Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:03, дипломная работа
Цель исследования определить роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике.
Объектом исследования является система франчайзинга как процесс взаимодействия крупного и малого бизнеса.
Предметом исследования является роль системы франчайзинга в совре-менной рыночной экономике.
Введение
Глава 1. Теоретико-методолические основы франчайзинга
1.1. Сущность и исторические особенности развития франчайзинга
1.2. Франчайзинг как экономическая категория
1.3. Основные условия франчайзинга: международный опыт
Глава 2. Анализ использования франчайзинга продовольственных сетей в России
2.1. Современное состояние франчайзинга на рынке продовольственного ритейла в России
2.2. Оценка эффективности франчайзинга ОАО Торгового дома «Копейка»
2.3. Проблемы франчайзинга продовольственных сетей
Глава 3. Перспективы развития российского франчайзинга
3.1. Усовершенствование методов внедрения франчайзинга в современных условиях российского рынка
3.2. Перспективы развития франчайзинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
Расчет инвестиций в оборотные средства для франчайзи является ключевым вопросом. Формирует ассортимент товара и осуществляет его заказ сетевая компания на основе маркетинговых исследований местного рынка.
По оценкам «ТД «Копейка»» при площади 50 м² закупка на квартал потребует порядка 100 млн. р. Таким образом, сумма денежных средств для закупки товара на полгода составит при торговой площади 300 м² – 600 млн. р..
Франчайзи также выплачивает в соответствии с договором фрайчайзинга вознаграждение за пользование комплексом исключительных прав выплачивается в форме фиксированного разового (паушального) платежа в размере 777 620 руб в течение двух месяцев с момента подписания договора.
Исходя из выше изложенного инвестиционные расходы франчайзи для создания магазина на условиях франчайзинга включают инвестиции в подготовку помещения магазина и закупку оборудования в размере 214737,9 млн р.; и паушальный платеж франчайзеру в размере 1,55 млн. руб. Общая сумма инвестиций –214739,45 млн р.
Необходимо также рассчитать прирост текущих затрат на организацию розничной торговли, которые включают затраты на приобретение товарно-материальные ценности, такие как канцелярские товары (для офиса, склада, торгового зала), отдельные предметы для уборки помещений и т.д.; затраты на заработную плату с начислениями; амортизационные отчисления, и прочие расходы (см. таблицу 8).
Таблица 8
Расчет текущих затрат
Вид затрат | Сумма, тыс. р. |
Материальные затраты | 8000,0 |
Заработная плата (в соответствии со штатным расписанием) | 21000,0 |
Отчисления на социальные нужды | 7350,0 |
Амортизационные отчисления | 21987,8 |
Прочие расходы | 25000,0 |
Итого | 83337,8 |
Планируемый товарооборот в месяц с 1 м² торговой площади будет составлять 750 тыс. р., так как площадь магазина составляет 410 м², то планируемый товарооборот в месяц составит 307,5 млн р. Необходимо отметить, что цену реализации товаров устанавливает «ТД «Копейка»» .
Результаты расчета чистой прибыли от реализации проекта в таблице 9
Таблица 9
Расчет чистой прибыли франчайзи
Показатель | Сумма за месяц, тыс. р. | Сумма за год, тыс. р. |
Товарооборот | 307500,0 | 3690000,0 |
Налоги и отчисления с выручки (налог с продаж – 15%, НДС – 18%) | 62924,0 | 755088,0 |
Себестоимость товаров | 85996,0 | 1031952,0 |
Валовая прибыль | 135500,0 | 1626000,0 |
Текущие издержки | 83337,8 |
|
Прибыль | 52162,2 | 625946,4 |
Налоги из прибыли (отчисления единым платежом – 1%, налог на прибыль – 24%) | 12915,4 | 154984,4 |
Чистая прибыль | 39246,8 | 470962,0 |
Оценку эффективности инвестиционного проекта по созданию магазина на условиях франчайзинга будем осуществлять на основе расчета следующих показателей:
чистая дисконтированная стоимость (ЧДД);
срок окупаемости инвестиций (ТОК);
индекс доходности (Ид).
При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо осуществить приведение затрат и результатов, полученных в разные периоды времени, к расчетному году с помощью коэффициента дисконтирования.
При расчете коэффициента используется норма дисконта в размере 18%.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) – представляет собой разность между приведенной суммой поступлений (результатов) () и суммой приведенных затрат (инвестиций) () за расчетный период. Результаты расчета чистого дисконтированного дохода представлены в таблице 10.
Как видно, инвестиции окупаются на второй год, чистый дисконтированный доход за четыре года реализации проекта составит 1032012940 р.
Индекс доходности рассчитывается путем деления чистого дисконтированного дохода за расчетный период на суммарные инвестиции и равен для данного проекта 1,9.
На основании полученных показателей можно сделать вывод, что создание магазина «Копейка» на условиях франчайзинга для франчайзи , является не только экономически целесообразным, но и эффективным.
Таблица 10
Расчет чистого дисконтированного дохода
Показатель, тыс. р. | Год | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
Результат |
| ||||
Чистая прибыль | 470962 | 470962 | 470962 | 470962 | |
Амортизационные отчисления | 21987,8 | 21987,8 | 21987,8 | 21987,8 | |
Общая сумма дохода | 492949,8 | 492949,8 | 492949,8 | 492949,8 | |
Доход с учетом фактора времени | 492949,8 | 417750,3 | 354026,7 | 300024,04 | |
Затраты |
| ||||
Инвестиции в подготовку магазина | 118297,3 | - | - | - | |
Инвестиции в оборудование | 96440,6 | - | - | - | |
Инвестиции в оборотный капитал | 318000 |
|
|
| |
Всего инвестиций | 532737,9 |
|
|
| |
Инвестиции с учетом фактора времени | 532737,9 |
|
|
| |
ЧДД по годам | -39788,1 | 417750,3 | 354026,7 | 300024,04 | |
ЧДД нарастающим итогом | -39788,1 | 377962,2 | 731988,9 | 1032012,9 | |
Коэффициент дисконтирования | 1 | 0,84745 | 0,71818 | 0,60863 |
В нашем исследовании мы рассматриваем вариант открытия франчайзингового магазина «Копейка» на освоенной территории в г. Москве. В этом случае новый франчайзинговый магазин вливается в «семью» уже известной сети ОАО «ТД «Копейка»» в столице. Для быстрого и успешного развития регионального франчайзинга продовольственных сетей существуют несколько проблем.
Первая проблема – неизвестность столичных брэндов сетевых компаний. «Клонирование» московских технологий не приносит успеха в регионах: практически все риэлторские операции на региональном уровне имеют свою специфику.
Когда региональный инвестор приобретает пакет франшизы, он должен отдавать себе отчет в том, что на его плечи ляжет раскрутка брэнда сети в регионе. По условиям франчайзинговых договоров обычно сетевая компания организует рекламу и продвижение на национальном уровне, в франчайзи – на местном. Учитывая необходимость специальных программ по продвижению магазинов в регионе, целесообразнее разделить эти затраты между сетевой компанией и франчайзи. Кроме того, этот факт снижает привлекательность франшизы продовольственных сетей для региональных инвесторов и может служить поводом для переговоров о снижении стоимости пакета франшизы
Вторая проблема – товарный ассортимент. Жители региона привержены, как правило, местным маркам и настороженно относятся к незнакомым продуктам. Партнеры, способные создать сеть (или уже ее имеющие) из нескольких десятков региональных магазинов, практически всегда обладают налаженной системой поставок продукции, сетевая компания может ограничиться лишь обеспечением регионального франчайзи брэндами сети и, возможно, магистральными брэндами. Получается, что пакет франшизы, которые сети могут предложить в регионах, представляет собой «урезанный» вариант, предполагающий вложение значительных средств и усилий и со стороны франчайзи для обеспечения необходимого товарного ассортимента.
Несмотря на довольно длительный период фрагментарного использования на российском рынке, франчайзинг по-прежнему остается для большинства отечественных компаний явлением относительно новым, использование которого, помимо административного аспекта, затрудняется рядом факторов.
Основным из них является законодательный фактор, а именно отсутствие в России нормативно-правовой базы, способствующей развитию коммерческой концессии. Основу франчайзингового законодательства составляет гл. 54 ГК РФ «Коммерческая концессия».
Основными недостатками данной главы, по мнению специалистов, являются:
установление ст. 1037 ГК РФ возможности одной из сторон договора франчайзинга прекратить его действие простым извещением контрагента не менее чем за полгода до предполагаемой даты расторжения;
возможность пролонгации договора франчайзинга, срок которого истек на прежних условиях, закрепленная ст. 1035 ГК РФ;
необходимость регистрации договоров франчайзинга органом, осуществившим регистрацию правообладателя (данное положение установлено ст. 1028 ГК РФ);
субсидиарная ответственность субъектов договора коммерческой концессии, установленная ст. 1034 ГК РФ;
сохранение договора коммерческой концессии в силе при перемене сторон, закрепленное ст. 1038 ГК РФ.
Недостаточный уровень поддержки субъектов франчайзинга со стороны финансовых организаций является еще одним фактором, затрудняющим развитие франчайзинга в России. Основной проблемой развития субъектов франчайзинга по механизму коммерческой концессии является невозможность получения в банке кредитных ресурсов, а также незаинтересованность самих коммерческих банков в разработке и применении схем кредитования субъектов франчайзинга.
Российские коммерческие банки оставили также без внимания большой спектр услуг, предоставляемых коммерческими банками субъектам франчайзинга за рубежом: консалтинг информационного характера, заключающийся в предоставлении потенциальным и действующим франчайзи детальной информации о рынке коммерческой концессии; проведение комплексного анализа финансовых и юридических аспектов проектов франчайзеров и франчайзи по экспансии их компаний (как трансграничной, так и внутристрановой); консалтинг и координацию деятельности франчайзи в области разработки и предоставления бизнес-плана компании как для банка, так и для компании-франчайзера; оказание посреднических услуг в области установления контактов между франчайзером и потенциальными франчайзи; консалтинг юридического характера в области законодательства в сфере коммерческой концессии, параметров франчайзингового договора, договора франчайзи с поставщиками оборотных средств и иных оформляемых документально правоотношений; проведение тренинговых и образовательных программ в области коммерческой концессии; постановку, контроль и оптимизацию системы регулярного менеджмента во франчайзинговых компаниях.
Еще одним значительным фактором, затрудняющим развитие франчайзинга, является наличие информационного вакуума в области таких аспектов коммерческой концессии, как стратегическое развитие компаний с использованием механизма франчайзинга, юридические и микроэкономические тонкости перехода всей компании или отдельных направлений бизнеса на «франчайзинговые рельсы», минимизация влияния законодательных «погрешностей», касающихся льготного предпринимательства.
Информация о работе Роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике