Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:07, курсовая работа
Для того чтобы обеспечить предприятие необхо¬димыми ему материалами в соответствии с выявленной потреб¬ностью, организуется ма¬тери¬ально-техническое снабжение пред¬приятия. Его задача заключается в опре¬делении потребности предприятия в материалах и технических ресурсах, изы¬скании воз¬можностей покрытия этой потребности, организации хранения мате¬риалов и вы¬дачи их в цехи, а также в проведении контроля за правиль¬ным ис¬пользованием ма¬териально-технических ресурсов и содействия в их экономии.
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Характеристика материально – технического снабжения российской автомобильной промышленности………………………………………………. 5
1.1 Автомобильные кластеры…………………………………………………… 5
1.2 Особенности организации автосборочных производств………………….. 7
2. Анализ и оценка основной деятельности службы материально – технического снабжения ООО «ПХ «Автокомпоненты»………………………………………. 11
2.1 Организация закупок на предприятиях холдинга……………………….. 13
2.2 Выбор поставщиков и критерии их оценки……………………………… 16
2.3 Порядок проведения договорной работы………………………………… 23
3. Разработка мероприятий по повышению эффективности материально – технического снабжения на предприятиях холдинга……………………………. 25
3.1 Оптимизация планирования запасов, применение методики «Точно в срок» и системы «Канбан»…………………………………………………….. 25
3.2. Централизация системы снабжения в холдинге………………………... 27
3.3. Совершенствование работы с поставщиками……………………….. 33
Заключение…………………………………………………………………………. 42
Библиографический список……………………………………………………….. 45
Приложения………………………………………………………………………… 47
Содержание
Введение……………………………………………
2.
Анализ и оценка основной деятельности
службы материально – технического снабжения
ООО «ПХ «Автокомпоненты»……………………………………
2.1 Организация закупок на предприятиях холдинга……………………….. 13
2.2 Выбор поставщиков и критерии их оценки……………………………… 16
2.3 Порядок проведения договорной работы………………………………… 23
3. Разработка мероприятий по повышению эффективности материально – технического снабжения на предприятиях холдинга……………………………. 25
3.1 Оптимизация планирования запасов, применение методики «Точно в срок» и системы «Канбан»…………………………………………………….. 25
3.2. Централизация системы снабжения в холдинге………………………... 27
3.3. Совершенствование работы с поставщиками……………………….. 33
Заключение………………………………………
Библиографический список……………………………………………………….. 45
Приложения………………………………………
Введение
Для того чтобы обеспечить предприятие необходимыми ему материалами в соответствии с выявленной потребностью, организуется материально-техническое снабжение предприятия. Его задача заключается в определении потребности предприятия в материалах и технических ресурсах, изыскании возможностей покрытия этой потребности, организации хранения материалов и выдачи их в цехи, а также в проведении контроля за правильным использованием материально-технических ресурсов и содействия в их экономии.
Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия. Оборотные фонды — это те средства производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительные свойства.
В состав оборотных фондов включаются:
- основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия и полуфабрикаты, получаемые со стороны;
- малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и запасные части для ремонта оборудования;
- незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;
- тара.
Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение, которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.
В условиях рынка у предприятий возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные характеристики продукции, изготовляемой различными поставщиками. Решая эту задачу, работники органов снабжения должны изучать и учитывать спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы.
Отрасль автокомпонентов — очень «пестрый» бизнес, который объединяет лишь то, что все детали, производимые в его рамках, начиная от сидений, шасси, дверных ручек и заканчивая коробкой передач, становятся начинкой автомобиля. Для сборки легковой машины сегодня, в среднем, необходимо около восьмисот узлов, насчитывающих приблизительно десять тысяч деталей. Автокомпоненты в нашей стране выпускают около двух тысяч различных производителей, однако узлов и деталей, которые по качеству устроили бы иностранных сборщиков, производится очень мало и в основном это несложные детали. Технологический уровень российской продукции отстает от зарубежных аналогов на 30 — 40 лет. При этом качество российских автокомпонентов в основном остается удручающим. Российских производителей автокомпонентов можно разделить на несколько групп. Это независимые производители отдельных групп автокомпонентов, в основном снабжающие продукцией российские марки легковых и коммерческих автомобилей, сельхозтехники, производители автокомпонентов, связанные с поставщиками сырья для их производства, и компании, исторически консолидированные вокруг российских автомобильных концернов. Из примерно 600 предприятий, выпускающих автокомпоненты, исключительно производством комплектующих для автопрома занимаются только 200, для остальных это всего лишь одно из направлений бизнеса.
Спрос
на качественные компоненты и запчасти
в России растет. Его генерируют как уже
действующие автосборочные предприятия
иностранных производителей, так и отечественные
автозаводы. Кроме того, потребители в последнее
время также проявляют повышенный интерес
к качественным запасным частям, что отражается
на вторичном рынке. Этот фактор заставляет
российские автозаводы поднимать планку
требований в области качества к своим
поставщикам. При этом снижение текущей
рентабельности автомобильного производства
диктует для партнеров условие повышения
качества поставок без изменения цены.
Автопроизводители, грозя найти альтернативу,
вынуждают поставщиков снижать цены на уже
определенную номенклатуру поставок.
Система «бережливого производства»,
внедряемая сейчас практически на всех
российских автозаводах, предполагает
снижение товарных запасов и, соответственно,
требование к поставщикам осуществлять
поставки «точно в срок» (just in time). Это в свою
очередь ведет к решению задач оптимизации
логистических процессов. Еще одной общемировой
тенденцией, пришедшей на российский рынок,
является привлечение поставщиков к процессу
разработки комплектующих для новых моделей.
А это в свою очередь ведет к необходимости
самостоятельно вести исследовательские
и конструкторские работы на предприятиях-производителях
автокомпонентов. В этом случае как инвестиционная,
так и инжиниринговая нагрузка перемещается
от автопроизводителя к поставщику.
Кластер – это локализованное на определенной территории межотраслевое образование, которое представляет собой сеть компаний, работающих в кооперации друг с другом, включает всю цепочку взаимосвязанных видов деятельности, от производства до конечного продукта, и дает синергетический и мультипликативный эффекты.
Процесс интеграции российского автопрома в мировую индустрию не просто быстро развивается, но и выходит на качественно новый уровень. Мировые автогиганты, продажи которых в Европе и США уже несколько лет стабильно снижаются, все активнее ведут себя на растущем российском рынке.1
Причем если раньше они предпочитали создавать собственные производства (и этому предшествовал длительный период всестороннего анализа), то в последнее время подгоняемые сразу несколькими факторами, они начали входить в капитал отечественных игроков и создавать совместные предприятия весьма внушительных масштабов.
ОАО «АВТОВАЗ» – крупнейший российский автопроизводитель, доля участия которого в ВВП (внутренний валовый продукт) России составляет более 1%.
Стратегические задачи ОАО «АВТОВАЗ»: расширять сотрудничество с ведущими компаниями мировой автомобильной промышленности, включая производителей комплектующих, производителей и разработчиков автомобилей.
В определении стратегии развития в России президент и гендиректор компаний Renault и Nissan Карлос Гон исходит из того, что российский рынок один из самых перспективных в мире. "Из-за кризиса российский рынок сильно пострадал, но мы полагаем, что в 2012-2013 гг. его объем вернется к докризисной отметке. И мы должны быть к этому готовы! Вспомните: в 2008 г. рынок удвоился по сравнению с 2007 г. Поэтому решения по России должны приниматься исходя не из того, что мы видим сегодня, но из того, что Россия — потенциально крупнейший рынок в Европе и один из крупнейших в мире". Отвечая на вопрос о поддержке правительства автопрому, Карлос Гон отметил, что плавное окончание программ поддержки поможет избежать "провала" рынка в момент прекращения субсидий: "Мы надеемся, что мы как индустрия сможем посоветовать правительствам, как плавно прекратить действие этих программ, в том числе растянув это по времени в разных странах. А прекращение этих программ будет совпадать с оживлением экономики. Хотя нет сомнений, что, когда действие этих программ прекратится, продажи пойдут вниз".
Автопроизводители
официально провозглашают долговременную
политику в области качества для демонстрации
своей приверженности принципам всеобщего
менеджмента качества в деятельности
по производству автомобилей. Производство
автомобилей на высоком организационном
и техническом уровне, обеспечивающем
удовлетворение запросов потребителей,
является их главной целью.
Качество
выпускаемых автомобилей обеспечивается
современными методами разработки продукции
и технологии, интеграцией в мировое автомобилестроение,
стабильностью процессов производства
и полным выполнением требований документации
всеми сотрудниками.
Отношения
с поставщиками мы строим на основе
сотрудничества, взаимовыгодных подходов,
ответственного и оперативного решения
проблем. Мы рассматриваем наших
поставщиков как полноправных представителей
единого процесса производства автомобилей
для наших потребителей.
Проблемы сохранения и усиления конкурентоспособности
российские автопроизводители решают,
в том числе путем:
− снижения издержек и повышения эффективности всех звеньев производства;
− построения эффективной корпоративной структуры;
−
повышения эффективности
Добиться
снижения количества дефектов, выявляемых
в гарантийный период эксплуатации
в 2008 году, исходя из фактически достигнутого
уровня в 2007 году, и обеспечить в 2008-2009
годах ежегодное снижение количества
дефектов не менее чем на 7%. Выполнение
этих задач позволит сохранить лидерство
в ценовой нише массового спроса на автомобили
стоимостью до 12 тыс. $, обеспечить максимальную
загрузку действующего производства,
придать поставщикам и предприятиям дилерской
сети уверенности в будущем, гарантировать
долгосрочное развитие предприятий и
укреплению бренда2.
Традиционно российские автомобильные заводы строились таким образом, чтобы разместить максимальное число производств на одной территории. Помимо сборки автомобилей на автозаводах выпускались практически все комплектующие, от двигателей до колесных дисков. При запуске новой модели автопроизводитель должен был самостоятельно разрабатывать и производить весь спектр комплектующих, что значительно увеличивало сроки запуска производства и инвестиции в проект, говорит начальник аналитического управления УК "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго. Такая система сохранилась до наших дней. По мнению экспертов, именно это мешает переходу производителей к производству новых современных автомобилей.
Когда-то по такой же схеме работали автомобильные заводы и в западных странах, говорит глава компании RM Systems Фолкер Барт. Однако более 15 лет назад ведущие автопроизводители отказались от нее, сосредоточившись на основном бизнесе - сборке автомобилей и производстве основных агрегатов, в первую очередь двигателей и трансмиссий. Когда концерн GM выделил производство автокомпонентов в компанию Delphi, это позитивно отразилось на развитии автопроизводителя, говорит эксперт по автопрому Ernst & Young Иван Бончев. По словам Барта, такое разделение позволяет значительно снизить инвестиции автопроизводителей в разработку новых моделей, разделив их с поставщиками и выделить в самостоятельный бизнес. По мнению Барта, в ближайшие годы это предстоит сделать и российским заводам, такие планы уже есть у основных производителей. По словам председателя правления группы ГАЗ, в компании производство автокомпонентов уже выделено в отдельный дивизион, и сейчас изучается вопрос о выделении выпуска деталей в отдельную компанию. Рядом с Волжским автозаводом в Тольятти создается техно-парк, куда будут привлекать мировых производителей автокомпонентов для поставки деталей на конвейер АвтоВАЗа. Руководство КамАЗа также приняло решение отказаться от самостоятельного производства большинства автокомпонентов, в том числе коробок передач, и перейти на закупки у поставщиков.