Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение путей повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО «Фабрика лозовой мебели».

Содержание

Введени…………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы исследования прибыли и рентабельности……………………………………………………………...6

1.1. Сущность состав и структура прибыли предприятия……………..6

1.2. Нормативно-правовая база формирования прибыли и рентабельности промышленного предприятия………………………………..14

1.3. Виды прибыли и рентабельности предприятия…………………….22

2. Анализ деятельности при повышении прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……………..27

2.1. Организационно-экономическая характеристика и анализ работы по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……...27
2.2. Анализ прибыли от реализации продукции……………………….31

2.3. Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов предприятия……………………………………………………………………...36

2.4. Анализ налогов и сборов при формировании и использовании прибыли…………………………………………………………………………..40

2.5. Анализ чистой прибыли предприятия……………………………..45

2.6. Анализ рентабельности предприятия………………………………51

3. Разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности промышленного предприятия………………54

3.1. Оценка резервов роста прибыли и рентабельности предприятия..54

3.2. Система мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности предприятия……………………………………67

Заключение…………………………………………………………...71

Список литературы………………………………………………...76

Работа состоит из  1 файл

Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия.doc

— 390.50 Кб (Скачать документ)

     - Закон Республики Беларусь «О  бюджете Республики Беларусь  на 2011 год».

     - Постановление Министерства Финансов  Республики Беларусь «О внесении  изменений и дополнений в инструкцию  по анализу и контролю за  финансовым состоянием и платежеспособностью  субъектов предпринимательской деятельности»

     - Постановление Министерства Экономики  Республики Беларусь 27.04.2007 № 76 «Об  утверждении инструкции о порядке  планирования, использования и учета  средств, полученных инспекциями  министерства по налогам и  сборам республики Беларусь от сдачи в аренду зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в республиканской собственности».

     - Постановление Министерства финансов  Республики Беларусь от 24.02.2006 №  17 (в ред. 05.07.2007) «Об утверждении  инструкции о порядке бухгалтерского учета безвозмездных поступлений (средств)».

     - Постановление Министерства финансов  Республики Беларусь от 07.03.2007 №  41 «Об утверждении форм бухгалтерской  отчетности, инструкции по заполнению  и представлению форм бухгалтерской  отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов министерства финансов Республики Беларусь».

     - «Основные положения по составу  затрат, включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг)» утвержденные  Министерством экономики Республики  Беларусь от 26.01.1998, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 30.01.1998, Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.1998, Министерства труда Республики Беларусь от 30.01.1998 № 19-12/397/01-21/8/3/03-02-07/300 (ред. от 07.06.2005).

      Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводственных выплат.

    Основными задачами анализа прибыли являются:

      1. Оценка достигнутого объема прибыли;  изучение степени выполнения  плана и динамики; выявление тенденций  изменения прибыли.

      2. Изучение структуры прибыли.

      3. Определение и изменение факторов формирования прибыли.

      4. Выявление резервов увеличения  прибыли.

      5. Разработка прогнозных показателей прибыли.

      Анализ  прибыли производится по отдельным  ее источникам, то есть анализ реализации товаров, анализ внереализационных доходов и потерь. При анализе прибыли от реализации определяется влияние объема и структуры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения.

      В процессе анализа прибыли торгового предприятия за отчетный период необходимо определить следующие показатели:

      1. Отклонение фактической прибыли  от плановой, то есть сумму сверхплановой прибыли или сумму недополученной прибыли;

      2. Определить степень выполнения  плана прибыли, как отношение фактической суммы прибыли к плановой;

      3. Определить фактический уровень рентабельности по отношению к товарообороту и установить его отклонение от планового уровня;

      4. Изучить показатели рентабельности  и динамики прибыли.

      5. Объем реализации продукции может  оказывать положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

      Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

      Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

      Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

      Затем оценивают причины изменения показателей. Особенно тщательно исследуется состав внереализационных доходов и расходов.

     В состав внереализационных доходов (убытков) входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустойки и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), которые связаны с экономической ответственностью предприятия при нарушении договорных обязательств. Так же детально оцениваются внереализационные расходы и потери, а именно:

     - убытки по операциям прошлых  лет, выявленные в отчетном  году, от уценки товаров, от  списания безнадежной дебиторской задолженности;

     - недостачи материальных ценностей,  выявленных при инвентаризации;

     - затраты по содержанию законсервированных  объектов;

     - отрицательные курсовые разницы  по валютным счетам и операциям  в иностранной валюте;

     - некомпенсированные потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации стихийных бедствий (за вычетом стоимости полученного металлолома, других материалов);

     - издержки и арбитражные сборы  и другое.

     В заключение анализа прибыли в  предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении качества обслуживания населения.

     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

     1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

     2. Показатели, характеризующие рентабельность  продаж;

     3. Показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей.

     Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли.(Рис. 2.1) 

Выручка Себестоимость (-)

Прибыль от реализации
Прибыль от прочей реализации
Внереализационные доходы (убытки)

Балансовая  прибыль Корректировка прибыли (-)

 

Налогооблагаемая  прибыль Не облагаемая налогом прибыль Налог на прибыль (-)

                                                   Чистая прибыль 

Рис. 2.1

      В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 июля 2007 г. № 285 «О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2008 годы» организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность в малых и средних городских поселениях уплачивают налог на прибыль в размере 50 % ставки установленной законодательством.

      Норматив  отчисления в республиканский бюджет части чистой прибыли устанавливается в размере от 5 до 24% для 5 групп предприятий и хозяйственных обществ, которые классифицируются в зависимости от фактического уровня рентабельности реализованной продукции.

     В настоящее время в связи с несовершенством современного законодательства и сложившейся экономической обстановки в Республике Беларусь невозможно применить опыт зарубежных стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Виды прибыли и рентабельности предприятия 

     По  видам деятельности выделяют прибыль  от операционной, инвестиционной и  финансовой деятельности. Операционная прибыль является результатом производственно–сбытовой или основной для данного предприятия  деятельности. Результат инвестиционной деятельности частично отражается в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично – в прибыли от реализации имущества. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на операционной прибыли, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производства. Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные условия. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа.

      По  составу включаемых элементов различают  маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, чистую прибыль. Маржинальная прибыль – это разница между выручкой – нетто и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый результат предприятия. Прибыль до налогообложения представляет собой сумму финансового результата от обычной деятельности и прочих доходов и расходов. Чистая прибыль – это сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

      По  характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную и потребляемую. Капитализированная прибыль, часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов  предприятия. Потребляемая прибыль  – та, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.

      По  характеру налогообложения различают  налогооблагаемую и не облагаемую налогом. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой  политики, так как позволяет оценивать  альтернативные хозяйственные операции с позиции их эффекта. Состав прибыли, не подлежащий налогообложению, регулируется налоговым законодательством.

      По  характеру инфляционной очистки  прибыли различают номинальную  и реальную прибыль, скорректированную  на темп инфляции в отчетном периоде.

      По  рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль отчетного года, прибыль предыдущего года и планируемая  прибыль.

     Приведенный перечень классификационных признаков  не отражает всего многообразия видов  прибыли, используемых в научной терминологии и практике работы предприятия.

     Цель  предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие  от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли [10, с. 16].

     Показатели  рентабельности измеряют доходность предприятия  с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия