной мощности машины (оборудования, агрегата, станка);
n – количество однотипного оборудования (машин, станков);
t – норма времени на обработку (изготовление) единицы продукции на данном оборудовании.
Производственная мощность цеха (участка),
оснащенного разнородным
Производственная мощность литейного, формовочного, сборочного и подобных им цехов (участков) зависит, как правило, от пропускной способности наличных производственных площадей этих цехов (участков) и уровня их использования. Она может быть определена по формуле:
где S – полезная площадь цеха, м2;
Тэ – эффективный фонд времени использования производственной площади цеха, ч;
tи – количество квадратных метро-часов, необходимых для изготовления (сборки, формовки и т.д.) единицы продукции.