Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:03, дипломная работа
Цель исследования определить роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике.
Объектом исследования является система франчайзинга как процесс взаимодействия крупного и малого бизнеса.
Предметом исследования является роль системы франчайзинга в совре-менной рыночной экономике.
Введение
Глава 1. Теоретико-методолические основы франчайзинга
1.1. Сущность и исторические особенности развития франчайзинга
1.2. Франчайзинг как экономическая категория
1.3. Основные условия франчайзинга: международный опыт
Глава 2. Анализ использования франчайзинга продовольственных сетей в России
2.1. Современное состояние франчайзинга на рынке продовольственного ритейла в России
2.2. Оценка эффективности франчайзинга ОАО Торгового дома «Копейка»
2.3. Проблемы франчайзинга продовольственных сетей
Глава 3. Перспективы развития российского франчайзинга
3.1. Усовершенствование методов внедрения франчайзинга в современных условиях российского рынка
3.2. Перспективы развития франчайзинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
Таблица 1
Сравнение договора франчайзинга и различных видов обязательств
Сравнение | Виды обязательств | ||
Договор франчайзинга | Лицензионные договоры | ||
Сходство | Передаче права пользования на интеллектуальную собственность | ||
Различие
| Цель договора - создание новых предпринимательских комплексов | Направлены на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности, вне зависимости от цели использования |
Различие
| Предмет договора не ограничивается передачей объектов интеллектуальной собственности в пользование, а включает в себя также элементы договора на возмездное оказание услуг, товарищеского договора и даже договора купли-продажи | . | |
Франчайзи во взаимоотношениях с потребителями фактически идентичен франчайзеру | Лицензиат во внешних отношениях выступает как лицо, отличное от лицензиара | ||
Сравнение | Договор сбытового или товарного франчайзинга | Дилерскими договорами | |
Различие | Франчайзи полностью идентичен своему франчайзеру для потребителей его товаров и услуг | Дилер перед покупателями выступает как самостоятельное юридическое лицо, занимающееся исключительно продажей товаров правообладателя | |
Сравнение | Договор франчайзинга | Предпринимательские договоры | |
Сходство | Свойственны контроль и фактическое управление со стороны одного лица по отношению к другому, из-за чего законодательство некоторых государств предусматривает ответственность «управляющего» лица по обязательствам контролируемого им лица | ||
Различие | Цель договора - передача «делового комплекса» как объекта и извлечение прибыли посредством использования данного предприятия другим лицом | Цель - управления является установление контроля одного лица над органами управления другого лица. При этом данные лица могут осуществлять различную деятельность | |
Сравнение | Договор франчайзинга | Договор купли-продажи | |
Сходство | За передачу объекта гражданских прав следует денежный платёж | ||
Различие | Предмет договора не только вещи, но и передается право на пользование объектами интеллектуальной собственности | Предмет договора - вещи | |
Вещи также могут отчуждаться, однако права на интеллектуальную собственность, сохраняется за франчайзером | Имеет место отчуждение объекта договора. | ||
Сравнение | Договор франчайзинга | Договор имущественного найма (аренды) | |
Сходство | Объект гражданских прав передаётся во временное пользование за плату | ||
Различие
| Предмет договора не только вещи, но и передается право на пользование объектами интеллектуальной собственности | Предмет договора - вещи, а не объект интеллектуальной собственности | |
Отношения же франчайзера и франчайзи гораздо шире | Отношения арендодателя и арендатора сводятся к простой схеме – пользование за вознаграждение |
В рамках франчайзинговой сети происходит постоянное усовершенствование технологий и способов ведения предпринимательской деятельности. В.Д. Рудашевский и М.А. Фурщик выделили этапы развития, которые проходят большинство франчайзинговых систем[7].
Как правило, в начале франчайзер обладает технологической уникальностью, которая уменьшается с развитием конкуренции. Затем создается система организации бизнеса, маркетинговая и административная системы, играющие в дальнейшем ключевую роль в преуспевании данной франшизной сети. Происходит постепенное признание деятельности системы по мере возрастания узнаваемости торгового знака. Вместе с тем случайные скачки технологии дают лишь временный эффект и в долгосрочном плане имеют намного меньшее значение, чем организационные достижения.
Таким образом, франчайзинг как экономическая категория основан на системе отношений, закрепленных системой договоров, которая объединяет экономически независимых предпринимателей.
Одним из ключевых понятий в системе франчайзинговых отношений является франшиза (франчайзинговый пакет). Под ним понимается полная бизнес-система, включая пособия по ведению работ, программное обеспечение, документацию и другие материалы, которую франчайзер передает франчайзи. Наличие франшизы позволяет последнему работать достаточно эффективно, даже при отсутствии предварительного опыта и знаний в соответствующей сфере бизнеса.[8]
Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию и имидж, а поэтому большинство конечных потребителей идентифицирует его по своему фирменному стилю и особенностям работы с франчайзером.
Именно поэтому для успешного ведения бизнеса и недопущения негативного воздействия на общий имидж и рыночную репутацию франчайзинговой сети франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и регулирует определенные аспекты его деятельности. При этом не нарушается экономическая и юридическая самостоятельность франчайзи. В целом, во франчайзинговом соглашении оговариваются обязанности как франчайзера, так и франчайзи (см. таблицу 2)
Таблица 2
Обязанности франчайзера и франчайзи
Обязанности франчайзера | Обязанности франчайзи |
1. Передача прав на использование торговой марки | 1. Выплата первоначального и регулярных взносов |
2. Разработка единой документации и передача пакетов документов, включая описания ноу-хау, технологий ведения бизнеса, производственных стандартов и секретов; | 2. Соблюдение стандартов и технологий франчайзера |
3. Обеспечение постоянной поддержки на этапе открытия бизнеса (поиск места расположения, осуществления маркетинговых исследований, покупка и аренда земельных участков, строительство и аренда зданий, оснащение помещений, разработка концепции и архитектурного решения, консультация по оформлению франшизной точки, проведение промоакций, помощь в подборе персонала и его обучении и т.д | 3. Приобретение или аренда оборудования, соответствующего стандартам ведения бизнеса франчайзера |
4. Обеспечение постоянной поддержки франчайзи, включая повышение квалификации, поддержку в управлении, проведение рекламной политики и предоставление оперативных услуг по требованию франчайзера. | 4. Обеспечение соответствия качества производимых на основании соглашения товаров, выполняемых работ или услуг уровню качества, предоставляемого непосредственно самим франчайзером или стандартам качества, определенным им |
5. Заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках сырья и оборудования на более выгодных условиях. | 5. Предоставление клиентам всех дополнительных услуг, на которые они могли бы рассчитывать со стороны непосредственно франчайзера |
6. Проведение регулярного контроля качества работы франчайзи | 6. Информирование клиентов наиболее очевидным способом об использовании фирменного наименования и товарного знака или других способов индивидуализации компании-франчайзера в рамках франчайзингового соглашения |
7. Неразглашение секретов производства франчайзера и другой полученной от него информации конфиденциального характера | |
8. Предоставление субфранчайзинга, если это предусматривается по франчайзинговому соглашению | |
9. Выполнение разработанных франчайзером программ развития бизнеса |
Для успешного взаимодействия франчайзера и франчайзи необходимо выполнение ряда условий.
Франчайзи должен выполнить следующие условия:
полностью принять точку зрения франчайзора, его цели и ценности в данном бизнесе;
доверять и уважать франчайзора и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзора к себе;
принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они не подлежат никаким изменениям или дополнениям;
стремиться работать и общаться с франчайзором;
связать себя определенными обязательствами с бизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена;
следовать операционным процедурам и стандартам, установленным франчайзором;
стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзора) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.
Любой заинтересованный в покупке франшизы должен решить, являются ли для него приемлемыми такие взаимоотношения. Франчайзор берет на себя обязательства по отношению к франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи.
Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:
Прямой франчайзинг. Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи.
Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны.
Еще одно условие успешного осуществления франчайзинговых отношений это цена франшизы. Общая цена франшизы включает следующие виды платежей:
начальная плата (паушальный взнос) за получение лицензии на использование торговой марки и других объектов интеллектуальной собственности франчайзера. Составляет 510% от совокупной стоимости создания одной франшизной точки;
периодические (как правило, ежемесячные или еженедельные) отчисления (роялти, сервисная плата) – в процентах от валового дохода (прибыли, оборота) или в абсолютном денежном выражении за использование товарного знака, ноу-хау, технологий, а также за предоставляемую франчайзером техническую и информационную поддержку, обучение и консалтинг;
плата за рекламу – платежи в общий рекламный фонд франшизной системы (отдельная строка бюджета франчайзи или элемент платежей роялти);
дополнительные платежи за услуги франчайзера, не предусмотренные франчайзинговым соглашением.
По данным Международной ассоциации франчайзинга, начальная плата для большинства франчайзеров находится в диапазоне от $20000 до $28000. Периодические же платежи франчайзи в среднем варьируются от 3% до 6% от объема продаж.
Эксперты рекомендуют акцентировать внимание на величине совокупных затрат, необходимых для открытия франшизной точки. Для большинства франчайзинговых сетей мира этот показатель находится в диапазоне от $20 000 до $1 000 000, в зависимости от типа франшизы, сферы бизнеса, прав на недвижимость и земельный участок (аренда или приобретение в собственность).
Основным условием существования франчайзинга является взаимовыгодность как для франчайзера (франчайзодавця), так и для франчайзы (франчайзоотримувача).
По мнению президента Международной ассоциации франчайзинга, использования франшиз имеет тройные преимущества: «Лицензиар выигрывает потому, что закладывает крепкий фундамент для своей компании. Лицензиат выигрывает потому, что может воспользоваться проверенными экономическими методами лицензий. А широкая общественность выигрывает от того, что она без перебоев получает товары и услуги»[9]
Выводы по первой главе
Рассмотрев теоретико – методологические основы франчайзинга и эволюцию данных отношений можно заключить:
1. Франчайзинг явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития С момента возникновения франчайзинг распространился по всему миру, и теперь на разных стадиях развития он действует в 140 странах.
2. Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.
3. В процессе своей эволюции франчайзинг прошел через два основных этапа. На первом этапе франчайзи пользовался лишь торговой маркой франчайзера для перепродажи товаров, купленных им у франчайзера. На втором этапе договорные отношения по системе «бизнес-формат» получили распространение практически во всех сферах экономики.
4. Франчайзинг как экономическая категория основан на системе отношений, закрепленных системой договоров, которая объединяет экономически независимых предпринимателей.
5. Основным условием существования франчайзинга является взаимовыгодность как для франчайзера (франчайзодавця), так и для франчайзы (франчайзоотримувача).
Ритейл – это сеть розничных торговых точек. В более широком смысле ритейл – это тщательно продуманная работа с массовым клиентом, нацеленная на завоевание его лояльности.
По разным оценкам, доля сетевых продуктовых магазинов составляет около 30% розничного продуктового ритейла, а в городах миллионниках превышает 40-50%. Тенденции в развитии торговых сетей являются определяющими для всей розничной торговли Российской Федерации. В России на продукты питания россияне тратят до 46% своего располагаемого дохода. Для сравнения: французы тратят на продукты питания 34% своего бюджета, а немцы – 27%.
В России сетевой ритейл занимает не более 15% продовольственного рынка. В то же время в Португалии его доля составляет 17%, в Испании – 39%, в Италии – 57%, а во Франции – до 84%[10](см. рис. 3)
Рис.3. Сетевой ритейл продовольственного рынка
На рынке продовольственного ритейла в настоящее время сложилась ситуация, благоприятствующая развитию франчайзинговых схем. Несмотря на спад в российской экономике, повлекший за собой рост безработицы и снижение доходов населения снижение продаж продовольственных товаров было не столь сильным и составило 2,5%, по данным Росстата[11]
Согласно статистическим данным, представленным Российской ассоциацией франчайзинга, Россия находится на одном из первых мест в мире по темпам развития франчайзинга, а на розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами приходилось 46% от общего числа франчайзеров. Продуктовый ритейл лидирует по количеству франчайзинговых магазинов – около 25% от общего количества франчайзи в России.
Информация о работе Роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике