Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение путей повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО «Фабрика лозовой мебели».

Содержание

Введени…………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы исследования прибыли и рентабельности……………………………………………………………...6

1.1. Сущность состав и структура прибыли предприятия……………..6

1.2. Нормативно-правовая база формирования прибыли и рентабельности промышленного предприятия………………………………..14

1.3. Виды прибыли и рентабельности предприятия…………………….22

2. Анализ деятельности при повышении прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……………..27

2.1. Организационно-экономическая характеристика и анализ работы по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……...27
2.2. Анализ прибыли от реализации продукции……………………….31

2.3. Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов предприятия……………………………………………………………………...36

2.4. Анализ налогов и сборов при формировании и использовании прибыли…………………………………………………………………………..40

2.5. Анализ чистой прибыли предприятия……………………………..45

2.6. Анализ рентабельности предприятия………………………………51

3. Разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности промышленного предприятия………………54

3.1. Оценка резервов роста прибыли и рентабельности предприятия..54

3.2. Система мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности предприятия……………………………………67

Заключение…………………………………………………………...71

Список литературы………………………………………………...76

Работа состоит из  1 файл

Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия.doc

— 390.50 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрим  действия предприятия по увеличение суммы прибыли за счет снижения затрат на производство продукции.

     В этих действиях следует выделить две проблемы: одна связанная со стабильностью планирования; вторая с поиском резервов снижения себестоимости. Стабильность в выполнении плана по себестоимости означает повышение конкурентоспособности предприятия, так как: а) менеджмент предприятия имеет преимущество в стабильности информации об использовании и потребности в ресурсах; б) реализация продукции осуществляется в соответствии с планируемыми изменениями цен, обеспечивающих плановую рентабельность и плановую прибыль; в) это отказ от поиска не предусмотренных планом дополнительных источников пополнения оборотных средств, возможность получения запланированной прибыли, и, соответственно, собственных финансовых ресурсов для развития; г) это устойчивая информационная база, позволяющая иметь ориентиры для принятия обоснованных и своевременных решений о проблемах будущего развития и т.п. Отсюда обеспечение стабильности в планировании себестоимости важно не только для подразделений плановой службы, но и для всего менеджмента предприятия, а также конструкторских, технологических, снабженческих подразделений, цехов, как основа для организации ритмичной работы всей системы управления.

      Традиционно на предприятии ежегодно, в рамках разработки годового плана снижения издержек, для обоснования принятых в плане заданий разрабатывается план организационно-технических мероприятий, направленных и на снижение себестоимости. В этом плане разрабатываются мероприятия по повышению технического уровня производства, обеспечивающего как совершенствование выпускаемой продукции, так и повышение финансовых результатов деятельности. Расчетами руководит планово-экономическая служба, но, практически, основную часть работ выполняют технические службы. Они разрабатывают предложения, ведут расчеты снижения себестоимости по типовым группам факторов: 1) повышение технического уровня производства; 2) внедрение вычислительной техники; 3) улучшение организации производства и труда; 4) изменение структуры и объема производимой продукции; 5) улучшение использования природных ресурсов и 6) отраслевые и прочие факторы. Работа организуется на основе предварительно выполненного анализ себестоимости за предшествующий период. По результатам анализа планово-экономическая служба должна выдавать задания разработчикам мероприятий, в которых указывается величина снижения и место. На практике эти задания выдаются далеко не всегда, а если и выдаются, то по перечисленным разделам плана оргтехмероприятий. Работая над заданием, разработчики предлагают мероприятия по направлениям своей деятельности, где технико-экономические расчеты по обоснованию целесообразности их использования выполняются на основе сравнения себестоимости продукции до и после внедрения мероприятия. Затем подсчитываются финансовые затраты, необходимые на внедрение мероприятий, и чаще всего их требуется значительно больше, чем те, которыми располагает предприятие. Начинается отбор, в котором неизбежно отдают предпочтение мероприятиям с наибольшим экономическим эффектом (порой, он существенно больше, чем необходимо, но многие руководители относятся к этому без предубеждения, следуя традициям, что «запас беды не чинит». На самом деле, это не эффект, а убыток, так как инвестиции используются экономически не целесообразно, и проведенный анализ себестоимости, задания, которые на его основе должны выдаваться плановой службой частично или полностью теряют смысл). Происходит это не только по перечисленным причинам, но и потому, что сам анализ себестоимости не позволяет найти резервы снижение себестоимости за счет повышения технического уровня производства, внедрение вычислительной техники и других технико-экономических факторов. Этот анализ по своему содержанию предназначен для других целей и направлен на выявления причин отклонений факта от плана. На его основе плановая служба, должна планировать не возможное снижение себестоимости, а приведение ее в соответствие с тем уровнем, который планировался в предшествующем периоде. Подобное приведение «к прошлому» решает не задачи снижения себестоимости, а задачи стабилизации планирования. В связи с этим, предлагается в планировании издержек выполнять два шага, на первом обосновываются действия по повышению стабильности плана, а на втором – планировать снижение, как выполнение целей, и это главное, заложенных в стратегическом плане развития по увеличению прибыли.

     Увеличение  прибыли и рентабельности возможно не только за счет резервов снижения полной себестоимости, но и за счет изменения  соотношения между ценой на реализуемую  продукцию и переменными затратами. Подобное соотношение между ценой  на реализуемую продукцию и переменными затратами исследуется при маржинальном анализе. Маржинальный анализ позволяет определить прибыль на базе сумм покрытия, величины, получаемой после вычета переменных издержек продукта из объема реализации. Сумма покрытия состоит из постоянных издержек и прибыли и является промежуточным результатом деятельности предприятия. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Использование маржинального анализа в целях поиска резервов увеличения прибыли и рентабельности связаны с определением более рентабельной в составе выпускаемой предприятием продукции.

      Один  из способов, позволяющих определить прибыльность отдельных видов продукции, основан на использовании методов  «ценового коэффициента». Ценовой коэффициент для каждого вида продукции – это отношение суммы покрытия в единице продукции к цене за единицу продукции.

     Чем выше значение ценового коэффициента, тем выше маржинальный доход (прибыль + общехозяйственные расходы) и соответственно выше потенциальная прибыльность данной продукции. Поэтому целесообразно производить изделия, имеющих наибольший ценовой коэффициент.

     Отрицательный ценовой коэффициент показывает, что цена реализации продукции не покрывает даже переменных затрат на производство этого вида продукции, и не возможно вести речи о покрытии общепроизводственных расходов и получении прибыли. Каждая продажа такого продукта приносит предприятию убыток, то есть чем больше продаем, тем больше убытков получаем. Для цели увеличения прибыли такой продукт целесообразно снять с производства.

      Решение об отказе от производства продукции, для которой цена реализации не покрывает  переменных затрат, не является однозначным. Существуют ситуации, в которых предприятие  некоторое время может осознанно реализовывать такую продукцию. Например, это возможно при выходе на новые рынки — предприятие осуществляет демпинговую политику, направленную на привлечение покупателей и вытеснение конкурентов. Возможно, предприятие пытается сохранить сложившийся рынок в расчете на дальнейший рост платежеспособности покупателей (понятно, что в большинстве случаев завоевать рынок дороже, чем поддержать его). Возможно, что предприятие вынуждено реализовывать такую продукцию, так как она оплачивается живыми деньгами, а не бартером или взаимозачетами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Система мероприятий  по повышению экономической  эффективности деятельности  предприятия 

     Работа  предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана  с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли  в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

     Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения  эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

     В настоящее время основным источником доходов ОАО «Свислочская фабрика лозовой мебели» является выручка от реализации продукции. На 2011 год планируется произвести продукции на сумму 2184 млн. рублей, реализовать продукции на сумму 2337,6 рублей

     Для ее выпуска необходимы материальные затраты на сырье и материалы, оплату труда,

     Прибыль от реализации продукции должна составить  по итогам работы за год 350 миллионов  рублей.

     Сильные места в производственной хозяйственной  деятельности:

     - ориентация деятельности предприятий  на отечественного и зарубежного потребителя;

     - постоянное исследование рыночного  спроса на различные виды продукции  и развитие приоритетных направлений;

     - высокий конкурентный потенциал,  обусловленный накопленным опытом  торгово-хозяйственной, управленческой  деятельности и широкими организационными возможностями;

     - низкая зависимость спроса и  активности потребителей на продукцию  от сезона.

     Слабые  места в производственно-хозяйственной  деятельности Рост цен на внешние  энергоносители, вследствие чего возможно снижение конкурентоспособности белорусской продукции по сравнению с российскими аналогами.

     Угрозы:

     - возможно замедление роста выпуска продукции вследствие возникновения непредвиденных обстоятельств, угрожающиъ экономике (например, сокращение поставок или увеличение стоимости топливно-энергетических ресурсов);

     - изменение налоговой политики  в худшую сторону.

     Основным направлением развития ОАО «Свислочская фабрика лозовой мебели» на 2011 год является производство мебельных щитов.

     Для успешной реализации произведенной  продукции необходимы оборотные средства, а также средства на рекламу и представление наших изделий на выставках и в средствах массовой информации.

     Котлы, установленные в котельной, работают на отходах лесопиления, т.е. используют опилки от собственного производства, что позволит обеспечить тепловой энергией все имеющиеся здания, а также новый деревообрабатывающий цех и сушильные камеры.

     Заработанные средства планируется направить на погашение кредитов и ссуд, дальнейшего перевооружения фабрики, на увеличение фонда заработной платы.

     Для успешно поставленных задач предприятием большое внимание уделяется кадровому  составу. На 1 января 2011 года предприятие  имело 40 работников, из них основных рабочих – 20 человек. За 2011 год планируется  значительно увеличить штатную  численность: с 40 до 54 человек, при этом количество основных рабочих увеличится с 20 до 32 человек.

     В настоящее время предприятие  имеет все возможности для стабильной работы. Однако на более удаленную перспективу руководству предприятия необходимо планирование следующих мероприятий:

     - сбор  и переработка вторичный  ресурсов (пилки, стружки, кора);

     - рекламирование предприятия в  каталогах на сайтах, выставка  и т.п.

     - сокращение непроизводственных  расходов;

     - поиск дополнительных источников  сырьевых ресурсов;

     - реализация программ по энергосбережению и техническому переоворужению.

      Обобщая подходы в определении сущности прибыли и учитывая требования действующего законодательства, можно определить основы механизма формирования и  распределения прибыли предприятия.

      Прибыль формируется как результат следующих слагаемых:

      - прибыли от реализации продукции;

      - прибыли от прочей реализации;

      - прибыли, полученной по внереализационным  операциям.

      Облагаемая  и необлагаемая прибыль, чистая прибыли  или прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, образуется в процессе распределения прибыли предприятия.

      На  формирование прибыли как финансового  показателя работы, который отражается в бухгалтерском учете, официальной  отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный в государстве порядок: формирования затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг): определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой) прибыли. Следовательно, на формирование абсолютной величины прибыли предприятия оказывают влияние результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов.

      Показатели  эффективности работы базируются на сопоставлении ожидаемой прибыли к вложенным в процесс производства средств.

      Представленные  расчеты показывают, что при следовании в работе контрольным показателям, уровень рентабельности реализованной  продукции по итогам работы за 2011 год  в целом по предприятию должен составить не ниже 17,6 процента. Это значит, что предприятие с каждой вложенной в процесс производства одной тысячи рублей должно получить 176 рублей прибыли. (Приложение) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

     Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия