Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:03, дипломная работа
Цель исследования определить роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике.
Объектом исследования является система франчайзинга как процесс взаимодействия крупного и малого бизнеса.
Предметом исследования является роль системы франчайзинга в совре-менной рыночной экономике.
Введение
Глава 1. Теоретико-методолические основы франчайзинга
1.1. Сущность и исторические особенности развития франчайзинга
1.2. Франчайзинг как экономическая категория
1.3. Основные условия франчайзинга: международный опыт
Глава 2. Анализ использования франчайзинга продовольственных сетей в России
2.1. Современное состояние франчайзинга на рынке продовольственного ритейла в России
2.2. Оценка эффективности франчайзинга ОАО Торгового дома «Копейка»
2.3. Проблемы франчайзинга продовольственных сетей
Глава 3. Перспективы развития российского франчайзинга
3.1. Усовершенствование методов внедрения франчайзинга в современных условиях российского рынка
3.2. Перспективы развития франчайзинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
По данным Департамента консалтинга РБК[12], сегмент продуктового ритейла в 2010 г. вырос на 24-25% в рублевом эквиваленте, снизившись примерно на 4-5% в долларовом выражении. Доля сетевой розницы в совокупном обороте продаж продуктов питания составила 27%, причем более половины оборота торговых сетей продовольственной специализации обеспечили крупные игроки рынка. Заметно выросла степень консолидации продовольственного ритейла за счет укрупнения ведущих компаний (см. рис. 4).
Рис. 4. Рост доли продуктовых торговых сетей в совокупном обороте розничной торговли продовольственными товарами в РФ, 2006–20010 гг.
По данным Росстата в 28 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур превышает среднероссийский уровень, в то время как в 13 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в 2010г. обеспечивали менее 5% общего оборота розничной торговли. Показатель по Москве составил 14,3%, Санкт-Петербургу - 48,3%. По сравнению с 2009г. увеличилось число субъектов Российской Федерации, где сетевые магазины формировали более 15% розничного оборота. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Группировка субъектов Российской Федерации по удельному весу оборота
розничной торговли торговых сетей в общем обороте розничной торговли
Удельный вес оборота розничной торговли торговых сетей в общем обороте розничной торговли, % | Число субъектов Российской Федерации единиц | Наименование субъектов Российской Федерации с минимальным и максимальным значением в группе в 2010г. (%) | |
в 2009г. | в 2010г. | ||
До 5,0 | 15 | 13 | Ямало-Hенецкий авт.округ (0,1) |
5,1-10,0 | 19 | 19 | Тюменская область (5,4) |
10,1-15,0 | 22 | 17 | Республика Калмыкия (10,3) |
15,1-20,0 | 15 | 21 | Брянская область (15,2) |
Свыше 20,0 | 6 | 7 | Липецкая область (20,2) |
Кризис стал своеобразным тестом на эффективность, что, несомненно, оздоровило рынок в целом, выявив по-настоящему успешные компании. В первую очередь, это федеральные сети, входящие в десятку крупнейших ритейлеров Российской Федерации
Статистика Департамента консалтинга РБК свидетельствует, что каждые три из четырех обычных фирм закрываются в течение 5 лет (см. рис. 5).
Рис.
5. Сравнительные данные выживаемости фирм
Только франчайзинговые фирмы практически не разоряются. Раскрученный бренд как раскрученный маховик легко проходит все спады и кризисы и помогает своим партнерам. В этом сила торговой марки – лидера.
Система франчайзинга оказывается взаимовыгодной для двух сторон по нескольким причинам. Для франчайзера во-первых, это эффективное средство роста, не требующее вложений средств. Вторым преимуществом франчайзинговой продовольственной сети является большая мотивация малых предприятий по развитию бизнеса, т.к. управляющий малым предприятием – не наемный работник, а хозяин. С точки зрения франчайзи, работа под маркой сетевой компании является своего рода гарантией «выживания» бизнеса.
В сфере торговли используются два различных по принципам организации варианта франчайзинговых сетей: товарный франчайзинг и франчайзинг бизнес-формата. Разделение между ними не всегда очевидно, однако можно выделить некоторые характерные особенности каждого из них (см. таблицу 4)
Следует отметить, что разделение франчайзинга розничных сетей на два вида часто носит условный характер, на практике системы товарного франчайзинга подчас имеют мощные бизнес-форматы, обеспечивающие воспроизводимость не только товарного ассортимента, но и основные правила организации торгового зала, зонирования размещения и расстановки оборудования, автоматизации, схем товародвижения, складирования, мотивации персонала и формирования узнаваемого облика магазина.
Таблица 4
Особенности франчайзинговых сетей
Особенности | Товарный франчайзинг | Франчайзинг бизнес-формата |
Франчайзи | Становится единственным продавцом товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. Получают общие рекомендации по оформлению магазина, наружной рекламы и выкладке товара | Предполагает тесный контакт сетевой компании и франчайзи, постоянный обмен информации между ними и жесткую согласованность маркетинговых планов и программ. |
Основное условие | Франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию | Передача не только товарного знака, но и технологии ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой франчайзером |
Сфера использования | Производителями и оптовыми компаниями не продовольственные товары Среди российских розничных сетей: Монарх, Эконику-Обувь, Красный Куб, Для душа и души | Для развития продовольственной сетевой розницы. По такому типу развиваются сети Пятерочка, Копейка, Седьмой Континент. |
Наличие регламента | Относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности | Наличие определенных стандартов и требований по организации бизнеса |
Используя Государственный стандарт РФ «Классификация предприятий розничной торговли»[13], а также современные подходы к классификации в продовольственном ритейле можно заключить, что основой для классификации может служить формат магазина, его специализация (ассортимент реализуемых товаров) и ценовая политика. Классификация по данным основаниям представлена на рисунке 6.
Основные характеристики различных видов магазинов в продовольственном ритейле представлены в приложении 2.
\
Рис.6. Классификация в продовольственном ритейле
Структура торговых форматов продуктовых сетей в количественном выражении представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Структура торговых форматов продуктовых сетей в количественном выражении[14]
Каждый из существующих форматов нашел свое особенное воплощение в франчайзинговых схемах (см. таблицу 5). В рамках одного формата франчайзинговые предложения конкретных сетевых операторов настолько различаются, что на данный момент уместнее выделять не особенное, присущее сетям одного формата, а единичное, применительно к каждой сети в отдельности.
Таблица 5
Сетевые основных продовольственные операторы, развивающиеся через франчайзинг
Сеть | Формат предприятия торговли | Кол-во собств. объектов | Кол-во | Паушальный взнос | |
в Москве | В регионах | ||||
Ароматный мир | Винный | 100 | 56 | 44 | 275000 руб. на один магазин; 400000 руб. на регион |
Квартал | Магазин | 149 | 67 | 80 | Зависит от условий договора |
Копейка | Универсам Дискаунтеры Супер Универсам | 642 | 427 | 215 | 777 620 руб |
Пятерочка | Супермаркет | 607 | 188 | 419 | Зависит от условий договора |
Перекресток | Гипермаркет, супермаркеты Дискаунтеры | 101 | 45 | 55 | Зависит от условий договора |
Дикси | «Дикси» -Дискаунтер «Минимарт» экономичный Супермаркет «Мегамарт» - компактный; Гипермаркет | 333 | 34 | 299 | Зависит от условий договора |
Седьмой континент | Магазин возле дома Универсам Гастроном класса люкс | 149 | 125 | 24 | Зависит от условий договора |
Темпы прироста сетевой продовольственной розницы в количественном выражении снизились с 18-20% в 2008 году до 6-7% в 2010 году. Наиболее сильное сокращение количества магазинов произошло в сегменте супермаркетов, которое больше всего пострадали от кризиса.
Как отмечают аналитики Департамента консалтинга РБК, формат «супермаркет» всегда был наиболее размытым с точки зрения стандартов – супермаркетами назывался любой магазин самообслуживания. Ассортимент супермаркетов мог отличаться в разы – от 5 до 40 тыс. наименований, с разным соотношением продовольственных и непродовольственных товаров. Традиционно торговая наценка в супермаркетах была значительно выше, чем в других торговых форматах. Нечеткие стандарты работы, незнание своей потребительской аудитории, ее потребностей привело к сокращению доли супермаркетов в обороте сетевой продовольственной розницы, а также количественному сокращению магазинов данного формата по итогам 2010 года.
Что касается крупноформатной розницы, то здесь наблюдались разнонаправленные тенденции – темпы прироста новых гипермаркетов и cash & carry по итогам 2009 года не превышали 5-6%, однако объем продаж крупноформатной розницы вырос гораздо более значительно. По мнению аналитиков Департамента консалтинга РБК, это результат бурного развития формата в 2008-2009 гг., когда ежегодно открывалось не менее 50-60 гипермаркетов и магазинов cash & carry. В 2010 году эти магазины вышли на плановый уровень финансовых показателей, обеспечив более 30% продаж продовольственного ритейла в рублях.
Однако в ближайшем будущем крупноформатная розница может утратить лидирующие позиции из-за растущей роли дискаунтеров, поскольку в течение 2010 г. и первого квартала 2011 г. ритейлеры открывали новые магазины, которые постепенно будут выходить на запланированный уровень финансовых показателей в течение 2011-2012 годов. По данным Департамента консалтинга РБК, количество дискаунтеров в исследованных 46 регионах РФ выросло на 16% относительно 2009 года. Это происходило как за счет открытия новых магазинов, так и за счет переформатирования уже имеющихся у ритейлеров торговых площадей.
По мнению аналитиков, интерес независимых ритейлеров к франчайзинговым моделям дискаунтеров в большой степени обусловлен относительно низким уровнем требований к точке продажи, что позволяет не производить каких–либо существенных вложений в магазин.
На основе анализа состояния франчайзинга на рынке продовольственного ритейла в России, проведенного аналитиками Департамента консалтинга РБК, ключевыми тенденциями определяющими развитие рынка продуктового ритейла в краткосрочной перспективе, являются следующие:
Информация о работе Роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике