Планирование объема производства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических положений планирования объема производства, а также разработка рекомендаций по планированию объема.

Содержание

Введение5
1 Теоретические положения по планированию объема производства
на предприятии8
1.1 Назначение и содержание плана производства продукцииь 8
1.2 Планирование объема производства 12
1.3 План-график производства 19
2 Расчетная часть 24
2.1 Обоснование плана производства продукции 24
2.2 Расчет численности промышленно-производственного персонала 31
2.3 Расчет себестоимости продукции по предприятию 33
2.4 Расчет технико-экономических показателей предприятия 36
3 Рекомендации по повышению объема производства и реализации ОАО «Биомашприбор» 38
3.1 Направления улучшения показателей производства и реализации
продукции 38
3.2 Резервы выпуска и реализации продукции 42
Заключение 46
Список литературы 48
Глоссарий 50

Работа состоит из  1 файл

курсяк.docx

— 99.18 Кб (Скачать документ)

При неполном обеспечении предприятия заказами на сбыт продукции, а также при  сокращении спроса на выпускаемую продукцию  ведется активная работа по освоению новых видов изделий и завоеванию новых рынков сбыта.

После установления объемов заказов, разработки схемы  реализации продукции, уточнения сроков поставки изделий осуществляется разработка производственной программы.[5]

Планирование  производственной программы начинается с анализа технико-экономических показателей работы предприятия в отчетном году, определения объема заказов на плановый год, выявления резервов роста производства и определения путей эффективного использования материальных и трудовых ресурсов. Обоснование плана производства продукции предусматривает расчет производственной мощности, определяет необходимый ввод дополнительных мощностей для обеспечения выполнения задач по производству продукции в соответствии с заключенными договорами, а также уменьшение производственной мощности в связи с выбытием устаревшей техники.

Особое  место при обосновании производственной программы отводится разработке мероприятий, обеспечивающих высокое  качество продукции, способное поддерживать конкурентоспособность на рынке сбыта товаропроизводителей.

Исходными данными для разработки производственной программы предприятия служат:

·        перспективный план экономического и социального развития трудового коллектива;

·        портфель заказов, в том числе госзаказ;

·        система действующих норм и нормативов осуществления производственного процесса;

·        свод действующих законодательных актов об ответственности предприятий за своевременное и качественное выполнение заказов, использование трудовых ресурсов, а также обязательств перед государством по уплате налогов;

·        отчетные данные о выполнении плана производства и сбыта продукции за предыдущий плановый период и об остатках незавершенного производства на начало года;

·         данные технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

·         маркетинговые исследования об изменениях ситуации на рынках сбыта продукции, повышении требований к потребительским свойствам продукции, увеличении требований к качеству, дизайну, упаковке, послепродажному обслуживанию продукции;

·         разработанные предложения соответствующих отделов предприятия об обновлении продукции, замене морально устаревшего и изношенного оборудования, внедрении более совершенных технологий изготовления  продукции.[10]

Составление производственной программы всегда сопряжено с рассмотрением различных  вариантов структуры планируемой  продукции путем сопоставления  ее со спросом, а трудоемкости работ  – с производственной мощностью  и наличием трудовых ресурсов, с  возможностью материально-технического обеспечения. Из нескольких вариантов выбирается наиболее оптимальный.

Производственная  программа является основным этапом формирования плана производства и  сбыта продукции, который является одним из ведущих разделов. Его  задача - обеспечить выполнение всех заказов  и удовлетворить все потребности  заказчиков по ассортименту, качеству, срокам поставки. На основе плана производства и сбыта продукции разрабатываются  все другие разделы - план по труду; по материально-техническому обеспечению; по себестоимости, прибыли и финансовый план.

План  производства и сбыта продукции  разрабатывается в натуральных  и стоимостных показателях. В  натуральных показателях составляется производственная программа. Показатели номенклатуры продукции отражают перечень всего ассортимента выпускаемых  изданий. В годовых и месячных планах планируется полный объем  производимой продукции и устанавливаются  условия ее сбыта.

При планировании производственной программы в натуральных  единицах измерения устанавливаются  показатели качества и пути достижения высокого качества продукции по всей номенклатуре.[11]

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели  содержание плана производства, его  назначение, а также порядок разработки плана производства.

 

1.2 Планирование объема производства

 

Направления анализа выполнения производственной программы.

Прежде  чем приступить к разработке плана  производства, проводится анализ выполнения производственной программы за предшествующий период. Это необходимо для определения исходного уровня производства и выявления резервов.

Анализ  начинается с проверки выполнения производственной программы по объему и составу. Каждое предприятие обязано выполнять план выпуска продукции в заданной номенклатуре. Невыполнение плана по номенклатуре может означать задержку или даже срыв выполнения плана других предприятий или несвоевременное удовлетворение нужд потребителей. Поэтому продукция, изготовленная не по плановому ассортименту и не по плановым договорам поставки, при анализе выполнения плана не засчитывается. Для оценки выполнения плана по ассортименту в отчет о выполнении плана засчитывается фактический выпуск изделий по каждому наименованию, но в пределах не выше 100% планового задания.

Затем анализируется  выполнение задания по освоению производства новой продукции. Выявление степени выполнения этого задания имеет большое значение для оценки осуществления технического прогресса в промышленности, улучшения удовлетворения растущих потребностей социалистического общества и, кроме того, для установления размера отчислений от прибыли в фонд материального поощрения, полагающегося коллективу предприятия в зависимости от удельного веса новой продукции в общем ее выпуске.

Одним из важных элементов анализа выполнения плана по выпуску продукции является проверка выполнения задания по соблюдению производственного профиля предприятия. Значение этого раздела анализа заключается в том, что приближение выпускаемой продукции к производственному профилю завода способствует, как правило, увеличению выпуска продукции, улучшению ее качества, снижению себестоимости и т. п., т. е. улучшению количественных и качественных показателей работы предприятия.[4]

Необходимым элементом анализа выполнения плана  по выпуску продукции является также изучение равномерности выпуска продукции.

Определение объема выпуска продукции.

При разработке плана производства продукции устанавливают  номенклатуру продукции и ее количество по каждому виду, которая может быть изготовлена предприятием исходя из потребностей народного хозяйства, рациональной специализации предприятия и имеющихся производственных мощностей. При этом учитываются централизованные задания, систематизированные плановые заявки и портфель заказов предприятия, обязывающие его поставить в установленные сроки определенное количество продукции различным потребителям - заказчикам

этой продукции. В объем производства включается также стоимость работ по

оказанию  услуг па сторону, по производству изделий  культурно-бытового

назначения  и хозяйственного обихода и т, д.

Товарная  продукция в натуральном выражении  служит, основой для определения уровня специализации предприятия и расчетов себестоимости, рентабельности, размера накоплений и других финансовых показателей деятельности предприятия.

Планирование  товарной продукции заключается  в определении размеров планового выпуска товарной продукции в натуральном выражении и действующих оптовых ценах предприятия (без налога с оборота.)

Методика  расчета объема товарной продукции  является общей для всех отраслей промышленности. Планирование валовой продукции как расчетного показателя предусматривает планирование прироста (убыли) полуфабрикатов своего производства, а также спец инструментов, штампов, моделей и приспособлений. На предприятиях машиностроения производства

металлоконструкций  и ремонтных заводах оно включает в себя кроме перечисленного и планирование прироста (убыли) незавершенного производства (по всем видам промышленной продукции этих предприятий) в случаях, указанных выше.[12]

Определение планового остатка незавершенного производства и

полуфабрикатов. Остатки полуфабрикатов и незавершенного производства планируются с целью:

1) обеспечить  бесперебойный ход производственного  процесса. Отсюда вытекает необходимость иметь остаток незавершенного производства в отдельных фазах производственного цикла- в процессе изготовления продукции на рабочих местах, в транспортировке между ними, техническом контроле, межоперационном пролеживании. Такой остаток незавершенного производства называется цикловым или нормальным заделом;

2) обеспечить  ликвидацию несопряженности в  производительности отдельных участков внутри цеха; это обусловливает необходимость иметь остаток незавершенного производства в обороте между участками с различной производительностью; такой остаток незавершенного производства называют оборотным заделом. Характерной чертой оборотного задела является его периодическое образование, расходование и последующее восстановление; ликвидация песопряженности отдельных цехов достигается созданием межцеховых остатков полуфабрикатов;

3) обеспечить  ликвидацию последствий непредусмотренного  выхода из строя отдельных производственных участков или появления брака на какой-либо из стадий производства; это вызывает необходимость иметь минимальный остаток незавершенного производства, который гарантирует предприятие от перерывов в производстве продукции вследствие указанных причин; такой остаток незавершенного производства называют гарантийным или страховым.[16]

Расчет  валовой продукции в общем  виде может быть представлен следующими формулами:

а)  по выпуску  продукции

Вцех=Зцех+-Инзп+Пвз

где Вцех- выпуск продукции данного це.ха; Зцех- план запуска в производство в данном цехе;

        Инзп- изменение остатка незавершенного производства в цехе;

        Пвз- потребность в полуфабрикатах на внутризаводские нужды;

б)   по запуску в производство

Зцех=Зп.цех+-Инзп+Пвз

Размер  незавершенного производства при всех обстоятельствах определяется двумя, моментами: длительностью производственного цикла и средним размером выпуска продукции в единицу времени (месяц, сутки, смену, час, минуту).

Если  обозначить сумму остатка незавершенного производства через Онзп а сумму выпуска продукции за сутки через Вс, то средняя длительность

производственного цикла изготовления продукции Тц равняется  Онзп/Вс.

Коэффициент оборачиваемости незавершенного производства Коб равен выпуску продукции В, деленному на сумму незавершенного производства. При этом, если

Bc=B/360

то

Tц=Онзп*360/B

Учитывая  что

Коб=И/Онзп

Получаем, что

Тц=360/Коб  или  Коб=360/Тц

Однако  эти общие исходные данные для  расчета планового остатка незавершенного производства используются по-разному, в зависимости от

метода организации  производства в данном цехе или на данном участке. На рисунке 3 показано от чего зависит плановый размер НЗП на участке поточного производства.[15]

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

Рисунок 3 –  Зависимость планового размера  НЗП

 

Остаток незавершенного производства на поточной линии, находящийся в процессе изготовления на рабочих местах, в пути между рабочими местами и в транспортировке между линиями, может быть определен расчетным путем.

На участке (в цехе), организованном по партионному  методу, размер остатка незавершенного производства зависит от:

а) месячного  плана выпуска отдельных изделий;

б) длительности (в месяцах) производственного цикла изделий (по их ведущим деталям);

в) средней   готовности   изделий   в   незавершённом   производстве, определяемой в процентах к плановой себестоимости;

г)  плановой себестоимости отдельных изделий.

В условиях единичного производства изменение  остатка незавершенного производства целесообразно определять по проценту готовности изделий на начало и конец планового периода. Для этого:

а) устанавливают  фактический процент готовности изделия на начало планового периода из отношения суммы фактических затрат на их изготовление к сумме полной плановой себестоимости;

б) на основе длительности производственного цикла  определяют процент готовности изделия к концу планового периода. При этом может оказаться, что изделие, находящееся в незавершенном производстве на начало планового периода, будет изготовлено до конца планового периода или что в составе незавершенного производства на конец планового периода появятся изделия, которых не было на начало планового периода.

Информация о работе Планирование объема производства в современных условиях