Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение путей повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО «Фабрика лозовой мебели».

Содержание

Введени…………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы исследования прибыли и рентабельности……………………………………………………………...6

1.1. Сущность состав и структура прибыли предприятия……………..6

1.2. Нормативно-правовая база формирования прибыли и рентабельности промышленного предприятия………………………………..14

1.3. Виды прибыли и рентабельности предприятия…………………….22

2. Анализ деятельности при повышении прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……………..27

2.1. Организационно-экономическая характеристика и анализ работы по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……...27
2.2. Анализ прибыли от реализации продукции……………………….31

2.3. Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов предприятия……………………………………………………………………...36

2.4. Анализ налогов и сборов при формировании и использовании прибыли…………………………………………………………………………..40

2.5. Анализ чистой прибыли предприятия……………………………..45

2.6. Анализ рентабельности предприятия………………………………51

3. Разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности промышленного предприятия………………54

3.1. Оценка резервов роста прибыли и рентабельности предприятия..54

3.2. Система мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности предприятия……………………………………67

Заключение…………………………………………………………...71

Список литературы………………………………………………...76

Работа состоит из  1 файл

Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия.doc

— 390.50 Кб (Скачать документ)

     - показатели, связанные с улучшением  организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда);

     Основными задачами анализа себестоимости  промышленной продукции являются:

     - установление динамики важнейших  показателей себестоимости; 

     - определение затрат на рубль  товарной продукции; 

     - выявление резервов снижения  себестоимости. 

     Анализ  затрат на производство по элементам  и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.

     Важным  фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации продукции является изменение  объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при  нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

     Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо  пропорциональная. Вследствие этого  немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения  остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.

     Размер  выручки от реализации продукции  и, соответственно, прибыли зависит  не только от количества и качества произведенной и реализованной  продукции, но и уровня применяемых цен (9, с.13-14).

     Свободные цены в условиях их либерализации  устанавливаются самими предприятиями  в зависимости от конкурентоспособности  данной продукции, спроса, и предложения  аналогичной продукции другими  производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

     Для принятия многих управленческих решений  важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.

     Подобный  анализ строится в соответствие с  используемой на конкретном предприятии  системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.

     Основную  часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к  которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

     Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

     объема  продаж продукции;

     ее  структуры;

     себестоимости;

     уровня  среднереализационных цен.

     Объем продаж продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

     Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

     Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает и наоборот.

     Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

     Выполнение  плана по объему продаж исчисляют  сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

     Затем следует определить сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат.

      Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме продукции. Для  этого от фактической суммы выручки  следует вычесть условную сумму  затрат.

     Если  предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке.

     Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Анализ прибыли от реализации продукции.

     Основная часть чистой прибыли предприятия — это валовая прибыль от реализации продукции.

     Прибыль от реализации продукции определяют как разность между объемом реализованной продукции в действующих ценах и ее себестоимостью. Объем реализации предварительно уменьшается на величину налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, других отчислений.

     Анализ  прибыли от реализации продукции  начинают проверкой баланса товарной продукции и общей оценкой меры влияния на выполнение плана прибыли изменений прибыли в остатках нереализованной продукции на конец и начало года, который дает возможность обнаружить меру влияния на прибыль от реализации товарной продукции изменений в выполнении плана по выпуску продукции и по остаткам нереализованной продукции. Такую проверку проводят на основании использования данных форм годовой отчетности № 1, 2, 5 в соответствии с которыми баланс товарной продукции составляется в оптовых ценах и по себестоимости.

     Если  в ходе изучения возрастания остатков будет установлено, что на предприятии большие остатки товаров не имеют спроса, необходимо определить, почему на них был заключенный договор и которая из сторон  (заказчик или производитель) не выполнила условий договора и к кому будут применять экономические санкции.

     После общей оценки выполнения плана по прибыли от реализации продукции проявляют факторы, которые влияют на его выполнение.

     На  размер прибыли от реализации продукции  влияют такие факторы: изменение объема реализованной продукции, изменение себестоимости, изменение оптовых цен, изменение ассортимента и структуры реализованной продукции.

     Анализ  выполнения плана по прибыли от реализации продукции и оценка меры влияния факторов на его изменение проводится по данным отчета о финансовых результатах, бизнес-плану.

     Рассмотрим  конкретнее методику расчета влияния любого из названных факторов.

     1. Влияние изменения объема реализации  продукции на прибыль определяют  путем умножения плановой прибыли  на процент перевыполнения (недовыполнения) плана из объема реализации  продукции. Последний определяют делением выручки от реализации по плану на фактически реализованную продукцию по плановой выручке от реализации, предварительно уменьшив их на величину налога на добавленную  стоимость, если реализация осуществляется по оптовым ценам промышленности. 

     Рассмотренная методика расчета влияния фактора изменения объема реализации на прибыль не является единой. Предложенный порядок расчета обосновывается тем, что реализация, как и выпуск продукции, планируется и учитывается в оптовых ценах, которые являются стабильнее, чем себестоимость, которая практически изменяется каждый год. Тем не менее объем реализации продукции, в оптовых ценах в определенной мере зависит от структурных сдвигов в составе продукции. По этой причине при наличии структурных сдвигов выполнения плана реализации продукции в оптовых ценах не будет совпадать с процентом выполнения плана, определенного по полной плановой себестоимости, хотя состав продукции в обоих случаях будет одинаковым. Поэтому ряд экономистов считает целесообразнее в анализе прибыли исходить из процента выполнения плана реализации продукции, которая определяется на базе полной плановой себестоимости. На практике используют оба способа, тем не менее более шире применяют первый.

     2. Для расчета меры влияния на  отклонение прибыли фактора изменения себестоимости необходимо от фактической себестоимости отнять себестоимость по плану на фактически реализованную продукцию. Влияние этого фактора - обратно пропорциональное. То есть, если разность между этими показателями показывает снижение себестоимости, это означает, что прибыль на эту же сумму увеличивается, и наоборот.

     3. Влияние изменения оптовых цен  на прибыль от реализации продукции определяют путем сопоставления фактической суммы выручки от  реализации продукции без налога на добавленную стоимость с выручкой от реализации продукции по плановым ценам на фактически реализованную продукцию. Анализируя влияние данного фактора, следует дифференцировать изменение цен.

     Предприятиям  предоставлено право устанавливать  на свою продукцию договорные цены, которые, как правило, могут быть выше оптовых. Кроме того, при условии расширения границ внешнеэкономической деятельности, если предприятия получили возможность самостоятельного выхода на внешний рынок, последние могут реализовывать свою продукцию по экспорту по контрактным ценам (в соответствии с заключенным контрактом), которые могут отличаться от действующих оптовых цен на внутреннем рынке.

     4. Изменение ассортимента и структуры реализованной продукции влияет на прибыль из-за того, что рентабельность отдельных изделий является неодинаковой. При увеличении в составе реализации продукции удельного веса изделий с рентабельностью, которая превышает среднюю по предприятию, прибыль увеличивается, и наоборот. Расчет меры влияния фактору изменения ассортимента и структуры реализованной продукции на прибыль осуществляется несколькими способами.

     Наиболее  часто для расчета используют формулу:

     Ас = (Р% -Рс%) / 100, где:

     Ас  — влияние изменения ассортимента и структуры;

     Р %, Рс % — процент выполнения плана  реализации соответственно по оптовым ценам и по полной себестоимостью;

     Рс  — плановая полная себестоимость  реализованной продукции.

     Расчет  меры влияния фактора изменения  ассортимента и структуры реализации на прибыль можно осуществить и другими способами.

     Так, разность между прибылью по плану  на фактическим объемом реализованной продукции и прибылью по утвержденному плану дает величину влияния двух факторов: изменения объема реализованной продукции и изменения ассортимента и структуры реализации

Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия