Предприятие в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание

Негосударственный сектор, являясь частью национальной системы здравоохранения, должен взять на себя заботу по охране здоровья более состоятельных слоев общества, перенеся значительную часть нагрузки по оплате лечения на них самих, разгрузив при этом государственное здравоохранение и позволив ему сосредоточиться на удовлетворении потребностей наиболее нуждающихся и наименее защищенных слоев общества, реализуя, таким образом, принцип общественной солидарности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы предпринимательства……………………… 5
Основные характеристики предпринимательства и предпринимателя…….. 5
Условия формирования предпринимательской среды………………………. 6
Принципиальная схема предпринимательства……………………………….. 7
Субъекты предпринимательской деятельности………………………………. 8
Виды предпринимательской деятельности…………………………………...10

Глава 2. Актуальность проблемы развития предпринимательства в здравоохранении……………………………………………………………….15
Реформирование здравоохранения, как толчок к предпринимательству.….19
Негосударственный сектор здравоохранения на рынке медицинских услуг…………………………………………………………………………….24
Взаимоотношения бюджетных и частных медицинских учреждений……..27
Классификация взаимоотношений …………………………………………28
Организационные, правовые и экономические принципы
взаимодействия………………………………………………………………...33

Глава 3. Анализ организационно-экономических моделей предпринимательской деятельности в здравоохранении и перспективы их развития…………………………………………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………..44

Литература…………………..………………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Предпринимательство в здравоохранении.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

Организации, объединенные в некоммерческие и функционирующие в социальном секторе, могут иметь различные  формы собственности:

  • государственную;
  • частную;
  • общественную (благотворительную и/или профессиональную);
  • смешанную.

Влияние государства на некоммерческие организации проявляется в контроле за бюджетным финансированием, установлением  цен и др. При этом "общественность" (государственность) организации не уменьшается, по мнению ряда авторов, если эта организация будет брать плату за часть своих услуг. Поступления от доходов, основанных на оплате, покрывают часть расходов организации, а государство (в лице органов управления по подчиненности) устанавливает объем целевых взносов, подлежащих уплате, регулируя деятельность некоммерческих организаций.

К наиболее распространенной форме  некоммерческих организаций здравоохранения, как известно, относятся учреждения, которые согласно современному законодательству имеют следующие права:

  • сохраняют вещные права;
  • действуют на основании устава и учредительного договора;
  • имеют имущество на правах оперативного управления;
  • не имеют членства;
  • собственники несут субсидиарную ответственность;
  • доходы не подлежат распределению между участниками.

Для учреждений здравоохранения существует жесткая регламентация предпринимательской деятельности.

Основные положения управления предпринимательской деятельностью в бюджетном ЛПУ следующие:

      1. процедура предоставления платных медицинских услуг носит

разрешительный характер, т. е. собственник  учреждения выдает разрешение на оказание подобного рода услуг в рамках основной деятельности;

      1. оформление результатов и первичных учетных документов по

 предпринимательской деятельности прописано законодательно;

      1. ценовая политика учреждений регламентирована отраслевой

 инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг, а прейскурант утверждает вышестоящая организация по подчиненности;

      1. учет расходов и доходов по платным услугам осуществляется

через счета системы федерального (территориального) казначейства, что затрудняет свободное распоряжение заработанными средствами в ЛПУ;

      1. налоговый учет осуществляется по общему режиму

налогообложения в РФ, не предусматривающему льгот для социальной сферы по наиболее емким федеральным, региональным и местным налогам.

 В последнее время органы  местного самоуправления в рамках  своей компетенции приобретают и осуществляют имущественные права и обязанности от имени муниципальных образований.

Муниципальные (государственные) унитарные предприятия (далее - УП) имеют единственного учредителя - государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления. Такая организационно-правовая форма встречается также в системе производителей услуг здравоохранения. Правовое положение государственных и муниципальных УП, права и обязанности собственников их имущества регулируются нормами законодательства. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 14.11.02 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. При этом решение об учреждении УП принимается органом государственного или местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими его компетенцию. В ст. 2 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие определяется как коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Таким образом, существующая практика организации предпринимательской деятельности в бюджетном ЛПУ весьма сложна и непоследовательна.

Единства стратегии развития ЛПУ  и управленческого учета результатов  предпринимательской деятельности, уходящих в доходы бюджета (налоговые и неналоговые), нет, что побуждает искать новые формы организационно-финансовой деятельности по предоставлению платных услуг в здравоохранении, в том числе в форме создания коммерческих медицинских организаций. Наиболее существенным фактором, связанным со стратегией формирования результатов медицинской деятельности учреждений и организаций, является налогообложение предпринимательской деятельности.

Сущность перехода к рыночным отношениям государственного и муниципального здравоохранения заключается в поиске новых организационно-финансовых моделей деятельности в здравоохранении и в сохранении объемов и качества социальных гарантий населению в территориальной программе государственных гарантий (ТПГГ).

Актуальность поиска новых моделей  предоставления услуг здравоохранения населению в первую очередь касается внебюджетных финансовых источников. Предпринимательская деятельность в здравоохранении законодательно разрешена и развивается во всех субъектах РФ с 1996-1998 гг. Однако, как показывает практика, решение ряда вопросов организации, учета и планирования данного источника требует совместных усилий практических работников, медицинской общественности и управленческих структур на всех уровнях в здравоохранении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Отношение к предпринимательской  деятельности в здравоохранении  далеко не однозначное. С одной стороны, предпринимательская деятельность, согласно новой экономической политике государства, - это основа экономических  отношений в сфере производства товаров, работ, услуг, и исключать медицинские услуги из этой сферы было бы нелогично. А потому характер финансово-хозяйственных отношений при производстве медицинских услуг должен быть аналогичен характеру отношений при производстве услуг в других отраслях.

Однако мировоззрение, практический подход менеджеров здравоохранения фактически исключают возможность развития предпринимательства в этой отрасли, так как принципы организации работы здравоохранения основаны на отраслевом законодательстве здравоохранения, созданного еще в эпоху социалистических отношений, когда предпринимательство ассоциировалось с антисоциальной, а порой и преступной деятельностью. В обществе по-прежнему доминирует и поддерживается мнение, что предпринимательство неприемлемо, ущербно для здравоохранения, развитие предпринимательства в здравоохранении губительно для отрасли и негативно скажется на здоровье населения.

С другой стороны, отсутствие предпринимательства  в сфере здравоохранения сдерживает развитие самой здравоохранительной  отрасли как с точки зрения экономического благополучия производителей медицинских услуг, так и с точки зрения благополучия потребителей медицинских услуг.

Переход здравоохранения на общепринятые для иных отраслей экономики принципы финансово-хозяйственных отношений  позволит здравоохранительной отрасли выйти на общий рынок производителей работ, услуг. За счет этого откроется и сформируется инвестиционная привлекательность здравоохранительной отрасли, в том числе для частного капитала, здравоохранение получит более широкий доступ к инвестиционным, финансовым  ресурсам.

Развитие предпринимательства  в здравоохранении, безусловно, изменит  общественно-экономический статус отрасли. Это окажет положительное влияние не только на саму здравоохранительную отрасль, но и позитивно отразится на социальных, экономических процессах, развитие которых поддерживается и стимулируется государством на современном этапе.

Например, в сфере общественных отношений изменится отношение  человека к своему здоровью, повысится  экономическая ценность здоровья, люди начнут более бережно относиться к своему здоровью, а, следовательно, повысится потребление услуг в сфере охраны здоровья, физкультуры и спорта и т.д., стимулирует в обществе процесс развития медицинского страхования, окажет позитивное влияние на рост ВВП, валютный баланс и т.п.

 

Литература.

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1
  3. Приказ Министерства здравоохранения № 238 от 26 июля 2002 года «О организации лицензирования медицинской деятельности».
  4. «Номенклатура работ и услуг в здравоохранении»от 2004года.
  5. Гражданский кодекс РФ от 21.10.1994 г.
  6. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство: формы и методы организации предпринимательской деятельности. «Экономика предприятия» – М., 1996.
  7. Бусыгин А. Предпринимательство: основной курс. – М., 1997.
  8. Филатов В.Б., Касимовский К.К., Негосударственный сектор здравоохранения России: основные характеристики  «Здравоохранение» №9 2002. – с. 15-21.
  9. Кадыров Ф.Н. Проблемы взаимоотношений бюджетных и частных медицинских учреждений «Здравоохранение» № 2- 3 2004. – с. 19-26, с. 17-24.
  10. Щепин В.О., Габуева Л.А., Брюханова Н.Г., Экономическая и правовая основы государственного и частного здравоохранения «Здравоохранение» №4 2005. – с. 23-32.
  11. Шамшурина Н.Г. Автономная некоммерческая организация и развитие экономических отношений в здравоохранении «Здравоохранение» №3. 2005. – с. 37-45.
  12. Кривошеев Г. Г. Экономические аспекты профессиональной врачебной деятельности  «Здравоохранение» №8. 2004. – с. 17-25.
  13. Габуева Л.А., Татаринова М.А., Анализ организационно-экономических моделей предпринимательской деятельности в здравоохранении и перспективы их развития  «Здравоохранение» №10 2004. – с. 21-29.

 


Информация о работе Предприятие в здравоохранении