Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:03, дипломная работа
Цель исследования определить роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике.
Объектом исследования является система франчайзинга как процесс взаимодействия крупного и малого бизнеса.
Предметом исследования является роль системы франчайзинга в совре-менной рыночной экономике.
Введение
Глава 1. Теоретико-методолические основы франчайзинга
1.1. Сущность и исторические особенности развития франчайзинга
1.2. Франчайзинг как экономическая категория
1.3. Основные условия франчайзинга: международный опыт
Глава 2. Анализ использования франчайзинга продовольственных сетей в России
2.1. Современное состояние франчайзинга на рынке продовольственного ритейла в России
2.2. Оценка эффективности франчайзинга ОАО Торгового дома «Копейка»
2.3. Проблемы франчайзинга продовольственных сетей
Глава 3. Перспективы развития российского франчайзинга
3.1. Усовершенствование методов внедрения франчайзинга в современных условиях российского рынка
3.2. Перспективы развития франчайзинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
Другой составляющей проблемы информационного вакуума в нашей стране является закрытость данных о компаниях - франчайзерах и франчайзи. Это связано с российской спецификой ведения бизнеса, отличающейся непрозрачностью и замкнутостью. Франчайзингу как раз необходима открытость отношений франчайзи и франчайзера, партнерский способ построения отношений, основанный на доверии. Именно поэтому основное значение в законодательной базе по франчайзингу таких стран, как США, Франция, Австралия, Бельгия, Бразилия, Индонезия, Испания, Канада и др., уделено необходимости предоставления в предконтрактный период субъектами франчайзинга всеобъемлющей информации о своем бизнесе. За нарушение данного положения предусмотрены жесткие санкции, вплоть до уголовной ответственности.
Отсутствие в нормативно-правовых документах положения о необходимости предоставления контрагентами в договоре франчайзинга информации о своем бизнесе в предконтрактном периоде также может привести к ряду проблем:
наличие значительного числа действующих франчайзеров, не имеющих отработанных успешных технологий;
существование компаний-франчайзеров, осуществляющих исключительно сбор роялти, не предоставляя ничего взамен;
наличие фирм-франчайзи, ищущих способ выхода из сложной финансовой ситуации путем заключения договора франчайзинга.
Следующим важным фактором, ограничивающим развитие коммерческой концессии в России, является нежелание российских франчайзи выплачивать роялти в силу нематериальности получаемых услуг.
Как показывает анализ практики работы отечественных франчайзинговых структур, большинство российских франчайзеров не желают предоставлять франчайзи собственные бизнес-технологии в полном объеме, что ведет к нарушению устойчивости бизнеса франчайзи и ухудшению показателей его работы.
Таким образом, основные проблемы сдерживания развития франчайзинга, в частности, в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения (см. рис. 6)
Рис. 6. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга
Рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми.
Выводы по второй главе
Проведя анализ использования франчайзинга на рынке продовольственного ритейла в России можно заключить:
1. Россия находится на одном из первых мест в мире по темпам развития франчайзинга. Продуктовый ритейл лидирует по количеству франчайзинговых магазинов – около 25% от общего количества франчайзи в России.
2. Франчайзинговые фирмы являются наиболее устойчивыми и выживаемыми. Система франчайзинга оказывается взаимовыгодной для двух сторон. Для франчайзера: эффективное средство роста, не требующее вложений средств. Для франчайзи: гарантия «выживания» бизнеса.
3. ОАО «ТД «Копейка»» на сегодняшний день является одним из крупнейших операторов розничной торговли на российском рынке. Особенностью франчайзинга «Копейки» является возможность продажи франшизы, в том числе и на открытие единичного магазина. Эта сеть использует «жесткую» систему товародвижения и формирования товарного ассортимента, которая предполагает полное повторение у франчайзи общей технологии работы сети.
4. Оценка эффективности инвестиционного проекта по созданию магазина «Копейка» на условиях франчайзинга показала, что данный проект является не только экономически целесообразным, но и эффективным.
5. Существуют проблемы развития регионального франчайзинга: неизвестность столичных брэндов сетевых компаний и товарный ассортимент.
6. Отсутствие в России нормативно-правовой базы, способствующей развитию коммерческой концессии, является проблемой законодательного характера.
7. Фактором, затрудняющим развитие франчайзинга, является наличие информационного вакуума: закрытость данных о компаниях - франчайзерах и франчайзи.
Взаимосвязь экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных проблем франчайзинга, говорит о том их решение возможно только в комплексе, когда решение одной проблемы связано с необходимостью решения других.
Экономические проблемы франчайзинга
Последнее десятилетие, в котором началось ускоренное развитие российского франчайзинга, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. Учитывая, что многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.
Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим.
Франчайзи должны запланировать траты не только на открытие точки, но и на ее поддержание до того момента, пока бизнес не начнет приносить прибыль. Он должен составить бюджет своего бизнеса. Движения денежных средства на год (иногда и больше) до начала получения прибыли . Этот механизм поможет выбрать наиболее подходящий бизнес и избежать предсказуемых финансовых потерь.
На рынке есть целый ряд механизмов, как привлечь средства до начала работы по франшизе:
собственные накопления, частные займы у знакомых и родственников. На рынке представлены недорогие франшизы, однако, при входе в молодой недорогой бренд, предприниматель зачастую увеличивает свои риски;
кредит для малого бизнеса, но важно помнить, что многие бизнесы по франшизе не рассчитаны на кредитные средства при процентах, принятых в российских банках;
кредит на неотложные нужны. Этот вид кредита не предполагает использования его для ведения бизнеса, но сотрудники банков зачастую указывают на возможность прокредитоваться именно таким образом при открытии небольшого бизнеса;
государственная субсидии на открытие бизнеса. В территориальное отделение по поддержке малого предпринимательства можно подать документы на субсидию и получить до 350 тысяч рублей при условии, что франчайзи вложит в бизнес не менее полученной от государства суммы;
новые способы работы франчайзеров. Ряд сетей (товарные франшизы) на данный момент начали оптимизировать расходы франчайзи, используя банковские гарантии и другие механизмы при предоставлении товара. Работая с такими сетями, франчайзи получает товара больше, чем фактически оплачивает;
новые продукты финансовых институтов. На рынке стали появляться банки, тестирующие новые продукты для финансирования открытия точек по франшизам. В ближайшем будущем такая практика будет расширяться;
частное соинвестирование. Возможное финансирование бизнеса частным лицом по франшизе, при этом тот, кто финансирует становится совладельцем бизнеса.
Организационно-правовые проблемы
Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее время концентрируются в области права. Это вызвано тем, что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.
Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство.
Ими необходимо достичь следующих целей:
Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.
Все три цели тесно связаны между собой.
Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, в которую должны входить:
Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России;
Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации";
законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения;
Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.
В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.
В Гражданский кодекс РФ необходимо:
ввести понятие и определение франчайзинга;
сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).
Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
Федеральный закон РФ «О франчайзинге в Российской Федерации» должен развить основные положения ГК РФ и включать:
основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции», но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.
В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.
В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.
Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения.
Социально-психологические проблемы
Экономические и организационные проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но в не меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы.
Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных.
Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране является традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. Франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. Необходима работа, которая будет подкреплена правовыми и экономическими методами. Причем уважение к чужой интеллектуальной
собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами.
Еще одной очень существенной социально-психологической проблемой франчайзинга является боязнь предпринимателей, потенциальных франчайзи, «потерять свое лицо». Вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.
Информация о работе Роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике