Роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:03, дипломная работа

Описание

Цель исследования определить роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике.
Объектом исследования является система франчайзинга как процесс взаимодействия крупного и малого бизнеса.
Предметом исследования является роль системы франчайзинга в совре-менной рыночной экономике.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методолические основы франчайзинга
1.1. Сущность и исторические особенности развития франчайзинга
1.2. Франчайзинг как экономическая категория
1.3. Основные условия франчайзинга: международный опыт
Глава 2. Анализ использования франчайзинга продовольственных сетей в России
2.1. Современное состояние франчайзинга на рынке продовольственного ритейла в России
2.2. Оценка эффективности франчайзинга ОАО Торгового дома «Копейка»
2.3. Проблемы франчайзинга продовольственных сетей
Глава 3. Перспективы развития российского франчайзинга
3.1. Усовершенствование методов внедрения франчайзинга в современных условиях российского рынка
3.2. Перспективы развития франчайзинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

ТЕКСТ диплома2.doc

— 1.34 Мб (Скачать документ)


61

 

Титульный лист

Роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методолические основы франчайзинга

1.1. Сущность и исторические особенности развития франчайзинга

1.2.  Франчайзинг как экономическая  категория

1.3. Основные условия франчайзинга: международный опыт

Глава 2.  Анализ использования  франчайзинга продовольственных сетей   в России

2.1. Современное состояние франчайзинга на рынке продовольственного ритейла в России

2.2. Оценка эффективности  франчайзинга ОАО Торгового дома «Копейка»

2.3.  Проблемы франчайзинга продовольственных сетей

Глава 3. Перспективы  развития  российского  франчайзинга

3.1. Усовершенствование методов внедрения франчайзинга в современных условиях  российского рынка

3.2.  Перспективы развития франчайзинга в России

Заключение

Список  литературы

Приложение


Введение

 

Мирововой опыт в создании эффективных бизнес-структур показывает, что в современной экономике прослеживаются две основные тенденции: во- первых, в среднем и крупном бизнесе – это реструктуризация – трансформация организационных структур в направлении децентрализации с образованием бизнес-единиц с высокой степенью автономности в отношении принятия управленческих решений в сфере текущих операций; во-вторых, в малом бизнесе - это интеграционные процессы со средним и крупным бизнесом, открывающие доступ малому бизнесу не только более совершенным технологиям, но и дающие возможность работы под известной торговой маркой.

Один из вариантов преобразований, сочетающих в себе одновременно обе эти тенденции – создание франчайзинговых сетей, объединяющих предприятия малого и крупного или среднего бизнеса.  В настоящее время франчайзинг как эффективная форма ведения бизнеса применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Система франчайзинга является одним из современных видов партнерского бизнеса, в которой крупная фирма создает свою собственную внутреннюю инфраструктуру, охватывающую всю палитру «бизнес-функций», связанную с передачей нематериального актива (финансовые, юридические, рекламные, по связям с общественностью, контроль качества предоставляемых товаров и услуг и т.д.). Данные формы контрактных отношений дают возможность обеспечить партнерам поддержку в конкурентной борьбе, создании нового бизнеса, выходе на новые географические и продуктовые рынки.

Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для участников франчайзинговых отношений: для начинающих предпринимателей - это реальная возможность организовать собственное дело, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - расширить и упрочить свои позиции на рынке; а для государства - приобрести эффективный инструмент поддержки предпринимательства.

Совершенно очевидно, что механическое перенесение западных схем и их внедрение в российскую экономическую почву не дает нужных результатов. Поэтому необходимо учитывать специфику российских реалий, состоящую в том, что в России, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг успешно развивается и к использованию этой формы ведения бизнеса обращается все больше предпринимателей.

В настоящее время развитие российского предпринимательства, в первую очередь малого, затрудняется значительными коммерческими рисками. Но организация предприятия на условиях франшизы значительно снижает такие риски, так как в этом случае происходит использование уже отработанного и доказавшего свою эффективность бизнеса.

Таким образом, роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике  приобретают все большую практическую значимость не только в мировой практике, но и в России, что вызвано, на наш взгляд, действием объективных социально-экономических и правовых факторов в нашей стране. Это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Проблемы экономической сущности франчайзинга, взаимодействия на его основе между крупным и малым бизнесом анализируются как в зарубежной, так и отечественной экономической литературе.

Вопросы истории, сущностных характеристик франчайзинга рассматривались в работах зарубежных исследователей Л. Мейтланда, М.Мендельсона, Н. Сирополиса, Б. Смита, Дж. Стэнфорда и др.

Исследованию вопросов организационно-правового механизма формирования системы франчайзинга посвящены работы Е. Н. Васильевой, Д. Н. Землякова, Г. Б. Кочеткова, А. З. Майлера, М.О. Макашева, О. В.Новосельцева, И. В. Рыковой, С. А. Сосны, А. В. Цирата, И. П. Янушкевича и др.

 

 

Цель исследования определить роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

      проанализировать эволюцию и определить сущностные характеристики системы франчайзинга;

      рассмотреть особенности франчайзинга как экономической категории и выделить его основные условия;

      провести анализ системы франчайзинга продовольственных  сетей в России в  настоящее время;

      определить перспективы развития и направления совершенствования методов внедрения  франчайзинга в России.

Объектом исследования является система франчайзинга как процесс взаимодействия крупного и малого бизнеса.

Предметом исследования является роль системы франчайзинга в современной рыночной экономике.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по теоретическим и практическим вопросам сущностных характеристик франчайзинга, вопросам организационно-правового механизма формирования системы франчайзинга в России.

В процессе анализа использовался метод сравнительного и системного анализа, обобщения, эмпирического исследования. В данной работе использовались законы Российской Федерации, базы данных информационно-аналитического центров «РосБизнесКонсалтинг», Российской ассоциации франчайзинга, были использованы также статистические данные и аналитические материалы интернет-сайтов, посвященные данной проблеме.

 


Глава 1. Теоретико-методолические основы франчайзинга

1.1. Сущность и исторические особенности развития франчайзинга

 

Франчайзинг явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной .

Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского franchir, которое значит «освобождать»; первоначально оно означало «освобождать от рабства»[1]. Сегодня оно имеет несколько разных значений в зависимости от отрасли. Некоторые даже называют франчайзинг отраслью самой по себе, как будто это товар или услуга. Однако типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем - договор, который позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя).

Международная франшизная ассоциация (International Franchise Association) дает следующее определение: «Франшиза представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи, при котором все знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов».[2]

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор, а именно: с применением обусловленных технологий;  по разработанной схеме; в четко установленном месте; под определенным товарным знаком.

В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров.

Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области., т.к. франчайзер предоставляет проверенный на практике метод ведения дела, оказать техническое и консультативное содействие при организации бизнеса франчайзи и обеспечивать его поддержку в дальнейшем.

Термин «франчайзинг» охватывает разнообразные деловые взаимоотношения и часто используется параллельно с термином «лицензирование». Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свои фирменные товары и услуги.

Таким образом, можно выделить характерные черты франчайзинга и  его основные элемены.

Характерные черты франчайзинга:

      Право собственности одной организации (франчайзора) на торговую марку, фирменную услугу, идею, рецептуру, технологический процесс, патент или специализированное оборудование, а также репутацию, деловые связи и ноу-хау, ассоциируемые со всем этим;

      Продажа лицензии (франшизы) головной организацией другому лицу (франчайзи), разрешающей использовать её торговую марку, фирменную услугу, идею, процесс, патент или оборудование, а также имидж и ноу-хау, ассоциируемые со всем этим;

      Включение в договор о продаже лицензии (франшизы) права на регулирование и контроль над деятельностью предприятия, управляя которым франчайзор использует свои права;

      Оплата предприятием, приобретшим лицензию (франшизу), различных форм компенсации в обмен на приобретенные права, а также за любые услуги, которые лицензиар (франчайзор) предоставляет лицензиату (франчайзи). Крайне важным является то, что с предприятием-оператором всегда будут поддерживаться отношения постоянного характера, которые обеспечат ему полную поддержку в ведении дела со стороны головного офиса франчайзера по самому широкому кругу вопросов, требующих квалифицированного решения.

Основные элементы франчайзинга:

      Контракт на куплю-продажу брэнда (стиля, системы ведения бизнеса) между франчайзором (продавец) и франчайзи (покупатель);

      Наличие наработанного развитого и успешного бизнес-формата, который идентифицируется с названием брэнда, могущим являться торговой маркой;

      Франчайзор содействует подготовке и обучению франчайзи в области управления системой до открытия его успешного бизнеса;

      Между франчайзором и франчайзи поддерживаются постоянные деловые взаимоотношения;

      При соответствующем контроле со стороны франчайзора франчайзи разрешается работать под той торговой маркой, под которой была разработана бизнес система, принадлежащая франчайзору, и таким образом, пользоваться преимуществами от позитивных факторов, ассоциируемых с данным брэндом;

      Франчайзи должен сделать значительные денежные инвестиции из своих собственных ресурсов. Франчайзи должен являться собственником своего бизнеса. Франчайзи должен тем или иным способом платить франчайзору за права, которые он получает, и за постоянные услуги, которыми он обеспечивается.

Франчайзинг как способ ведения бизнеса имеет много плюсов, хотя есть и свои минусы. Основными достоинствами являются следующие[3] :

1.              Готовая «ниша» рынка, что дает возможность в кратчайшие сроки развернуть дело ;

2.              Минимальные затраты на развитие ;

3.              Полный пакет четких инструкций, содержащих информацию о материалах, сырье, оборудовании, поставщиках, системе сбыта, методах и приемах работы;

4.              Надежность и конкурентоспособность бизнеса, обусловленная репутацией головной фирмы.

5.              Получение относительно дешевой и качественной рекламы различного масштаба  от местной до международной;

6.              Низкие риски;

7.              Возможность покупки у франчайзера необходимого оборудования и материалов со скидками;

8.              Обучение эффективным методам управления бизнесом;

9.              Бесперебойные поставки продукции.

К числу недостатков относятся:

1.              Ограничение предпринимательской инициативы, франшизодатель вмешивается во все сферы деятельности предприятия;

2.              Головная фирма может принимать важные решения, не учитывая мнения отдельных франшизополучателей.

Истоки франчайзинга уходят почти на 500 лет в глубь истории.

Деловые соглашения, подобные сегодняшним соглашениям о франчайзинге, существовали уже в средние века. Оксфордский словарь английского языка сообщает, что franchising - это все права и свободы епископатов, пожалованные им королевской короной в 1559 году, а franchises - места, отведенные для торговли. Свободным людям было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках. Таким образом, эти элементы права сформировали основу франчайзинга.

Однако в наиболее типичной форме он проявился в британской системе так называемых «связанных домов», которая использовалась пивоварами для поддержания нужного объема продаж. В обмен на заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор в качестве рынка сбыта своего пива. А общепринятой датой начала использования слова «франчайзинг» в сегодняшнем его значении (привилегии, предоставляемые частными фирмами) считается 1840 год.

Информация о работе Роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике