Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:49, курсовая работа
Негосударственный сектор, являясь частью национальной системы здравоохранения, должен взять на себя заботу по охране здоровья более состоятельных слоев общества, перенеся значительную часть нагрузки по оплате лечения на них самих, разгрузив при этом государственное здравоохранение и позволив ему сосредоточиться на удовлетворении потребностей наиболее нуждающихся и наименее защищенных слоев общества, реализуя, таким образом, принцип общественной солидарности.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства……………………… 5
Основные характеристики предпринимательства и предпринимателя…….. 5
Условия формирования предпринимательской среды………………………. 6
Принципиальная схема предпринимательства……………………………….. 7
Субъекты предпринимательской деятельности………………………………. 8
Виды предпринимательской деятельности…………………………………...10
Глава 2. Актуальность проблемы развития предпринимательства в здравоохранении……………………………………………………………….15
Реформирование здравоохранения, как толчок к предпринимательству.….19
Негосударственный сектор здравоохранения на рынке медицинских услуг…………………………………………………………………………….24
Взаимоотношения бюджетных и частных медицинских учреждений……..27
Классификация взаимоотношений …………………………………………28
Организационные, правовые и экономические принципы
взаимодействия………………………………………………………………...33
Глава 3. Анализ организационно-экономических моделей предпринимательской деятельности в здравоохранении и перспективы их развития…………………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………..44
Литература…………………..………………………………………………….45
Выводы: Государственная политика сегодняшней России ориентирована на развитие демократичной рыночной экономики - ее создают предприниматели в процессе предпринимательства. Конечно, предпринимательство обладает свойствами, которые трудно воспринимаются обществом, строившим экономику на социалистических принципах хозяйствования, но другого пути создания рыночной экономики не существует - только через развитие предпринимательства, только через формирование класса предпринимателей.
Отказаться от развития принципов предпринимательства - означает отказ от принципов развития свободной рыночной экономики, и, наоборот, стимулирование, поддержка предпринимательства увеличит темпы экономического развития отрасли, отраслей и страны в целом.
Предпринимательство социально, общественно полезно. Предприниматель в своей деятельности ориентирован исключительно на запросы общественного потребителя, благодаря этому каждый из нас свободен в своих желаниях, свободен в своем выборе, у каждого есть возможность удовлетворить свои потребности.
Предпринимательство - подобно цепной реакции, возникнув на одном участке рынка, оно неизбежно и динамично распространяется во все отрасли.
Подобно управляемой цепной реакции, предпринимательство, безусловно, является общественным благом. Оно несет в общество предпринимательскую инициативу, предпринимательскую активность, оно приводит в движение экономические, финансовые, хозяйственные механизмы сразу в нескольких смежных отраслях экономики, предпринимательство заставляет экономику работать.
В то же время существует и теневое предпринимательство (теневой сектор экономики). Подобно цепной реакции, вышедшей из-под контроля, теневое предпринимательство способно нанести обществу непоправимый вред.
В России предпринимательство разрешено и поддерживается государством (цепная реакция запущена), предпринимательство неизбежно распространяется и в здравоохранительную отрасль, вопрос заключается в том, сможет ли государство управлять этим процессом в здравоохранении.
Если нет, несложно предположить - общество ожидает теневой рынок медицинских услуг. С учетом того, что 98% ресурсов, производящих медицинские услуги, находятся в государственной или муниципальной собственности, государство (муниципалитет) будет нести убытки сразу в двух направлениях:
ресурсы) будут приобретаться за счет государственных (муниципальных) средств, а полученный от их эксплуатации доход будет распределяться в пользу предпринимателя.
Следовательно, развитие предпринимательства в здравоохранении нужно признать как неизбежный закономерный процесс развития общественных отношений. Следует поддержать предпринимательство в здравоохранении, что в свою очередь простимулирует открытую предпринимательскую деятельность. Это не только откроет денежный поток для налогообложения, но и позволит привлечь в здравоохранительную отрасль дополнительные ресурсы за счет средств предпринимателей. Следует понимать, что степень открытости пропорциональна степени контролируемости и управляемости.
Глава 2. Актуальность проблемы развития предпринимательства в здравоохранении.
Проблема неблагоприятного развития
здравоохранения объемна и
Приемлемо ли предпринимательство для здравоохранения? Достаточно распространено мнение о существовании объективных, так называемых, вне отраслевых причин, сдерживающих развитие предпринимательства в здравоохранении. К таким причинам наиболее часто относят несовершенство нормативно-правовой базы, низкий уровень платежеспособности населения, а главное морально-этические проблемы взаимоотношения врач-пациент и проблемы оказания медицинской помощи или медицинской услуги.
Несмотря на современные технократические подходы в оценке медицинской деятельности и рассматривание систем здравоохранения с точки зрения одного из производственных секторов государственной экономики - в основе методов и приемов врачевания, как и в прошлые исторические периоды общественных отношений, остаются проявления фундаментальных противоречий взаимоотношения человеческого организма и среды.
Именно факторы внешней
среды и внутреннее состояние
человека порождают определенный спектр
нужд и приводят к формированию системы соответствующих предложения
по удовлетворению потребностей.
Как известно, социально-гигиеническое
значение медицинских проблем личности
может быть рассмотрено с множества позиций,
тремя основными из которых являются:
1) смертность, как процесс умирания;
2) утрата здоровья и потеря трудоспособности (болезни, временная и постоянная нетрудоспособность);
3) ограничение свободы жизнедеятельности индивидуума (утрата "качества жизни").
В соответствии с этими условными уровнями медико-социальных проблем у индивидуума возникает то или иное чувство, ощущаемое человеком как нехватка чего-либо: способности жить, трудиться, быть здоровым и пр. Такие чувства в маркетинговых системах характеризуется элементом "нужда" и, в соответствии с индивидуальностью и культурным уровнем личности, порождают определенные индивидуальные либо коллективные потребности.
Целевая функция врачебной медицинской деятельности всегда обладает общественной полезностью, если представлять объективную пользу для отдельного лица, т.е. индивидуально полезна для его личного здоровья, а потому полезна для здоровья общественного. Само здоровье в рыночном обращении не находится. Специфические медицинские нужды приводят к потребности в медицинской помощи, часть из этих потребностей, приобретая маркетинговую сущность спроса, порождает рынок здоровья с его целевыми функциями и соответствующими медицинскими предложениями и действиями.
Человеческие нужды, условно
именуемые медицинскими, правомерно
соотнести с обозначенными
При таком подходе выделяются три группы (комплексы) основных нужд и потребностей, так или иначе связанных с необходимостью приобретения медицинских услуг:
а) желание возврата к норме при временной потери трудоспособности,
б) желание сохранения определенной "ниши" трудоспособности при наличии инвалидности;
(физиологической,
Приведенная логика позволяет очертить границы своеобразного социально-экономического поля взаимоотношений пациента и врача, другими словами - обозначить хотя и условные, но вполне определенные границы рынка медицинских услуг и в пределах этих границ закономерно соотнести естественные человеческие нужды и потребности с категориями маркетинговой системы здравоохранения.
Известно, что современный маркетинг включает в себя, с одной стороны, определенную среду функционирования конкретной социальной - экономической структуры по удовлетворению спроса потребителя, с другой - сущность и форму, которой определена суть самой системы маркетинга.
Рынок медицинских услуг, с одной стороны, интегрируется в определенных пределах конкретных нужд и потребностей, с другой - приобретает реальную возможность, определенным образом, быть логически разбитым на сегменты.
Таким образом, в системе медицинского маркетинга (предложений врачебной помощи) на самом верхнем уровне сегментирования рынка медицинских услуг правомерно выделить три основные направления со специфическими формами предложения медицинских услуг и удовлетворения медицинских потребностей (вполне понятно, что границы между этими сегментами рынка в определенной степени условны).
жизни (в частности, в перинатальном периоде, при экстремальных ургентных состояниях угрожающих жизни пациента, в преклонном возрасте и пр.). Условно назовем данный сегмент рынка здоровья - "маркетинговым сегментом жизни".
здоровья, восстановления и сохранения определенного уровня трудоспособности при ее временной потери.
Детализация видов медицинских услуг в этом сегменте
осуществляется по направлениям:
а) медицинские услуги, направленные на лечение острых и недопущения обострений хронических заболеваний;
б) медицинские услуги, направленные на недопущение перевода временной потери трудоспособности в стойкую (инвалидность);
в) медицинские услуги по сохранению и поддержанию определенной степени хронических состояний и инвалидности.
Этот сегмент рынка здоровья условно назовем "маркетинговым
сегментом болезней"
состояние относительно здорового организма (иммунопрофилактика, диспансеризация и пр.).
Этот сегмент охарактеризуем как "маркетинговый сегмент здоровья".
Опираясь на подобный методологический подход, представляется рациональным соотнести, с одной стороны, определенный сегмент рынка со специфическими функциями врачебного (медицинского) труда, с другой - охарактеризовать эти функции не только с точки зрения гуманитарной миссии здравоохранения (врачевания), но и предать видам и определенному набору медицинских услуг экономические характеристики, соответствующие конкретному сегменту рынка. Подобное сегментирование рынка здоровья представляется обоснованным именно с точки зрения экономической целесообразности, определенной унификации и, в частности, перспективного расчета рентабельности врачебной медицинской деятельности.
Так при предоставлении медицинских услуг, направленных на сохранение жизни пациента, гуманитарная миссия здравоохранения и этическая сторона врачебной деятельности, по всей видимости, в современном обществе намного предпочтительнее экономической целесообразности. Хотя любой вид деятельности должен быть выражен экономическими характеристиками, если эта деятельность рассматривается в рамках маркетинговых отношений. Именно в этом сегменте рынка заметно оголяются противоречия сущностей, определенных категориями "медицинская помощь" и "медицинская услуга".
Вскрытие и поиск разрешения объективных внутренних противоречий между этими категориями приводит отдельных авторов, казалось, к логическому заключению: оплате подлежит медицинская услуга, а не медицинская помощь. А в рамках мероприятий по оказанию медицинской помощи подлежат возмещению убытки, понесенные при совокупности определенных врачебных (медицинских) действий. По-моему, подобный методологический подход является в корне ошибочным.
Во-первых, в этом случае придется детально разграничить виды медицинской деятельности на медицинскую помощь и медицинские услуги, что не всегда однозначно, и одним из критериев различия определить экономическую составляющую, т.е., по всей видимости, изначально не соотносить категорию "медицинская помощь" с маркетинговыми характеристиками, что сразу же исключает рыночные противоречия этих категорий.
Во-вторых, при обязательном объективном решении экономической стороны предоставления медицинской помощи в виде возмещения материальных и ресурсных убытков, невозможно будет определить какими-либо квалиметрическими критериями необходимость и достаточность именно данного объема медицинских процедур. При таком подходе конкурентные преимущества видов и приемов медицинской помощи в корне исключаются.
Таким образом, категорию "медицинская помощь" правомерно рассматривать только вне рамок маркетинговых отношений врача и пациента, как только эти отношения переносятся в поле рынка - начинают действовать другие законы, при которых такие элементы системы маркетинга, как удовлетворение потребностей и спрос пациента (клиента), врачебные предложения медицинских услуг и врачебные действия в виде медицинских процедур - универсально и однозначно характеризуют целевые функции рынка здоровья.
Необходимо однозначно признать, что в маркетинговых системах здравоохранения нет места такому понятию, как медицинская помощь, а существует элемент рынка - медицинская услуга. Медицинская помощь - категория не рыночных отношений врача и пациента. В лучшем случае, определенную совокупность медицинских услуг и адекватных им прочих элементов системы маркетинга можно обобщенно охарактеризовать как медицинскую помощь.
При предоставлении медицинских услуг в маркетинговом сегменте болезней, в котором потребности и спрос на медицинские процедуры определяются временными нуждами при отклонениях в психосоматическом состоянии клиента (заболевании) - экономические факторы начинают играть свою определенную роль. Задача разработчиков предпринимательства в здравоохранении, охарактеризовать эту рыночную сущность медицинской помощи, обосновать место, степень влияния и преобладания факторов маркетинговых взаимоотношений в системе других элементов, характеризующих "нерыночные" отношения врача и пациента.
Наконец, медицинские услуги, направленные на удовлетворение потребностей по повышению "качества жизни" в современном цивилизованном обществе на рынке здоровья могут характеризоваться высоко экономической степенью рентабельности. В современных условиях, в структуру тарифа таких медицинских услуг, по существу, должны быть заложены экономические издержки производства медицинских услуг, возможные в двух других сегментах рынка здоровья - "маркетингового сегмента жизни" и "маркетингового сегмента болезней". Кроме того, полное удовлетворение нужд потребителей в этом сегменте рынка здоровья, в большей степени связано не с врачебной медицинской деятельностью, а определяется другими индивидуальными, природными и социально-экономическими факторами.