Оценка эконом потенциала поставщиков ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:50, лекция

Описание

1. Формирование контингента поставщиков исходя из попроцессного подхода
2. Анализ потенциала поставщиков на основе многокритериального подхода. Выбор критериев для оценки
3. Выбор поставщ по методу АВС- XYZ анализа

Работа состоит из  1 файл

Анализ экономич потенциала бизнеса 12.09.docx

— 50.07 Кб (Скачать документ)

Оценка эконом потенциала поставщиков ресурсов

  1. Формирование контингента поставщиков исходя из попроцессного подхода
  2. Анализ потенциала поставщиков на основе многокритериального подхода. Выбор критериев для оценки
  3. Выбор поставщ по методу АВС- XYZ анализа
 

Вопрос 1.

При формир-и континг  поставщ рассматр-ся вопросы:

  1. Является ли данное предпр постоянным поставщиком
  2. Сотрудничала ли данная орг-я с данным поставщ ранее
  3. Известен ли поставщик и поставляемые им ресурсы
  4. Удовлетворит ли он треб-ям по кач-ву и срокам поставок
  5. Положительна ли информ о его кредитоспос-ти
  6. В какой степ поставщ ориентирован на круг основных заказчиков
  7. Обеспечен ли поставщ необход условиями (помещения, ресурсы,склады и т.д.)
  8. Какова репутация поставщ на рынке
  9. Какую долю займет ваше предпр в общ объеме его поставок
  10. Кто является его постоян клиентом
  11. Какова реклам деят-ть поставщика и затраты на нее

При формир-и контингента  поставщ может использоваться процессный подход, под кот поним-ся использ-е  комплекса бизнес-процессов в  рамках существующей штатной и организацион стр-ры фирмы.

Содержание работ  по отбору поставщиков на основе попроцессного  подхода.

№ проц. Основной процесс Подпроцесс
1 
 
 

1.1

Оценка поставщиков  на основе внешней информации

 Выбор поставщика

 
 
 
 
Поиск потенц поставщиков; установление контактов  с ними; ознакомление с номенклатурой поставляемой прод-и
1.2  Выбор критериев  оценки поставщиков Изучение зоны хозяйств-я поставщика; изучение типа используемой технологии; изучение правового статуса; изучение деловой репутации; формир-е критериев оценки.
1.3 Оценка поставщ  параметрич методом Выставление оценок по критериям экспертной группой; опред-е  значимости критерия; формир-е эталонных  значений критериев; нормализация значений критериев (приведение их к безразмерному  виду); выбор приоритетного поставщика
2. 
 
 
 

2.1

Оценка менеджмента  и качества поставщика с помощью  опросника (внутр оценка)

Предоставление вопросника

 
 
 
 
 
Предоставление вопросника поставщику; объяснение способа заполнения; предоставл-е образца заполнения; совещание с рук-м поставщ;распред-е обязан по подготовке информ и предост ответов на вопросник
2.2 Заполнение ?ка Сбор информ и  подготовка докум-и; формир-е пакета док-в для отправки покупателю;
2.3 Подсчет числовых значений самооценки Проведе расчетов; формир-е  итог оценки
2.4 Анализ результата Анализ сис-мы менеджмента  и кач-ва поставщика; выявл-е сильных  и слабых сторон поставщ
2.5 Анализ достоверности  рез-в самооценки Углубленный анализ сис-мы менедж и кач-ва поставщ; корректир-ка шкалы на знач-ть; оценка достовер-ти рез-в самооцен
3 

3.1

Аудит сис-мы менедж и кач-ва поставщ

Подготовка лана аудита

 
 
Опред-е  целей проверки; анализ рез-в прежних  проверок(если проводились); опред-е ключев треб-й; формир-е группы аудиторов
3.2 Аудиторское исслед-е Знакомство с  докум-ей; экскурсия по офису и  производств помещ-ям; интервью с исполнит; наблюдение за работой
3.3 Подготовка отчетов  о результатах аудита Формире аудитор  заключ-я; выявление проблем и  несоответ-й; определение сильных  и слаб сторон; формир-е рекоменд по работе с поставщ
4

4.1

Итоговая оценка

Принятие решения  по взаимод-ю с поставщ

 
Рекомендации  поставщику по совершен-ю работы; пересмотр  процедуры приемки закупаем продукции (услуг); введение или пересмотр сис-мы бонусов за кач-во поставок; внесение измен-й в договоры; поиск и  отбор нов поставщ
 

Выбор поставщ на основе многокритериал подхода. Выбор  критериев для оценки.

От выбора поставщ  зависят:

  1. Себестоим продук-и (услуг)
  2. Качество прод-и
  3. Прибыль предпр
  4. Рентаб прод-и
  5. Потребность в оборот капитале (уровень запасов, кредитор задолж)

Многокритериал подход предпол исп-я 3х методов:

  1. Метод сумм
  2. Метод суммы мест
  3. Метод расстояний

На 1м этапе при  любом методе опр-ся набор критериев  для оценки поставщ. Наиболее часто  испоьз-ся:

  1. Цена поставок
  2. Количественная оценка поставок опр-ся долей поставок, выполн-х в строгом соответ с услов, зафиксир в договорах
  3. Надежность поставок (Способ-ть удовлетвор все треб в полн объеме на постоян основе)
  4. Возможн удовлетв треб-я потребит (произв-е площади, объемы выпуска прод-и, используемое оборуд и технолог, сис-му складир-я, уров контроля кач-ва прод-и)
  5. Сроки поставок (периоды м\ду датами выдачи и выполн заказа. Если поставщ требует предост программу на полгода вперед, то это не всегда приемлемо для потребит)
  6. Ошибки в поставках (поставки с дефектами, ошибочные поставки, неполные партии, низкое кач-во поставок)
  7. Территориал располож-е поставщ (транспорт расх, необх формир страховых запасов) при этом иногда отдален поставщ предоставл более качествен поставки по более низким ценам

На след этапе группа экспертов выставляет баллы потенц поставщикам по каждому критерию оценки. На заключит этапе формир-ся итогова (интегральная) оценка по алгоритму в завис-ти от выбранного метода.

Использование для отбора поставщ АВС- ХУZ анализа

Для оценки поставщ можно выбрать основные критерии, напр:

  1. Объемы. Поставщ мог б раздел на 3 группы:
    1. Поставщ, у кот предпр покуп 60% всех закуп
    2. 30% всех закуп
    3. 10% всех закуп
  2. Надежность (соблюд-е сроков поставок):
    1. Х – поставщ с надежн поставок 90%
    2. У – поставщ с надеж постав от 50 до 90 %
    3. Z – поставщ с надеж постав менее 50%
  3. Цена поставок.
    1. Х – поставщ с сам низк ценой поставок
    2. У – поставщ со сред уров цен поставок
    3. Z – поставщ с высок уров цен поставок
  4. Оценка качества прод-и.
    1. Х – безупречное кач-во
    2. У – кач-во нуждается в незначит улучшении
    3. Z – кач-во низкое

Для отбора поставщ строится матрица

Поставщик Объем Надежность Цена Качество
1 В X1 Y2 Z3
2 А Z1 X2 Y3
3 С Y1 Z2 X3
 

Недостаток  подхода в том, что не выводится  единая интегральная оценка. Поставщик  выбирается исходя из наиболее приоритет  критериев для покупат. При формир-и  контингента поставщ при постоян работе с ними необходимо учитывать, что их поведение может меняться. Поэтому необход провод оценку в динамике. Для этого необход отслеживать измен-е значений критериев оценки (цена, сроки, кач-во) в динамике, т.е. помесячно и поквартально и расчит темпы прироста дан показат. При этом необход корректир данные темпы на долю поставок.

Тр=СУМ Tпрi*di

T прri– процент прироста по итому виду постав в исслед периоде

Di – доля поста в общ объеме поставок

Если повед-е  поставщ существ меняется в негатив  сторону, то вырабат-ся рекомендац по измен-ю услов работы с ним, либо сотруд-во прекращ-ся

Анализ  потенциала формы  собствен-ти и организацион стр-ры управл-я

  1. Оценка потенциала формы собствен-ти в бизнесе
  2. Оценка потенц организацион стр-ры и сис-мы упр-я предпр-я вцелом
  3. Механизм реорг-и предпр-я как фактор его роста и повыш-я потенциала

Формы собствен-ти.

Существуют  след формы собствен-ти:

  1. Госуд-я (принадл РФ (федерал и субъектов федерац)) она может быть нераспределенной (бюджеты) и распределен (закреплен за предпр на праве хоз ведения и оператив упр-я)
  2. Муниципал собствен-ть (мог создав-ся МУПы)
  3. Частная собств, кот имеент формы :
    1. Личная собств граждан
    2. Собствен юр лиц (коммерч и некоммерч орг-й кроме учрежд, финансир собствен-м)
    3. Общая долевая собствен-ть (если возможно выдел-е доли кажд собственника)
    4. Общая совмест собствен, если доли не определены или имущ не мож б раздел на доли без измен его назнач либо не подлеж разделу в силу закона (ТСЖ)

С точ зрения бизнеса и оценки потенциала формы  собствен-ти выделяют след формы:

  1. Гос или мупицип (УП)
  2. Предпр, основ на долев собств (хоз товарищ-ва и общ-ва)
  3. Предпр, основ на акционер собств

Оценка потенциала формы собствен-ти

Критерии  оценки потенциала Унитарное предпр Основан на долев  собств 
(товарищ и ООО)
Основ на акционер собств (АО)
Возможн мобилизац  значит финн ресурсов 1 2 3
Перемещ капитала в более эфф отрасли 1 2 3
Прозрачность  для инвесторов 2 1 3
Предпосыл к зависим предпр от 1 ключев фигуры 3 3 1
Степ участия  мелк собственников в упр и уров контроля с их стороны - 3 1
Процедур  сложность проц упр-я 2 2 1
Возможн роста  бизнеса 1 2 3
Возмож  созд-я объед-й и диверсиф-я  деят-ти 2 2 3
Треб-я  к эфф-ти деят-ти со стор собствен (инвесторов) 2 2 3
Ориентац  на рост стоим бизнеса 1 2 3

                                          15  21   24

Т.обр, наибол высок потенц обладает акционер форма, обеспеч перелив капитала в эффектив отр и созд услов для роста бизнеса. Но она имеет недостатки. В 70х гг 20 в были опубликов исслед в США, кот доказ, что менеджеры круп корпорац приним решения, не способ оптимизац ресурсов с точ зрения акционеров. Это обуслов тем, что при распр-и корпоратив сис-мы управл-я большинство орг-й работает внутри иерархии.

Бенефициарии

Попечители фондов

Инвестицион менеджеры

Правление(совет директоров)

Исполнит директора

Руководит высшего звена

менеджеры

В цепоч  предст все группы кот участв…

Различают:

  1. Мелкий семейн бизнес, хар-н для Европы. В дан случае семейные акционеры явл членами правл-я и руковод текущ деят-ю. Акционерыы (бенефициарии) наблюд за работой компании
  2. Сложная цепочка (крупн корпорац) – акции обращ-ся на фондов бирже, отсюда большое колич мелких акционеров, т.е. бенефициариев, но они не инвестировали непосред в данную компанию, они хранят свои деньги в финанс институтах (фондах, пенсион и инвестиц). Фонды нах-ся под контролем попечит, текущ деят-ть осущ инвестицион менеджеры. Т.обр, бенефициарии часто даже не знают, в каких компаниях они участвуют и облад-ют ли они прямым влиянием на деят-ть АО. Создаются услов для конфликта интересов, на основе чего возникла теория агентских отнош и была изменена стр-ра вознагражд менеджеров корпорац
    Вид вознагражд 80е гг 90е гг
    Оклад 50% 25%
    Годовые премии 25% 20%
    Опционы на акции 23% 45%
    Прочие  долгосроч формы поощрения 2% 10%

    Измен-е  стр-ры вознагр привело к тому, что менеджеры высш звена превратились в собств АО. Важн фактор, способ распр-ю АО – это гос пенсион сис-ма. В европе она устроена по принципу заработал – заплатил. Т.е., отчисл идут на выплату сегдняшним акционерам. В США др принцип – пенсион фонды аккумулир значит ср-ва, кот вклад-ся в акции корпорац. Эта сис-ма считается наиболее эффективной. Выход – переход к накопит сис-ме, когда часть пенсион сбора отклад-ся самому работнику; повышение пенсион возраста для образов-я излишка пенсион взносов; развитие фондов рынка и создание услов для влож-я дан ср-в 

    Оценка  потенциала орг-й  стр-ры и сис-мы упр-я.

Информация о работе Оценка эконом потенциала поставщиков ресурсов