Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение путей повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО «Фабрика лозовой мебели».

Содержание

Введени…………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы исследования прибыли и рентабельности……………………………………………………………...6

1.1. Сущность состав и структура прибыли предприятия……………..6

1.2. Нормативно-правовая база формирования прибыли и рентабельности промышленного предприятия………………………………..14

1.3. Виды прибыли и рентабельности предприятия…………………….22

2. Анализ деятельности при повышении прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……………..27

2.1. Организационно-экономическая характеристика и анализ работы по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……...27
2.2. Анализ прибыли от реализации продукции……………………….31

2.3. Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов предприятия……………………………………………………………………...36

2.4. Анализ налогов и сборов при формировании и использовании прибыли…………………………………………………………………………..40

2.5. Анализ чистой прибыли предприятия……………………………..45

2.6. Анализ рентабельности предприятия………………………………51

3. Разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности промышленного предприятия………………54

3.1. Оценка резервов роста прибыли и рентабельности предприятия..54

3.2. Система мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности предприятия……………………………………67

Заключение…………………………………………………………...71

Список литературы………………………………………………...76

Работа состоит из  1 файл

Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия.doc

— 390.50 Кб (Скачать документ)

     Как было показано в анализе прибыли  основными факторами, влияющими  на величину суммы прибыли являются: изменение объема реализации продукции; изменение структуры реализованной продукции (работ, услуг) в натуральном выражении, изменение себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), изменение цен реализованной продукции (работ, услуг). Воздействие этих показателей, чаще всего, взаимосвязано. 

В решении  подобных взаимосвязанных задач, относимых  к задачам «Издержки – Объем  – прибыль» (Costs – Volume – Profit» или  сокращенно CVP) и «Заемный капитал  – Прибыль» используют показатели операционного (ореrаting 1еvеrage) и финансового рычагов (finanсial 1еvеrage – leverage в дословном переводе – рычаг) которые позволяют выявить как измениться прибыль при изменении объема реализации с учетом изменения структуры переменных и постоянных издержек (операционный рычаг); использования для этого заемных средств (финансовый рычаг). Использование понятия «рычага», например, в операционном анализе более наглядно потому, что изменение объема реализации воздействует на изменение прибыли как рычаг. Если его величина достаточно высока, то малейшее изменение объема и соответствующего ему поступления выручки может привести к значительным изменениям в ожидаемой к получению прибыли, т.е. напоминает действие рычага. Операционный (производственный) левередж – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

     Сведения  для расчета легко найти в приложениях к балансу предприятия. При оценке величины операционного рычага эти данные лучше всего брать на начало и конец анализируемого периода.

      Механизм  действия операционного рычага основывается на непропорциональности изменения  величины постоянных издержек и величины объема производства. Подлежащие покрытию постоянные издержки зависят от размеров амортизационных отчислений, налогов, включаемых в себестоимость, затрат на коммунальные платежи, расходов на управление и т.п., и при снижении объема производства их величина, практически, остается постоянной (конечно, в достаточно короткий период, так как в долгосрочном периоде все издержки переменные). Снижение объема продаж предопределяет снижение поступления выручки и, соответственно, валовой маржи, что при сложившейся величине постоянных издержек уменьшает массу прибыли (прибыль равна разнице между валовой маржой и постоянными издержками и снижение поступления выручки увеличивает долю постоянных издержек в себестоимости). Если же предприятие планирует за счет инвестиций, например, осуществить модернизацию производства, иные действия, повышающие объемы используемых внеоборотных активов, оно тем самым увеличивает постоянные издержки за счет роста амортизационных отчислений (кроме всего прочего, в период их освоения почти всегда снижается объем производства), или приняло метод начисления амортизации, увеличивающий отчисления в амортизационный фонд, что также приводит к увеличению постоянных издержек, то все это влияет на снижение прибыли. Зависимость между изменением выручки, и соответствующим изменением прибыли и отражается при помощи операционного рычага.

      В анализе соотношения между издержками, объемом производства и прибылью, ключевыми переменными являются объем выпуска, цена единицы продукции, величина переменных и постоянных затрат. В этом соотношении, описывающем соотношение переменных и постоянных издержек и прибыли, при определенном объеме выпуска продукции предпочтительно выполнять анализ безубыточности (brеаk-еvеп - апа1уsis). Предприятие терпит убытки до тех пор, пока объем продаж (и производства) не достигнет некоторой величины – точки безубыточности (на рис. эта точка указана стрелкой). Ниже этой точки производство убыточно. В этой же точке доход предприятия равен издержкам. Выше этой точки она получает прибыль.

     На  практике существует множество точек  безубыточности, что объясняется  несовершенством рынков. С ростом объема производства и продаж предприятие  может быть вынуждена уменьшать  цену продажи, а возможна ситуация, когда с ростом объемов увеличиваются цены факторов производства (сырье и материалы, труд, капитал), например, из-за необходимости оплачивать сверхурочную работу. Эта нелинейность или цены, или функции издержек либо их обеих объясняет существование нелинейных графиков безубыточности. Линейность кривой продаж означает, что рынок сбыта продукции предприятия совершенен. Линейность кривой суммарных издержек говорит о том, что цены материальных и трудовых ресурсов постоянны, и такова же природа экономии на масштабах производства.

     Но  если условия другие, то линейный анализ дает только приблизительное описание условий безубыточной деятельности компании. Так экономия на масштабах  производства может быть изменчивой (не строго линейной). При таких условиях по мере наращивания объема выпуска продукции и ее продаж, затраты на единицу продукции вначале снижаются. Но это продолжается до тех пор, пока они не достигнут определенного уровня, а затем, если не снижать цену реализации, происходит насыщение рынка и начинается их рост. Нелинейное представление кривых переменных издержек и дохода может быть точнее, чем линейное.

     В практических расчетах для определения  силы воздействия операционного  рычага применяют отношение суммы  покрытия (валовой маржи) к прибыли. Но силу воздействия операционного рычага можно рассчитывать только для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации, изменяется и сила воздействия операционного рычага. Эффект операционного рычага можно регулировать, если контролировать величину постоянных затрат: чем больше постоянные затраты, тем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.

     Следует отличать точку безубыточности и  порог рентабельности. Точка безубыточности – это такая выручка от реализации продукции, которая покрывает переменные и прямые постоянные затраты. Порог рентабельности – это такая выручка от реализации продукции, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли, когда сумма покрытия равна сумме постоянных затрат (прямых и косвенных), а прибыль равна нулю. К прямым постоянным затратам относят затраты возникающие на уровне основных подразделений и издержки основных подразделений по группам. Их относят непосредственно на конкретное изделие. К косвенным – издержки вспомогательных подразделений, издержки функциональных отделов, издержки всего предприятия – их отнесение на отдельные изделия осуществляется пропорционально доле изделия в выручке (или доле прямых материальных затрат в себестоимости). Расчет сумм покрытия для различных промежуточных уровней позволяет определить, какая продукция выгодна для производства, а какую невыгодно производить, повысить обоснованность использования мощностей отдельных подразделений, определить цены реализации. Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит инструментом в оценке жизненного цикла продукции, позволяет планировать прохождение первого и второго порога безубыточности и, как только сумма покрытия не будет покрывать прямые переменные и прямые постоянные затраты, принимать решение о продолжении или снятии с производства той или ной продукции.

      Эффект  финансового рычага показывает, приведет ли финансирование инвестиций заемными средствами к такому увеличению прибыли, которое повысит рентабельность собственных средств.

     Период  времени необходимый для накопления нужной суммы может оказаться  достаточно длительным, что в условиях рынка очень часто приводит к  тому, что конкуренты, удовлетворяя спрос населения, осваивают не занятую  рыночную нишу, и предприятие, к моменту  ввода в действие новых мощностей, может потерять рынок сбыта. С подобной проблемой сталкиваются многие предприятия, не оценивающие с этих позиций эффективность использования заемных источников финансирования.

     Для того, чтобы не откладывать время  выхода на рынок с тем объемов товаров, который позволит удовлетворить спрос и увеличить сумму прибыли, предприятие может воспользоваться заемными средствами для финансирования приобретения или основных, или оборотных (так как аналогичная ситуация возникает при нехватке оборотных средств), или тех и других средств вместе. Своевременное их приобретение, подкрепляемое планами получения регулярного дохода в условиях высокого спроса, обеспечивает возможность существенного увеличения прибыли в плановом периоде. В этой ситуации, полученные заемные средства как рычаг увеличивают возможности предприятия по производству и реализации продукции, а ожидаемый доход обеспечит не только продолжение деятельности в достигнутых объемах, но и позволит существенно увеличить массу прибыли от роста объема реализации.

     Эффект  рычага возникает только в том  случае, если, как это уже указывалось, привлечение заемных средств  позволяет увеличить сумму прибыли, обеспечивающую повышение рентабельности собственного капитала. В наличие  подобного эффекта и есть смысл привлечения заемных средств. В ситуации, когда предприятие привлекло для финансирования инвестиций заемные ресурсы, а одновременно используемые в производстве собственные средства стали приносить больше дохода, предприятие работает больше на себя, а не только на кредитодателя. Если этого не случиться, то предприятие будет вынуждено выплачивать и проценты, и долг по кредиту не за счет прибыли, а из других фондов. В этом экономический смысл финансового рычага. Таким образом, если привлечение заемных средств не увеличивает сумму прибыли, обеспечивающую повышение рентабельности собственного капитала, то их привлечение экономически нецелесообразно.

     Экономическая рентабельность – (рентабельность всех активов), рассчитывается как отношение  прибыли к сумме активов.

Составляющую  формулы расчета уровня эффекта  финансового рычага  называют дифференциалом. Величина дифференциала показывает выгоду предприятия в привлечении  заемных средств. Если разница между  и положительна, то это означает, что рентабельность предприятия обеспечивает увеличение суммы прибыли, которой будет полностью достаточно для покрытия платежей по долгам за привлеченные заемные средства и для использования на собственные нужды предприятия. В противном случае, предприятие работает без учета своих долгосрочных интересов, а ограничивается тем, что обеспечивает получение дохода инвестора на данном промежутке времени. Задача обеспечения интересов инвестора всегда основная в работе предприятия, но эта задача только тогда отвечает действительным интересам инвестора, если она рассчитана на длительный период.

     Отрицательная величина возникла по причине отрицательного значения дифференциала, так как  экономическая рентабельность ниже средней расчетной ставки процента по кредитам, и независимо от величины плеча финансового рычага, привлечение заемных средств не приносит пользы предприятию, т.е. не увеличивают получение прибыли, обеспечивающих повышение рентабельности собственных средств. Плечо рычага характеризует силу действия финансового рычага, которая зависит от возникающего соотношения заемного и собственного капитала в общей структуре капитала. Желательно, чтобы наращивание плеча финансового рычага за счет привлечения заемных средств не было очень значительным, так как в этом случае у предприятия возрастают затраты на «обслуживание кредита», которые увеличивают. Если в этой ситуации не возрастет экономическая рентабельность предприятия, то величина дифференциала снизится, а в условиях высоких ставок процента по кредитам и низкой рентабельности, это может привести к его отрицательным значениям.

     В целях снижения постоянных издержек и в целом себестоимости, финансовому отделу можно разработать мероприятия которые: 1) позволяют снизить издержки на привлечение капитала; 2) ускоряют оборачиваемости оборотных средств; 3) повышают эффективность финансов предприятия.

     Каждый  день сокращения периода оборота  оборотных средств позволяет  получить беспроцентный «кредит» у  себя же. Так, если предприятие сумеет, например, сократить оборачиваемость  за счет сокращения запасов готовой продукции на 3 дня, то это означает, что выручка от реализации продукции поступит на 3 дня раньше, когда на предприятии еще будут необходимые для текущего производства оборотные средства, и эти поступившие раньше ресурсы можно будет оперативно использовать или на финансовом рынке (приобрести депозит на 3 дня, активизировать работу с государственными облигациями и т.п.), или произвести иные действия, способствующие притоку капитала.

      Ставя цель снижения оборачиваемости оборотных  средств, финансовый отдел может запланировать использование, например: а) метода спонтанного финансирования в работе с покупателями продукции. Данный метод целесообразен в том случае, когда выгода от немедленного поступления денежных средств больше, чем от поступления их по условиям платежей, предусмотренных контрактом; б) разработать меры по снижению уровня связанного в запасах капитала и его эффективное использование. Задача финансового отдела, например, совместно с отделом снабжения, при обосновании соответствующих норм запасов рассмотреть такие схемы поставки, которые снизят связывание денег в запасах, находящихся в пути, на складах, и т.д.; с технологическим по нормам запаса в цехах, когда эти запасы снижаются при уменьшении удельных норм расхода из-за внедрения новых технологий; в) для расширения круга покупателей разработать пути эффективного управления дебиторской задолженностью, когда сопоставление дополнительной прибыли, связанной с избранной схемой спонтанного финансирования, с сопутствующими издержками, позволяет увеличить оборачиваемость ресурсов, связанных в реализуемой продукции; г) поставить задачу обеспечения покрытия постоянных издержек только за счет валовой маржи от фактической реализации продукции при сохранении планового уровня прибыли, т.е. научиться планировать и применять силу операционного рычага и т.д.

      Для повышения роли финансов предприятия, совершенствования порядка распределения  и использования денежных средств, поступивших на расчетный счет, финансовый отдел совместно с бухгалтерией должен провести серьезную работу по установлению дисциплины платежей, когда бухгалтерия осуществляет те или иные платежи только в том случае, если на счетах соответствующего фонда, из которого только и можно осуществить платеж, есть ресурсы. Крупные компании в развитых странах уже давно перешли на ежедневное составление укрупненного баланса предприятия, что значительно повышает эффективность управления платежами, ответственность за первоочередное обеспечение непрерывности производственного цикла, и обеспечения текущей и перспективной ликвидности предприятия. Разработка планов по платежам (годовых, квартальных, месячных) позволяет продумать и увязать действия различных подразделений, повысить обоснованность их собственных планов, ответственность за их реализацию, и снизит необходимость поиска внеплановых источников финансирования, что, собственно, и ведет к снижению постоянных расходов.

Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия