Предприятие в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание

Негосударственный сектор, являясь частью национальной системы здравоохранения, должен взять на себя заботу по охране здоровья более состоятельных слоев общества, перенеся значительную часть нагрузки по оплате лечения на них самих, разгрузив при этом государственное здравоохранение и позволив ему сосредоточиться на удовлетворении потребностей наиболее нуждающихся и наименее защищенных слоев общества, реализуя, таким образом, принцип общественной солидарности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы предпринимательства……………………… 5
Основные характеристики предпринимательства и предпринимателя…….. 5
Условия формирования предпринимательской среды………………………. 6
Принципиальная схема предпринимательства……………………………….. 7
Субъекты предпринимательской деятельности………………………………. 8
Виды предпринимательской деятельности…………………………………...10

Глава 2. Актуальность проблемы развития предпринимательства в здравоохранении……………………………………………………………….15
Реформирование здравоохранения, как толчок к предпринимательству.….19
Негосударственный сектор здравоохранения на рынке медицинских услуг…………………………………………………………………………….24
Взаимоотношения бюджетных и частных медицинских учреждений……..27
Классификация взаимоотношений …………………………………………28
Организационные, правовые и экономические принципы
взаимодействия………………………………………………………………...33

Глава 3. Анализ организационно-экономических моделей предпринимательской деятельности в здравоохранении и перспективы их развития…………………………………………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………..44

Литература…………………..………………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Предпринимательство в здравоохранении.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

Следует заметить, что получение  прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о  предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается из двух элементов:

обычная прибыль делового человека;

излишек над обычной прибылью делового человека.

Второй элемент и выступает  в качестве  предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве. Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей.

 

Субъекты предпринимательской деятельности.

 

Основным субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник, и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Во взаимоотношениях предпринимателя  и потребителя предприниматель  относится к категории активного  субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль.

 Целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей. В классическом представлении основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

  • новизна товара (услуги) и его соответствие интересу потребителя;
  • качество;
  • цена, доступность товара (услуги);
  • степень универсальности товара (услуги);
  • внешний вид и упаковка, способ представления;
  • позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
  • возможность воспользоваться услугами гарантийного сервиса;
  • соответствие общепринятым или государственным стандартам;
  • престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство. В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство

ведет постоянный и активный поиск  мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).

Как ускоритель предпринимательского процесса государство:

 Во-первых, берет на себя образовательные  функции, т. е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

  • общеэкономической теории;
  • конкретных экономических (предпринимательских) знаний;
  • количественных методов в предпринимательстве, т. е. умения

осуществлять предпринимательские  расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.

Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательских проектов.

В-третьих, государство обычно также  берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно- технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.

 

Виды предпринимательской  деятельности.

 

Отдельные виды предпринимательства  различаются формами собственности  на используемые факторы предпринимательства. Как особая форма экономической активности предпринимательство может осуществляться как на базе государственной, так и на базе частной собственности. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

б) предпринимательство частное.

Государственное предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены управлять государственным имуществом, - государственное предприятие;

б) органами местного самоуправления - муниципальное предприятие. Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство  есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

В зависимости  от содержания и направленности предпринимательской  деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства:

  1. Производственное
  2. Коммерческо-торговое
  3. Финансово-кредитное
  4. Посредническое
  5. Страховое

Производственное предпринимательство

В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта (товара, услуги), необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары. С народно-хозяйственной точки зрения, производственное предпринимательство является самым важным, так как именно в этих организациях (предприятиях, фирмах) осуществляется производство продукции (товаров, услуг) производственно-технического назначения и товаров (услуг) массового потребления. Таким образом, все виды товаров, работ, услуг для определенных потребителей производятся субъектами производственного предпринимательства. Медицинскую организацию, осуществляющую оказание медицинских услуг, также можно отнести к производственному сектору предпринимательства.

От развития производственного предпринимательства зависит экономический рост и уровень социального развития общества, хотя производственное предпринимательство и не является независимым от других видов предпринимательской деятельности. Принято считать, что в России производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства. Развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.

Коммерческое (торговое) предпринимательство.

Производственный бизнес тесно  связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары (услуги) надо продавать или обменивать на другие товары (услуги). Из экономической  теории известно, что бизнес в области ремесел тут же порождал купеческий бизнес, эта связь прослеживается на протяжении многих веков. При этом активной стороной не всегда бывает производство. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

 В торговом предпринимательстве предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг. Основная формула коммерческой сделки: "товар - деньги" при продаже и "деньги - товар" (за деньги товар) при закупке. Формула довольно простая. Однако подлинная картина коммерческого бизнеса намного сложнее. Коммерческое предпринимательство включает поиск и закупку товаров (услуг), обеспечивает его сохранность, транспортировку, доставку, продажу товаров (услуг) и продажное, а иногда и послепродажное обслуживание покупателя. Считается, что для развития торгового предпринимательства должно быть как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (услуги) (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска.

Финансово-кредитное предпринимательство.

Третьим видом предпринимательства является финансово - кредитное. Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных и имеет глубокие исторические корни.

Посредническое предпринимательство.

Четвертым видом предпринимательства в зависимости от содержания его деятельности является посредническая предпринимательская деятельность. Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере весьма рисковой, поэтому предприниматель - посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

Страховое предпринимательство.

Пятым видом предпринимательства  является специализированная страховая деятельность. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования. Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход. Страховое предпринимательство является одним из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что является одним из условий развития в стране устойчивого предпринимательства. Следует заметить, что многие предприятия в современных условиях осуществляют сразу несколько пополняющих друг друга видов предпринимательства. Например: производственный плюс торгово-коммерческий или финансово-кредитный плюс страховой. В силу того, что такие сочетания достаточно распространены в российской экономике, можно с большой долей уверенности говорить о том, что это на сегодняшний день целесообразно, т.е. способствует достижению основной цели предпринимательства - максимизации прибыли.

Информация о работе Предприятие в здравоохранении