Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:49, курсовая работа
Негосударственный сектор, являясь частью национальной системы здравоохранения, должен взять на себя заботу по охране здоровья более состоятельных слоев общества, перенеся значительную часть нагрузки по оплате лечения на них самих, разгрузив при этом государственное здравоохранение и позволив ему сосредоточиться на удовлетворении потребностей наиболее нуждающихся и наименее защищенных слоев общества, реализуя, таким образом, принцип общественной солидарности.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства……………………… 5
Основные характеристики предпринимательства и предпринимателя…….. 5
Условия формирования предпринимательской среды………………………. 6
Принципиальная схема предпринимательства……………………………….. 7
Субъекты предпринимательской деятельности………………………………. 8
Виды предпринимательской деятельности…………………………………...10
Глава 2. Актуальность проблемы развития предпринимательства в здравоохранении……………………………………………………………….15
Реформирование здравоохранения, как толчок к предпринимательству.….19
Негосударственный сектор здравоохранения на рынке медицинских услуг…………………………………………………………………………….24
Взаимоотношения бюджетных и частных медицинских учреждений……..27
Классификация взаимоотношений …………………………………………28
Организационные, правовые и экономические принципы
взаимодействия………………………………………………………………...33
Глава 3. Анализ организационно-экономических моделей предпринимательской деятельности в здравоохранении и перспективы их развития…………………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………..44
Литература…………………..………………………………………………….45
Приобретение врачами новых навыков - процесс сложный, длительный и дорогостоящий, поэтому во многих случаях целесообразнее привлекать на определенных условиях врачей из других учреждений, в т. ч. и из частных
5. Привлечение в бюджетное ЛПУ
дополнительных финансовых
6. Улучшение социально-бытовых условий работников бюджетных учреждений, повышение зарплаты и т. д. Одной из возможных форм сотрудничества бюджетных и частных медицинских учреждений является система взаимодействия бюджетного ЛПУ с функционирующими на его территории частными медицинскими учреждениями. Теоретически частные медицинские учреждения (в форме коммерческих или некоммерческих организаций) могут создаваться даже на базе подразделений действующих государственных (муниципальных) медицинских учреждений. Ряд медицинских учреждений имеет подобный (и притом успешный) практический опыт. Например, существует несколько коммерческих организаций (в форме ООО и др.), созданных на базе отделений стационара бюджетного учреждения и состоящих из сотрудников этих же отделений, которые являются учредителями данного ООО.
Основная выгода создания подобных
частных организаций на базе своего
отделения заключается в
Выгоды от такого сотрудничества имеет и само бюджетное учреждение:
- благодаря наличию
- работники, приобретая новый для себя опыт работы в части структуре, используют полученные положительные навыки и при работе в составе бюджетного учреждения;
- обеспечивается дополнительный объем коммерческой деятельности бюджетного учреждения (пациенты, направляемые на лечение по договорам с частной организацией; лечебно-диагностические услуги, консультации и т. д. для пациентов частной фирмы).
При этом, безусловно, следует иметь в виду, что бюджетное учреждение может лишиться части потенциальных коммерческих пациентов (речь идет о тех пациентах, которые обслуживаются в частной фирме). Тем не менее практика показывает, что частная организация способна привлечь достаточно много дополнительных пациентов, значительная часть из которых (по крайней мере, из-за нехватки мощностей самой частной фирмы) попадает в бюджетное учреждение.
7. Уход от ограничений по
- предоставления специального
разрешения на оказание
- ограничения по распределению
доходов, полученных от оказания платных
услуг: по доле доходов от предпринимательской
деятельности, направляемых на оплату
труда (например, не более 25% от дохода
можно направлять на зарплату); по доле
дохода (или фонда оплаты труда), направляемого
на оплату труда административно-
- возможности самостоятельного установления цен и т. д.
Не будем рассматривать
Фактически речь идет о том, что организацию оказания платных услуг берет на себя частная фирма. Она на определенных условиях использует помещения и оборудование бюджетного учреждения, привлекает сотрудников бюджетного учреждения. Из полученных доходов частная фирма должна возмещать стоимость используемых бюджетных ресурсов, выплачивать зарплату привлекаемым сотрудникам и нести другие расходы. Для бюджетного учреждения этот вариант представляет интерес, как правило, только в ситуации, когда ему достается и часть прибыли, получаемой частной организацией.
Бюджетное ЛПУ может получать свою часть прибыли либо в виде доли дохода, полученного от оказанных услуг; от прибыли частной фирмы и т. д. (однако при этом трудно отследить реальные объемы дохода или прибыли), либо в фиксированном размере.
Такой вариант оказания платных услуг выгоднее для государства, чем традиционный механизм оказания платных услуг бюджетными учреждениями, в силу следующих обстоятельств:
- частные фирмы при оказании услуг на базе бюджетного ЛПУ платят арендную плату, возмещают амортизацию оборудования, коммунальные платежи. При оказании платных услуг силами самого бюджетного медицинского учреждения возмещение используемых бюджетных ресурсов обеспечивается далеко не всегда;
- для бюджетного ЛПУ отсутствует риск убыточности предпринимательской деятельности;
- при осуществлении
- такие достоинства частных
фирм, как высокая гибкость, лучшая
организация лечебного
Однако такой вариант имеет и свои недостатки: в частную фирму обычно переходят лучшие работники бюджетного учреждения; персонал бюджетного учреждения (с поощрения руководства частной фирмы) может использовать медикаменты и т. п., выделяемые для лечения бюджетных пациентов (или пациентов, поступающих по системе ОМС), на лечение коммерческих больных. Тем не менее есть ряд учреждений, в которых начинали оказание платных услуг с подобной схемы, переняв опыт работы частной клиники при оказании платных услуг и разработав на его базе собственную систему. В дальнейшем они успешно замещают (вытесняют) частную фирму и далее оказывают платные услуги сами, причем на достаточно высоком уровне.
Организационные, правовые
и экономические принципы взаимодействия
бюджетных и частных
Тесное сотрудничество бюджетных
и частных медицинских
Любые формы взаимодействия бюджетных учреждений с частными организациями предполагают учет и четкое регулирование трех основных аспектов, которые тесно переплетены между собой:
Соблюдение правовых норм:
Соблюдение экономических принципов:
Безусловно, основой взаимоотношений
бюджетных и частных ЛПУ
Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. К числу таких договоров относится, например, договор, заключаемый с благотворительной организацией по поводу получения безвозмездной помощи (пожертвование).
Поскольку взаимодействие бюджетных
и частных медицинских
По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Таким образом, недопустимо заключение договора о совместной деятельности бюджетного учреждения (как некоммерческой организации) с частной фирмой независимо от того, является ли эта фирма коммерческой организацией (ООО и т. д.) или некоммерческой (автономная некоммерческая организация - АНО, фонд и т. д.).
В случае покупки бюджетными учреждениями определенных видов медицинских услуг у частных клиник или наоборот заключается договор, подпадающий под понятие договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).
При предоставлении временно свободных мощностей бюджетного учреждения (помещений, оборудования и т. д.) частным организациям, как правило, используются следующие виды договоров: