Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:03, дипломная работа
Цель исследования определить роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике.
Объектом исследования является система франчайзинга как процесс взаимодействия крупного и малого бизнеса.
Предметом исследования является роль системы франчайзинга в совре-менной рыночной экономике.
Введение
Глава 1. Теоретико-методолические основы франчайзинга
1.1. Сущность и исторические особенности развития франчайзинга
1.2. Франчайзинг как экономическая категория
1.3. Основные условия франчайзинга: международный опыт
Глава 2. Анализ использования франчайзинга продовольственных сетей в России
2.1. Современное состояние франчайзинга на рынке продовольственного ритейла в России
2.2. Оценка эффективности франчайзинга ОАО Торгового дома «Копейка»
2.3. Проблемы франчайзинга продовольственных сетей
Глава 3. Перспективы развития российского франчайзинга
3.1. Усовершенствование методов внедрения франчайзинга в современных условиях российского рынка
3.2. Перспективы развития франчайзинга в России
Заключение
Список литературы
Приложение
Механизмом разрешения социально-психологических проблем является образование. Большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Решение этих проблем достаточно просто: необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга.
Эта система может иметь два направления:
широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента;
узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга.
Эти два направления должны дополнять друг друга.
Широкое образовательное направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных центров, которые должны быть расположены по всей территории России. В этих центрах будут проходить обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников.
Узкое направление связано с развитием управленческого консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие проблемы франчайзинга, но и отдельные разделы. Особенно важны: правовые аспекты франчайзинга; взаимодействие франчайзера и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала.
Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.
Интерес со стороны физических лиц - потенциальных предпринимателей, будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг.
По имеющимся данным, население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых велик удельный вес франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных напитков, аренда квартир.
Помимо рассмотренной торговой сети ОАО «ТД «Копейка»», разработкой программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты такие компании, как «Юнилэнд» (торговые сети «Дикси», «Мегамарт», «Юнисам»), «Пятерочка» (крупный акционер - Европейский банк реконструкции и развития), «Перекресток», «Ароматный Мир».
Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются сбытовыми подразделениями нефтяных компаний.
Продолжая анализировать использование коммерческой концессии российскими компаниями, следует отметить продолжающуюся экспансию франчайзинговых фирм, работающих в сегменте фаст-фуд. Наиболее крупными субъектами данного сегмента рынка являются: «Сабвей» (вторая компания в мире по количеству франчайзинговых единиц и первая в США), «РосИнтер», «Русское бистро», «Пицца-хат». По свидетельству специалистов, в ближайшие 2-3 года ожидается увеличение платежеспособного спроса населения в сегменте фаст-фуд, сокращение периода окупаемости заведений такого рода (по сравнению с существующим), а также снижение стоимости франшиз, вызванное главным образом уменьшением масштабов компаний-франчайзи.
Помимо вышеизложенных сфер, ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности: услуги в области спорта и здоровья; розничная реализация товаров длительного пользования; услуги в сфере информационных технологий; гостиничный бизнес; туристический бизнес; услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.
По мнению специалистов, в ближайшее время ряд компаний будет развивать франчайзинговое направление деятельности в других регионах, привлекательных для такой деятельности: Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Тольятти, Перми, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Иркутске, Черноморском побережье Краснодарского края.
Франчайзинг будет способствовать уменьшению уровня дефрагментарности развития экономики страны и изменению структуры ВВП России, а именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.
Рассмотрев роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике, его теоретико – методологическую основу и проведя анализ использования франчайзинга на рынке продовольственного ритейла в России можно заключить, что франчайзинг явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. С момента возникновения франчайзинг распространился по всему миру, и теперь на разных стадиях развития он действует в 140 странах.
Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта. Основным условием существования франчайзинга является взаимовыгодность как для франчайзера (франчайзодавця), так и для франчайзы (франчайзоотримувача).
В процессе своей эволюции франчайзинг прошел через два основных этапа. На первом этапе франчайзи пользовался лишь торговой маркой франчайзера для перепродажи товаров, купленных им у франчайзера. На втором этапе договорные отношения по системе «бизнес-формат» получили распространение практически во всех сферах экономики.
В России наблюдается тенденции развития торговых сетей, это является определяющим для всей розничной торговли нашей страны. Россия находится на одном из первых мест в мире по темпам развития франчайзинга. Продуктовый ритейл лидирует по количеству франчайзинговых магазинов – около 25% от общего количества франчайзи в России.
Одним из крупнейших операторов розничной торговли на российском рынке сегодня является ОАО «ТД «Копейка»». Особенностью франчайзинга «Копейки» является возможность продажи франшизы, в том числе и на открытие единичного магазина. Эта сеть использует «жесткую» систему товародвижения и формирования товарного ассортимента, которая предполагает полное повторение у франчайзи общей технологии работы сети.
Оценка эффективности инвестиционного проекта по созданию магазина «Копейка» на условиях франчайзинга показала, что данный проект является не только экономически целесообразным, но и эффективным.
Следует заметить, хотя для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности, в тоже время для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.
Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.
Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.
Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.
Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.
Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в столице, но и по всей России.
По мнению специалистов франчайзинг будет способствовать уменьшению уровня дефрагментарности развития экономики страны и изменению структуры ВВП России, а именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.01.2007 №5-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410.
2. Авилов Г.Е. Коммерческая концессия (глава54) / Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2006.
3. Ахматова Г. Франчайзинг как метод маркетинга товаров и услуг.//Право и предпринимательство – 2005.
4. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса: (Организация, технология, методы, аспекты). Практическое пособие для предпринимателей. - Тольятти: Дока-Пресс, 2004.
5. Герчикова И.Н., Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. 2-е изд. Перераб. и дополн. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
6. Говердовская О. Призрак гамбургера бродит по России//Русский фокус – 2005
7. Гражданское право: Учебник. Т.2. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
8. Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильева – М.: Международные отношения, 2010.
9. Дельтей Ж. Франчайзинг / Пер. с франц. под ред. В.И. Черенкова. – СПб.: Издательский Дом «НЕВА», 2010.
10. Земляков Д.Н., Макашев М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
11. Зима Н.Н., Шутилов Ф.В. Франчайзинг как элемент рыночной инфраструктуры.//Промсправка-
12. Зуева М., Демкова И. Франшиза: пропуск на рынок//«Свой бизнес» - 2003 - №1
13. Карих Е. Государство Франчайзинг// «Карьера» - 2008 - №10
14. Короленко. Франчайзинг: в бизнесе самостоятельно, но не в одиночку//Журнал «Финансовый директор». – 2007 – №2(6)
15. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2009.
16. Краснова В., Селиванова В. Почем полуфабрикат малой фирмы//Эксперт – 2008- №3
17. Леонов А., Деев В. Франчайзинг в России: перспективы развития//Журнал «Люди дела XXI». – 2009.
18. Майлер А. Франчайзинг как наиболее успешная система развития малого бизнеса в мире. Актуальные мировые тенденции франчайзинга. //Клуб Франчайзи. – 2010. - № 1
19. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу – М.:Сибли Интернэшнл, Инк., 2005.
20. Мюррей Я. Франчайзинг / Пер. с англ. к.э.н. К. Любимова. – СПб.: Питер, 2007.
21. Назаренко Е. преимущества и недостатки обслуживания франчайзинговых компаний коммерческими банками.// «Рынок Ценных Бумаг» - 2005
22. Новосельцев О.В. Оценка коммерческой концессии // Хозяйство и право. – 2009 - №3.
23. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Екатеринбург: Урал-Советы, 2003
24. Осетров А. Эффективная технология//Новости Торговли: Торговое оборудование – 2010 – №12
25. Путеводитель по франчайзингу в России при поддержке Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы // http://www.dmpmos.ru.
26. Руденко А. Все франчайзеры России//Свой бизнес - 2009 - №11
27. Рудашевский В.Д., Фурщик М.А. Оптимальная стратегия развития франчайзинговой системы//Экономика и математические методы.- М. - 2008. - Т. 34. - Вып. 2
28. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры.– М.: Сибли Интернэшнл, Инк., 2005.
29. Садиков и др. Комментарии к ГК Российской Федерации. – М.: Сибли Интернэшнл, Инк ,2008.
30. Современный словарь иностранных слов.- М.: Рус.яз., 2003
31. Соколов С. Работа под прикрытием//Континент Сибирь – 2005.
32. Сорокина Т. Франчайзинг в розничных сетях.//Управление компанией – 2010 - №8.
33. Сорокина Т. Франчайзинг продовольственных сетей: как не промахнуться с покупкой франшизы// Юнит-Консалтинг – 2006
34. Стэнворт Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе / Пер. с англ. под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009.
35. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. – М.: Дело, 2007.
36. Трохина А. Договор коммерческой концессии // Экономико-правовой бюллетень. – 2008 - №2.
37. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: Теория и практика применения. -М.: Волтерс Клувер, 2005.
38. Цират А.В. Франчайзинг и франчайзинговый договор: Учебн.-практ. пособие. – К.: Истина, 2009.
39. Черепанова Е.А. Франчайзинг в России: правовой аспект – Екатеринбург: ИД «Урал Юр Издат», 2005.
40. Что значит франчайзинг – www.forblog.ru/notes.php?id=
41. Шулус А., Быченко Н.Франчайзинговые формы предпринимательства. // Российский экономический журнал. – 2007. - № 7
42. Официальный сайт Российской Ассоциации Развития Франчайзинга – www.rarf.ru
43. Официальный сайт Франчайзингового Центра Малого Бизнеса (ФЦМБ) – www.fzmb.ru
44. Офицальный сайт Франчайзинг в мире и России- franchisinguniverse.ru/
45. Офицальный сайт маркетингового агентства Step-by-step www.step-by-step.ru
Информация о работе Роль и значение франчайзинга в современной рыночной экономике