Разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «Племптицесовхоз»Увинский»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:10, дипломная работа

Описание

Целью исследования является разработка методических положений и обоснование практических предложений по повышению конкурентоспособности продукции птицеводства ООО «Племптицесовхоз»Увинский».
Реализация данной цели конкретизирована в постановке и решении следующих основных задач:
1. Исследовать теоретические основы управления конкурентоспособностью продукции;
2. Провести анализ организационно-экономических факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности продукции птицеводства в ООО «Племптицесовхоз»Увинский»;
3. Исследовать методику управления конкурентоспособностью продукции птицеводства в системе производства и материально-технического снабжения применительно к условиям ООО «Племптицесовхоз»Увинский»;
4. Определить возможную методику управления конкурентоспособностью продукции птицеводства в системе маркетинга и продаж применительно к условиям Удмуртии;

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ.doc

— 504.00 Кб (Скачать документ)

Параметры назначения характеризуют область  применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с  помощью использования продукции  в конкретных условиях потребления. Параметры назначения разделяются на классификационные (например, пассажировместимость для средств транспорта), технической эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия). Эргономические параметры показывают продукцию с точки зрения её соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного использования продукции и стабильность товарного вида. 

Оценка  конкурентоспособности предприятия

Предприятия придают большое значение анализу  своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемого им продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

Важное  значение имеет анализ издержек обращения, производимый путём отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта.

Анализ  эффективности инвестиционных проектов издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности  предприятия, можно свести к следующим:

обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке;

изменение качества изделия и его технико-экономических  параметров с целью учёта требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надёжности продукции;

выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее  использование этих результатов на своём предприятии;

изучение  мероприятий конкурентов по совершенствованию  аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению  с конкурентами;

определение возможных модификаций продукта путём повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надёжность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);

выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности  продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);

нахождение  и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности  новой продукции;

приспособление  продукции к работе в различных  условиях: тропических или полярного климата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых);

дифференциация  продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей её эксплуатации, репутации предприятия -производителя и другого;

воздействие непосредственно на потребителя путём искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведение активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путём рассрочки платежа.

Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

Такая оценка должна содержать следующие показатели: потребность в капиталовложениях  фактических и на перспективу, как  в целом, так и по отдельным  видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, её объёмы и стоимость (“продуктовая дифференциация”; набор рынков или их сегментов для каждого продукта (“рыночная дифференциация”); потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и чёткое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.

Результаты  исследования берутся за основу при  разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.

В современных  условиях конкурентоспособность предприятия  на рынке является главным критерием  эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

В настоящее  время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики, по нашей оценке (), находится в настоящее время почти на нулевом уровне.

По методике оценки конкурентоспособности предприятия предложение заключается в следу щем ():

уровень конкурентоспособности считать  как средневзвешенную величину по показателям  конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;

отдельно  проводить анализ эффективности инвестиционных проектов эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;

отдельно  считать показатель устойчивости функционирования предприятия;

прогнозировать  перечисленные при комплексных показателя минимум на 5 лет.

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и  поэтому является относительным  показателем. Она представляет собой  характеристику товара, отражающую его  отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств  этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя  по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рис. 3.

Оценка  конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:

если  необходимо определить положение данного  товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

если  целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о  товаре, который выйдет на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо  от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

анализируются направления развития аналогичных  разработок;

рассматриваются сферы возможного использования  продукции;

анализируется круг постоянных покупателей.

Вышеизложенное подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития, связанное с длительностью осуществления разработки и производства товаров.

На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

Анализ  конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится  подсчет групповых показателей, которые в количественной форме  выражают различие между анализируемой  продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

Результаты  оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также- для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

Однако, факт высокой конкурентоспособности  самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Необходимо, на наш взгляд,  здесь  вспомнить, что в историческом аспекте на смену практике сравнительных преимуществ пришла практика конкурентных преимуществ (). Сравнительные преимущества лежат в основе конкурентоспособности страны или фирмы, определяются наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких, как трудовые и сырьевые ресурсы, капитал, инфраструктура и т.д. Но по мере развития технологических инноваций и глобализации бизнеса изменяется структура конкуренции и на смену сравнительным преимуществам приходит новая парадигма - конкурентные преимущества. Это означает следующее: 

1. Преимущества  перестали быть стратегическими,  они изменяются под воздействием инновационного процесса (изменяются технологии производства, методы управления, способы доставки и сбыта продукции и т.д.). Поэтому для удержания конкурентных преимуществ требуется постоянное внедрение нововведений; 

2. Территория  рассматривается как основа стратегии компании, а не только как место, где компания осуществляет свою деятельность. 

Конкурентные  преимущества могут иметь разнообразные  формы в зависимости от специфики  отрасли, товара и рынка. При определении  конкурентных преимуществ важно  ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые.

Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы и т.д.

В результате оценки конкурентоспособности продукции  могут быть приняты следующие решения:

изменение состава, структуры применяемых  материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих  изделий или конструкции продукции;

изменение порядка проектирования продукции;

изменение технологии изготовления продукции, методов  испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

Информация о работе Разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «Племптицесовхоз»Увинский»)