Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:03, дипломная работа
Цель исследования определить роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике.
Объектом исследования является система франчайзинга как процесс взаимодействия крупного и малого бизнеса.
Предметом исследования является роль системы франчайзинга в совре-менной рыночной экономике.
Введение
Глава 1. Теоретико-методолические основы франчайзинга
1.1. Сущность и исторические особенности развития франчайзинга
1.2. Франчайзинг как экономическая категория
1.3. Основные условия франчайзинга: международный опыт
Глава 2. Анализ использования франчайзинга продовольственных сетей в России
2.1. Современное состояние франчайзинга на рынке продовольственного ритейла в России
2.2. Оценка эффективности франчайзинга ОАО Торгового дома «Копейка»
2.3. Проблемы франчайзинга продовольственных сетей
Глава 3. Перспективы развития российского франчайзинга
3.1. Усовершенствование методов внедрения франчайзинга в современных условиях российского рынка
3.2. Перспективы развития франчайзинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
изменение структуры форматов в сторону резкого увеличения доли экономичных форматов на фоне падения доли супермаркетов;
изменение модели потребительского поведения в сторону экономичного расходования средств, рост продаж среднеценовых и дешевых товаров;
кардинальные изменения ассортиментной и ценовой стратегий большинства торговых сетей в сторону увеличения доли товаров низкоценового сегмента, расширение непродовольственного ассортимента у гипермаркетов;
изменение условий работы с поставщиками в результате более жесткого регулирования деятельности торговых организаций со стороны государства;
постепенное восстановление темпов количественного прироста организованной продовольственной розницы;
расширение потребительской аудитории за счет расширения программ лояльности;
активизация сделок M&A в секторе продуктового ритейла, значительное усиление консолидации рынка;
рост доли современной торговли;
усиление роли государства в регулировании отрасли за счет принятия нового закона о торговле.
ОАО «ТД «Копейка»» было создано в результате преобразования ООО «Торговый Дом «КОПЕЙКА»» и на сегодняшний день является одним из крупнейших операторов розничной торговли на российском рынке.
Первый магазин под брэндом «Копейка» был открыт в 1998 году по стандартам таких западных сетей эконом-класса, как Aldi и Lidl и стал первым российским дискаунтером (магазином эконом-класса, т.е. низких цен).
С 1998 года развиваются два торговых формата: «Универсам» (продукты питания и ограниченный ассортимент промышленных товаров повседневного спроса) и «Супер Универсам» (продукты питания и широкий ассортимент промышленных товаров повседневного спроса)
Оба формата – «Универсам» и «Супер Универсам» имеют пересекающийся ассортимент товаров и общий порядок ценообразования. Все универсамы являются магазинами самообслуживания, работают без перерыва на обед и выходных с девяти утра до десяти вечера для формата «Универсам» и до одиннадцати вечера для формата «Супер Универсам».
Во всех магазинах сети действуют специальные маркетинговые программы: «Товар дня», «Еженедельные распродажи», «Подарок за покупку», «Открытие магазина», «Специальные предложения месяца». Для инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны действует программа «Ветеран».
По состоянию на январь 2011 года, сеть включает в себя 624 магазинов, работающих в формате дискаунтера, расположенных в 25 субъектах Российской Федерации из них 316 – собственные, 308 – действуют в рамках программы франчайзинга. Особенностью франчайзинга «Копейки» (в отличие от конкурента — сети «Пятерочка») является возможность продажи франшизы, в том числе и на открытие единичного магазина (а не сразу целой сети, как у «Пятерочки»). Среднесетевая наценка в магазинах «Копейки», по информации её генерального директора, на середину 2010 года составляет 21 %.
Компанией основаны 7 Региональных Дирекций в 24 регионах России, на территории которых проживает 34% населения РФ и формируется 44% оборота розничной торговли продовольственными товарами.
Сеть универсамов «Копейка» работает более чем с 700 российскими и зарубежными поставщиками. Ассортимент товаров универсамов на 90% состоит из продукции отечественного производства. Общее число товарных позиций в сети поддерживается на уровне 2500 наименований.
До декабря 2010 года собственником сети являлся миллиардер Николай Цветков, в декабре 2010 он продал все свои акции «Копейки» российскому ретейлеру X5 Retail Group.
Компания придерживается стратегии ценового лидерства, которое достигается благодаря эффективной маркетинговой политике и лучшим в отрасли логистическим решениям:
96% всех товаров поставляется в магазины из распределительных центров;
ввоз осуществляется собственным транспортом;
25% закупки производится в режиме электронного аукциона.
Кроме того, для оптимизации торгового процесса, в сети универсамов был внедрен категорийный менеджмент. Одним из стратегических направлений развития компании стало создание и продвижение программы Private Label, позволяющей повышать рентабельность бизнеса. Его эффективности также способствуют многоформатность, сфокусированный ассортимент, фирменные распродажи и рекламные акции.
С 2004 года «Торговый Дом «Копейка» является членом Российской Ассоциации Франчайзинга.
Приобретая франшизу, покупатель получает право на открытие в любом городе универсамов под товарным знаком «Копейка».
Стоимость франшизы на один магазин: 29 900 долл. США. Минимальная площадь универсама: 370 кв. м.
Покупателю не нужно платить роялти. Он продает товар, принадлежащий «ТД «Копейка», не тратя денег на его закупку. Франчайзер формирует ассортимент универсама франчайзи, а также проводим ценообразование в универсамах на основе маркетинговых исследований местного рынка. ОАО «ТД «Копейка» берет на себя затраты на логистику. Задача франчайзи — только заказать товар с помощью информационной системы. Наличие распределительного центра позволяет доставлять груз одним пулом. А это существенно сокращает рабочее время, труд и денежные потери. Франчайзи выплачивается агентское вознаграждение, сумма которого определяется как процент от его торговой выручки.
Все универсамы сети «Копейка» объединены в информационную систему на базе программного комплекса SAP R3. Данная система позволяет управлять товарными запасами универсама франчайзи, назначать розничные цены, проводить аналитику и отчетность по товародвижению. В результате использования системы франчайзи получает современный и удобный инструмент управления бизнесом.
Тренинг-менеджеры «Копейки» проводят первичное обучение персонала для универсама франчайзи на базе собственного учебного центра в Москве.
Франшиза предоставляется на срок от 7 лет. Если покупатель арендует объект недвижимости, срок действия франшизы должен совпадать или быть короче срока аренды. По истечении срока действия франшизы она может быть продлена перезаключением всех договоров без повторной оплаты стоимости. Если срок действия франшизы не продлен, франчайзи обязан сменить вывеску магазина. Выплаченная стоимость франшизы при этом не возвращается.
Для открытия универсама «Копейка» потребуются инвестиции в ремонт и оборудование в размере около 500-800 долларов США на квадратный метр торговой площади. Срок окупаемости инвестиций составляет 23-30 месяцев, прибыль на инвестированный капитал - 24-32%.
Таким образом, эта сеть использует так называемую «жесткую» систему товародвижения и формирования товарного ассортимента, которая предполагает полное повторение у франчайзи общей технологии работы сети. При этом весь логистический процесс от закупки товара у поставщиков до пополнения запасов во франчайзинговом магазине берет на себя сетевая компания, предоставляющая франшизу. Все что остается делать франчайзи Копейки- торговать и следить за соответствием работы своего подразделения общим правилам и сетевым стандартам.
По мнению компании Franch.ru – Стратегия роста, только та франшиза будет эффективна, которая подразумевает постоянную заинтересованность франчайзи работать с франчайзором благодаря так называемым «крючкам удержания партнера в сети». Такими крючками могут быть прежде всего брэнд, далее поставки товара, подключенность к какой-либо IT-cистеме, постоянная генерация новых идей франчайзором, постоянное обучение сотрудников франчайзи и другие крючки в зависимости от сферы деятельности.
Таким образом, начиная франчайзинговую программу ОАО «ТД «Копейка»», достаточно позаботилось, чтобы франчайзи всегда находился в зависимости от франчайзора, продумав систему крючков удержания партнера в сети.
Для Франчайзи работа именно с этим конкретным франчайзором - ОАО «ТД «Копейка»» наиболее интересна среди всех альтернативных вариантов ведения бизнеса, среди которых прежде всего ведение собственного бизнеса под своим брэндом и покупка другой франшизы.
Проведем расчет эффективности создания магазина на условиях франчайзинга, которое после изучения условий франчайзинга, требований, предъявляемых к франчайзи, подписало договор франчайзинга с ОАО «ТД «Копейка»». Для создания магазина формата универсам франчайзи выделяет отдельно стоящее помещение в спальном районе г. Москвы (ул. Академика Янгеля, д. 8а), площадью 410 м², находящееся в его распоряжении на условиях долгосрочной аренды с правом выкупа
В соответствии с договором франчайзинга франчайзи получил всю необходимую информацию (франчазинговый пакет) и права для организации собственного магазина под торговой маркой «ТД «Копейка»». Основные обязанности франчайзи заключаются в следующем:
Продажа товара, ассортимент которого формирует франчайзер по цене им установленной;
Использование в работе информационной системы на базе программного комплекса SAP R3, с помощью которой происходит управление товарными запасами, проводится аналитика и отчетность по товародвижению.
Франчайзи не платит роялти, стоимость франшизы на магазин: 777 620 руб.
Франчайзи будет получать агентское вознаграждение, сумма которого определяется как процент от его торговой выручки.
Создание магазина на условиях франчайзинга является инвестиционным проектом, так как от франчайзи на создание франчайзинговой сети требуются инвестиции на подготовку помещения, закупку торгового оборудования. Поэтому оценки эффективности создания магазина (франчайзи) необходимо осуществлять с помощью методики оценки эффективности инвестиционных проектов.
Франчайзи предоставляет фото и размеры своего магазина (Паспорт объекта), после подписания протокола о намерениях дизайнеры «ТД «Копейка»» формируют бесплатно дизайн-проект.
Франчайзи в соответствии с дизайн-проектом должен осуществить подготовку помещения магазина. Данные инвестиции франчайзи включают затраты на ремонт помещения, установку технических систем (пожарно-охранная сигнализация и система пожаротушения; компьютерная и телефонная сеть; система вентиляции и кондиционирования; аудиосистема; система отопления; - электропроводка (в т.ч. освещение)). Площадь, которой располагает франчайзи, составляет 410 м² и будет использоваться следующим образом: 300 м² – под торговый зал, 90 м² – под складское помещение, 20 м² – под офис. Инвестиционный бюджет представлен в таблице 6
Таблица 6
Инвестиционный бюджет на подготовку торгового помещения
площадь 410 м²
Наименование инвестиционных затрат | Стоимость на м², р. | Сумма, тыс. р. |
Затраты на ремонтные работы (торгового зала, складских помещений, офиса) | 132780 | 54439,8 |
Затраты на отделочные материалы | 88250 | 36182,5 |
Прочие строительные расходы (установка технических систем) с учетом непредвиденных расходов | 67500 | 27675,0 |
Итого | 288530 | 118297,3 |
Закупка оборудования осуществляется исходя из рекомендованного «ТД «Копейка»» перечня поставщиков, расчет инвестиций в торговое оборудование представлен в таблице 7
Таблица 7
Расчет инвестиций в оборудование м²
Наименование оборудования | Количество ед. | Стоимость ед. изм., р. | Сумма, тыс. р. |
Торговое оборудование | 300 | 180000 | 54000 |
Аудиосистема | 300 | 7500 | 2250 |
Вывески | - | - | 11000 |
Оргтехника | 410 | 12690 | 5313,6 |
Складское оборудование | 90 | 120000 | 10800 |
Офисное оборудование (мебель, бытовая техника) | 20 | 125000 | 2500 |
Оргтехника офисных помещений | 20 | 125000 | 2500 |
Оборудование для видеонаблюдения | 410 | 12750 | 5227,5 |
Охранная сигнализация (оборудование, установка) | 410 | 6950 | 2849,5 |
Итого | 96440,6 |
Информация о работе Роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике