Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:07, курсовая работа
Для того чтобы обеспечить предприятие необхо¬димыми ему материалами в соответствии с выявленной потреб¬ностью, организуется ма¬тери¬ально-техническое снабжение пред¬приятия. Его задача заключается в опре¬делении потребности предприятия в материалах и технических ресурсах, изы¬скании воз¬можностей покрытия этой потребности, организации хранения мате¬риалов и вы¬дачи их в цехи, а также в проведении контроля за правиль¬ным ис¬пользованием ма¬териально-технических ресурсов и содействия в их экономии.
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Характеристика материально – технического снабжения российской автомобильной промышленности………………………………………………. 5
1.1 Автомобильные кластеры…………………………………………………… 5
1.2 Особенности организации автосборочных производств………………….. 7
2. Анализ и оценка основной деятельности службы материально – технического снабжения ООО «ПХ «Автокомпоненты»………………………………………. 11
2.1 Организация закупок на предприятиях холдинга……………………….. 13
2.2 Выбор поставщиков и критерии их оценки……………………………… 16
2.3 Порядок проведения договорной работы………………………………… 23
3. Разработка мероприятий по повышению эффективности материально – технического снабжения на предприятиях холдинга……………………………. 25
3.1 Оптимизация планирования запасов, применение методики «Точно в срок» и системы «Канбан»…………………………………………………….. 25
3.2. Централизация системы снабжения в холдинге………………………... 27
3.3. Совершенствование работы с поставщиками……………………….. 33
Заключение…………………………………………………………………………. 42
Библиографический список……………………………………………………….. 45
Приложения………………………………………………………………………… 47
Производство качественных автомобилей в России возможно только в сотрудничестве с западными компаниями, уверены эксперты. В привлечении таких компаний в Россию заинтересованы как заводы по сборке иномарок, так и традиционные российские предприятия. Однако, по мнению участников рынка, основные инвестиции будут направляться в производство комплектующих для заводов ГАЗ, АвтоВАЗ и КамАЗ. Создавать в России крупное производство выгодно только тогда, когда спрос на продукцию исчисляется несколькими сотнями тысяч деталей в год, а у проектов по сборке иномарок объемы производства пока ниже.
Самый
простой способ выйти на российский
рынок для иностранных
Одним из крупнейших иностранных игроков на российском рынке в ближайшее время станет канадская компания Magna, пакет акций которой в мае 2007 года был приобретен "Русскими машинами", входящими в холдинг "Базовый элемент". Основной целью сделки, по словам представителей Magna, является развитие производства запчастей на территории России. Сейчас Magna изучает возможность создания на Горьковском автозаводе производств литых алюминиевых деталей, трансмиссий, штамповки и уже поставляет заводу детали из пластика и элементы отделки салона для автомобилей Siber. Кроме того, Magna рассчитывает стать одним из основных поставщиков АвтоВАЗа и заводов по сборке иномарок3.
Аутсорсинг производства комплектующих, как эффективный способ организации производства, характерен для автомобильной промышленности развитых стран. Проблемы, с которыми столкнулись зарубежные автопроизводители, отличаются от отечественных (это кризис перепроизводства, слабый спрос и сильная конкуренция на мировом рынке), но способ решения одинаков – сокращение издержек. Основные способы сокращения издержек – производство разных моделей на базе единых платформ, инжиниринг автомобилей и НИОКР в развивающиеся страны и аутсорсинг производства автокомпонентов.
Внедрение аутсорсинга в российскую автомобильную промышленность, с одной стороны, неизбежно, коль скоро мы стремимся поднять отечественное автомобилестроение, с другой стороны – на этом пути возникают многочисленные проблемы. Прежде всего, российские автомобильные заводы унаследовали от централизованной советской экономики вертикальную организацию производства, автомобиль создается на предприятии от «А» до «Я», от производства комплектующих до конечного продукта. Степень вертикальной интеграции российских производителей (достигающая, по оценкам экспертов, 80%) мешает развиваться автокомпонентной отрасли: 60% производителей комплектующих привязано к одному заводу, к конкретной модели автомобиля, 35% рынка автокомпонентов монополизированы – все это не дает автокомпонентной отрасли прогрессировать, повышать качество и конкурентоспособность.
Аутсорсинг позволит компонентной отрасли развиваться достаточно быстро, чтобы расширить отечественный рынок по производству автокомпонентов, отвечающих мировым стандартам. Количество совместных сборочных производств на территории России постоянно увеличивается, и если в автомобильную промышленность не будут внедрены передовые методы управления, то все комплектующие на предприятия будут поставляться извне, еще более снижая конкурентоспособность российского производителя.
В рамках аутсорсинга возможно использование нескольких вариантов сотрудничества. Первый вариант: партнеры предоставляют сырье и технологии, а аутсорсер – оборудование и рабочих. В этом случае партнеры также присылают специалиста, который контролирует производственный процесс. Второй вариант – партнеры заказывают фирме-аутсорсеру продукцию, и она использует свои технологии, сырье, сотрудников; конечный продукт реализуется под чужой торговой маркой. Так или иначе, но аутсорсинг позволяет уйти от жесткой привязки производителей компонентов к сборочному производству. Автокомпонентный сектор – основа автомобильной промышленности. Собственно, единственное препятствие для широкомасштабного использования аутсорсинговых компаний в России – специфика российского менталитета: желание сконцентрировать производство на определенной территории, на одной немногочисленной управляющей группе, а лучше – на одном человеке. В свое время это было оправданно и целесообразно, но сейчас следует использовать более эффективные способы производственного структурирования.
Аутсорсинг, говоря кратко, – это делегирование определенных функций в организации сторонним исполнителям. В автомобилестроении это означает, что автомобильные заводы выполняют только завершающие операции и сборку, а комплектующие приобретаются у специализированных компаний.
Условно всех поставщиков можно разделить на две горизонтальные категории. Производители первой группы (70% рынка) поставляют комплектующие непосредственно на автомобильные предприятия, производители второй группы (30% рынка) занимаются выпуском запасных деталей, а также предметов дополнительной отделки.
Первая группа в свою очередь делится на три вертикальных уровня. Третий уровень (самый низший) получает металл от производителя или сервисного металлоцентра и обрабатывает его для передачи поставщику второго уровня. Компания второго уровня выполняет уже более тонкие операции и поставляет заготовки (например, комплектующие для сборки коробки передач) на предприятие первого уровня, которое собирает готовый продукт. Именно этот продукт и поступает в автосборочный цех. В основном второй и третий уровень представлены небольшими компаниями, которые работают на одного–двух заказчиков, выполняя свой узконаправленный профиль работ. Среди компаний первого уровня встречаются и крупные, даже гиганты, такие как Delphi, Visteon, Valeo.
Схема взаимодействия, включающая в себя много уровней, уже безнадежно устарела. Скорее всего, до 2010 г. около половины изменят свой статус: некоторые обанкротятся, другие объединятся с целью дальнейшей борьбы как с поставщиками, так и с потребителями (причем объединение это будет происходить как горизонтально, так и вертикально), а третьи просто перейдут в другую сферу деятельности по обработке металла, не ориентированную на автомобилестроение.
Одним из важных итогов стал рост показателей кач ества продукции изготовителей автокомпонентов. В результате на 30 процентов сократились расходы на гарантийное обслуживание. Условия жесткой конкуренции на рынке требуют дальнейшего повышения качества продукции. Как возможное направление снижения стоимости компонентов был назван переход всех поставщиков на логистические схемы снабжения по системе "точно в срок", а также внедрение принципов бережливого производства4.
2. Анализ и оценка основной деятельности службы материально – технического снабжения в ООО «ПХ «Автокомпоненты»
Одной
из ступеней совершенствования системы
закупок для предприятий
Государственная компания "Рособоронэкспорт", являющаяся мажоритарным акционером автогиганта, приняла участие в реструктуризации активов предприятия, поставив цель превратить "АвтоВАЗ" в классическое автосборочное предприятие, где будет производиться окраска, сварка и сборка автомобилей. Следует отметить, что в большинстве стран автомобильный бизнес работает именно по такому принципу разделения производства автомобилей и компонентов.
В результате реструктуризации активов "АвтоВАЗ" были выведены площадки по производству автокомпонентов.
Приобретателем
реструктурированных активов стал
ООО «Промышленный холдинг «
В ООО «Промышленный холдинг «Автокомпоненты» вошли:
ОАО «Димитровградский
ООО «Димитровградский завод
порошковой металлургии» (продукция:
изделия из металлических
ООО «Димитровградский завод
светотехники» (продукция:
ЗАО «Сердобский
ОАО «Скопинский автоагрегатный завод» (продукция: стойки, амортизаторы и газовые упоры. На данный момент более 70% амортизаторов, эксплуатирующихся на отечественных легковых автомобилях в России и странах СНГ сегодня, произведены на ОАО «СААЗ»).
ООО «Завод индустриальных покрытий» (Первое и единственное в России предприятие с использованием самых современных систем антикоррозийных и декоративных покрытий DELTA ® , по лицензии фирмы Dörken MKS Systeme (Германия). Оборудование фирмы Ernst Reinhardt GmbH. Во всех предприятиях головная компания владеет 100% акций.
Миссия ООО «ПХ «Автокомпоненты» - уверенное присутствие на автомобильном рынке за счет поставки на автосборочные заводы и на вторичный рынок современных качественных надёжных комплектующих, произведённых высококвалифицированным персоналом на эффективно управляемых производствах по самой современной технологии5.
Стратегическое видение ООО «ПХ «Автокомпоненты»:
Задачи ООО «ПХ «Автокомпоненты»:
- расширение продуктовой линейки за счёт освоения производства компонентов I-го и II-го уровня и консолидации возможностей предприятий, входящих в Холдинг;
- расширение рынка сбыта готовой продукции за счёт поставок действующим и вновь создаваемым зарубежным автосборочным заводам компонентов, локализуемых на предприятиях Холдинга;
- повышение конкурентоспособности и технического уровня продукта;
- привлечение иностранных партнёров для организации совместного производства высокотехнологичных автокомпонентов;
- построение товаропроводящей сети запчастей;
- развитие внутренней кооперации и специализация предприятий между предприятиями в основном и вспомогательном производстве;
- снижение издержек производства (реализация концепции «Бережливого производства»);
- получение синергетического эффекта снижения затрат за счёт консолидации финансовых потоков;
- повышение коэффициента загрузки мощностей;
-
стандартизация бизнес-процессов и информационных
потоков Холдинга.
2.1. Организация закупок на предприятиях холдинга