Расчет показателей плана производственно – экономического развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

Содержание

Введение 4
Глава 1: теоретическая часть Планирование себестоимости продукции и цен.
1.1 Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории, ее виды……………………………………………………..5 – 6
1.2 Структура себестоимости и определяющие её факторы. ………7 – 8
1.3 Содержание и методы планирования себестоимости продукции на предприятии …………………………………………………………. 9 – 12
1.4 Виды цен ………………………………………………………...13 – 15
1.5 Выбор метода ценообразования………………………………. 16 – 18
Глава 2: практическая часть. Расчет показателей плана производственно-экономического развития предприятия
2.1.Расчет производственной мощности цех ……………………...22 – 27
2.1.1.Расчет эффективного фонда времени работы оборудования 22
2.1.2.Определение производственной мощности отдельных групп оборудования……………………………………………………………….22 – 24
2.1.3.Определение производственной мощности цеха и разработка мероприятий по ликвидации узких мест………………………………….25 – 26
2.1.4.Определение коэффициента загрузки оборудования……………...26 – 27
2.2. Планирование потребности в материальных ресурсах на годовую программу…………………………………………………………... 28 – 32
2.2.1. Определение потребности металла…………………………………28 – 29
2.2.2. Расчет нормативных запасов металла на складе…………………..29 – 30
2.2.3. Разработка плана снабжения цеха металлом………………………30 – 32
2.3. Планирование численности работающих цеха……………… 33 – 40
2.3.1. Определение эффективного фонда рабочего времени……………33 – 34
2.3.2. Определение численности основных производ. рабочих…………34 – 36
2.3.3. Определение численности вспомогательных рабочих …………...36 – 39
2.3.4. Определение общей численности работающих цеха…………….. 39 – 40
2.4. Планирование издержек производства и цен ……………….41 – 47
2.4.1. Разработка ведомости сводных затрат……………………………. 41 – 44
2.4.2. Плановая калькуляция себестоимости продукции ………………..44 – 45
2.4.3. Себестоимость единицы продукции ……………………………….45 – 46
2.4.4. Планирование цены 46
2.4.5.Объем безубыточности производства 47
2.5. Оценка экономической эффективности деятельности предприятия ………………………………………………………………..48 – 56
2.5.1. Планирование прибыли предприятия…………………………… .. 48 – 50
2.5.2. Планирование потока денежных средств (кассовой наличности) 51
2.5.3. Прогнозная оценка риска …………………………………………...51 – 54
2.5.4. Оценка эффективности плана – проекта …………………………..54 – 56
Заключение …………………………………………………………………57 – 58 Список литературы ……………………………………………………………...59

Работа состоит из  1 файл

стратегическое планирование.doc

— 687.50 Кб (Скачать документ)

Методы планирования себестоимости продукции.

На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что  при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.        Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, так как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:            1) технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;         2) организационные. Под этими факторами понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);    З) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;            4) уровень инфляции в плановом периоде;      5) специфические факторы, которые зависят от особенностей производства. Например, для горных предприятий - изменение горно-геологических условий разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов - изменение содержания сахара в сахарной свекле.

Все эти факторы в  конечном итоге влияют на объем выпуска  продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен  на материальные ресурсы.

 

1.4 Виды цен

Цена на товар в  условиях рынка складывается под  влиянием спроса и предложения. Однако это не исключает участия государства в регулировании цен на отдельные виды товаров.           Государственное регулирование цен осуществляется посредством контроля за необоснованным их завышением. С этой целью правительство может устанавливать декларирование цен на продукцию, вводить предельные коэффициенты повышения цен и предельные уровни рентабельности, исходя из экономической и социальной значимости товаров. Данные факторы существенно влияют на процесс планирования цены.

В зависимости от степени  участия государства в регулировании цен могут применяться три их вида: фиксированные, регулируемые, свободные.

Фиксированные цены - это твердые, установленные государством цены, уровень которых определен в прейскурантах. Предприятие при планировании цен не вправе их изменять.

Регулируемые цены - это цены, на которые государство устанавливает максимальный или минимальный уровень, переходить который предприятия не имеют права.

Свободные цены - это цены, уровень которых предприятие устанавливает самостоятельно, исходя из собственных соображений и спроса на продукцию.

В зависимости от обслуживаемого оборота все цены подразделяются на отпускные цены предприятия, оптовые  и розничные.

Отпускная цена предприятия - это цена, по которой предприятие реализует продукцию потребителям. Отпускная цена предприятия рассчитывается следующим образом:

  * отпускная цена предприятия,

* полная себестоимость продукции (издержки производства и реализации продукции),

* прибыль предприятия,

* Косвенные налоги, включаемые в структуру цены (акциз и НДС).

Оптовая цена - это цена, по которой оптово-сбытовые посредники отпускают товар розничной торговой сети и иным потребителям. Определяется как:

* оптовая цена реализации в торговле,

* отпускная цена предприятия,

* издержки сбытовых организаций

* прибыль сбытовых организаций

Такая цена призвана покрыть  их издержки по продвижению продукции  до потребителя и обеспечить рентабельную работу.

Розничная цена - это цена, по которой розничные торговые фирмы реализуют продукцию населению и фирмам:

* розничная цена реализации в торговле,

* оптовая цена реализации в торговле,

* торговые накидки розничных торговых фирм.

Анализ структуры цен  показывает, что их уровень в значительной степени зависит от числа каналов  сбыта, участвующих в продвижении  продукции от предприятия-изготовителя к конечному потребителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5  Выбор метода  ценообразования

При планировании цен  на продукцию в процессе обоснования  объема продаж предприятия могут  применять следующие альтернативные основные методы ценообразования:

* на основе издержек;

* с ориентацией на  уровень конкуренции;

* с ориентацией на  спрос;

* параметрические методы.

Наиболее простым и  распространенным методом, применяющимся  в отечественной практике ценообразования, считается метод установления цены на основе издержек производства и реализации продукция. Его суть состоит в том, что цена товара образуется путем добавления наценки к себестоимости товара. Его популярность специалисты объясняют следующими факторами.

Во-первых, объективную  основу цены составляют издержки, которые могут быть достоверно определены в отличие от таких факторов, как спрос, уровень конкуренции и т.п. Поэтому общепризнанно, что он является одним из самых справедливых методов ценообразования.

Во-вторых, метод уменьшает  ценовую конкуренцию, поскольку позволяет устанавливать оптимальный, а не максимальный уровень цены. Кроме того, устанавливая таким методом цены, предприятия их не пересматривают по мере колебания спроса, что уравнивает цены на аналогичные товары.

Основным недостатком  данного метода является то, что он ориентирует предприятия на максимально возможный выпуск продукции, обеспечивающий минимизацию издержек и ограниченный ассортимент, а не на удовлетворение спроса потребителей. Это ограничивает маневренность предприятия на рынке, поскольку его прибыль определяется исходя из объема продаж по стабильным ценам, а не из возможных альтернативных объемов оборота при меняющихся ценах. Кроме того, применение этого метода не позволяет дифференцировать цены по различным сегментам рынка и учитыватъ особенности покупательского спроса и конкуренции.

Наиболее распространенными  являются следующие методы установления цен с ориентацией на условия  конкуренции: метод текущей цены и метод тендерного ценообразования, или метод «запечатанного конверта».

В тех случаях, когда  затраты являются трудноизмеримыми, некоторые предприятия считают, что метод текущей цены или  цены, обычно получаемой за товар на рынке, представляет собой результат  оптимального совместного решения  предприятий данной отрасли промышленности, так как такая цена позволяет достичь приемлемого уровня окупаемости капиталовложений. Такой подход к определению цены привлекает те предприятия, которые в своей работе хотят следовать за уже имеющим твердые позиции на рынке лидером, предполагая, что хорошо организованные и имеющие, опыт работы предприятия знают цены, которые приемлемы для рынка.

Другой разновидностью метода установления цены с ориентацией  на уровень конкуренции является тендерное ценообразование. Оно  применяется в тех случаях, когда  несколько фирм конкурируют друг с другом в борьбе за контракт. Тендер представляет собой цену, установленную фирмой-продавцом. При ее определении фирма исходит прежде всего из цен, которые могут предложить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар. Естественно, что цена продавца в этом случае должна быть несколько ниже, чем предложенная конкурентами или равная ей. Такой метод ценообразования приемлем для уникальных товаров и контрактов на выполнение заказов.

В случае метода ценообразования  с ориентацией на спрос уровень  цен ставится в зависимость от уровня спроса на данный товар. В основе этого метода ценообразования лежит  необходимость учета действия закона спроса и ценовой эластичности. Эластичность спроса влияет на возможности предприятия в изменении сложившейся рыночной цены товара. В случае неэластичного спроса предприятию выгодно повышать цену товара, так как это вызывает увеличение выручки от продаж. В случае эластичного спроса предприятию, наоборот, выгодно понижать цены, поскольку это ведет к увеличению выручки. Затраты на производство товара в данном случае могут не изменяться и не учитываются, а если учитываются, то как ограничительный фактор.

Разновидностью данного  метода является метод установления цены исходя из ощущаемой ценности товара, в основе которого лежит субъективная оценка покупателем ценности товара или услуг, предлагаемых предприятием. Считается, что потребитель устанавливает соотношение между полезностью товара и ценой.

Данный метод позволяет определять верхний и нижний пределы цены. Верхним ее пределом является цена, которую согласен заплатить за предлагаемый товар самый богатый покупатель, а нижним - себестоимость производства и реализации продукции. Величина цены в этих пределах зависит от ряда факторов: остроты конкуренции, маркетинговой стратегии, выбранного сегмента рынка.

В основе параметрических  методов ценообразования лежит  зависимость цены от различных параметров изделия, важнейшее место среди  которых занимают показатели качества товара. Данные методы широко применяются для установления цен на различные модели внутри параметрического ряда изделия. При этом цена базовой модели рассчитывается с помощью метода, ориентированного на издержки или с помощью других методов, а цены на модели параметрического ряда рассчитываются с помощью различных коэффициентов, отражающих зависимость между ценой изделия и его параметрами.

Первоначально зависимость  цены базовой модели от параметров определяется на основе обработки статистической информации. Затем по результатам многочисленных наблюдений рассчитываются корректирующие базовую цену коэффициенты. При этом могут применяться различные подходы к установлению зависимости между ценой и параметрами изделия. Например, цена изделия может делиться на мощность, производительность, массу, скорость или величину другого параметра, считающегося основным. Полученная при этом удельная цена единицы главного параметра используется для расчета цен аналогичных изделий с другими величинами главного параметра.

Важнейшим обстоятельством, которое приходится учитывать при планировании цены с ориентацией на спрос, является эластичность спроса.

 Перед принятием  решения в пользу этого метода  необходимо выявить факторы, от  которых зависит эластичность  спроса:

* количество имеющихся на рынке заменителей данного товара;

* характер потребностей, удовлетворяемых товаром (насколько они важны и неотложны для покупателей);

* наличие у товара необходимых для его применения товаров-дополнений;

* количество потребляемого товара;

* емкость рынка;

* количество конкурентов;

* платежеспособность спроса.

Параметрические методы рассчитаны на предприятия с широкой  и глубокой номенклатурой изделий, значительными объемами продаж, массовым и крупносерийным типом производства. При этом основная номенклатура должна быть представлена широкой гаммой различных типоразмеров изделий, выполненных на основе ограниченного числа базовых моделей. Данный метод неприменим для расчета цен на уникальные изделия, в единичном и малосерийном производстве.

 

 

Глава 2: практическая часть.  Расчет показателей плана производственно- экономического развития предприятия.

 

2.1.Расчет производственной  мощности цеха.

 

2.1.1.Расчет  эффективного фонда времени работы  оборудования.

Эффективный фонд времени  работы оборудования определяется исходя из двухсменного режима работы.

Таблица 1.1.

Показатель

Год

Календарный фонд, дней

365

Количество выходных дней в году, дней

100

Количество праздничных  дней в году, дней

8

Продолжительность смены, час

8

Время, необходимое на КР и ППР, час

107

*Сокращение рабочего  времени в предпраздничные дни,  час

16

Эффективный фонд времени  работы оборудования, час

3989


*В предпраздничные  дни сокращение времени работы  на 2 часа.

Фр  = (365-109-8) * 16 – 107 – 16 = 3989 ч

Фр = 3989*60=239340 мин

 

 

2.1.2. Определение производственной мощности отдельных групп оборудования.

 

Производственная мощность данного цеха измеряется количеством  комплектов деталей, закрепленных за данным цехом. Тогда мощность j-ой группы оборудования Мj можно определить по формуле:

1.1


 где

Fэф. – эффективный фонд времени работы единицы оборудования, час;

Сj – количество единиц оборудования в группе j;

tпр.j – прогрессивная трудоемкость обработки одного комплекта деталей на оборудовании j-ой группы:

 

tпр. токарная = 270/1,05=257,1 мин/комп

tпр. револьверная = 100/1,06=94,3 мин/комп

tпр. фрезерная = 170/1,08=157,4 мин/комп

tпр. сверлительная  = 60/1,13=53,1 мин/комп

tпр. строгальная =110/1,03 =106,8 мин/комп

tпр. шлиыовальная =157/1,08 = 145,4 мин/комп

 

 

М токарная = 239340*8/257,1=7447 шт

М револьверная = 239340*8/94,3 =20305шт

М фрезерная = 239340*6/157,4=9124 шт

М сверлительная = 239340*1/53,1 =4507 шт

М строгальная =239340*3/106,8 =6723 шт

Информация о работе Расчет показателей плана производственно – экономического развития предприятия