Себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:02, контрольная работа

Описание

1.1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном значении. Особенности финансов как группы общественных отношений. Их функции.

Финансы – экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Они являются экономической категорией, выражающей реально существующие общественные отношения (финансовые отношения). Финансы возникают с появлением денег и государства. Деньги, выполняя функцию средства обращения, являются предпосылкой возникновения финансов.

Работа состоит из  1 файл

шпоры2006.docx

— 263.63 Кб (Скачать документ)

Коммерческие банки выполняют  важную роль в проведении операций со средствами государственного бюджета  и государственных внебюджетных фондов.

Банковская система  в целом и все ее элементы в  отдельности являются активными  участниками, субъектами финансово-правовых отношений:

1) между органами государства и элементами банковской системы (возникают при определении органами государственной власти места и роли банковской системы в финансовой системе государства (признание за банковской системой статуса финансовой правосубъектности).

Отношения между органами законодательной  и исполнительной власти и ЦБ РФ (ЦБ РФ выступает в качестве субъекта финансовых правоотношений при выполнении им обязанностей по проведению совместно  с Правительством РФ единой государственной  денежно-кредитной политики, операций с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами  субъектов РФ, перечислением в  федеральный бюджет части прибыли).

ЦБ РФ – субъект фин. правоотношений при возложении на него обязанностей по обслуживанию гос. долга РФ, при получении бюдж. средств на затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ.

Кредитные организации вступают в  финансово-правовые отношения с  органами Федерального казначейства при  осуществлении операций со средствами федерального бюджета (Указом Президента РФ от 12.05.1997 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» предусмотрено привлечение  коммерческих банков к обслуживанию счетов по учету доходов и средств  фед. бюджета).

2) внутри банковской системы между элементами разных уровней (между ЦБ РФ как государственным учреждением, наделенным государственно-властными полномочиями в финансово-кредитной сфере, и кредитными учреждениями).

Основные функции  кредитных организаций – обеспечение потребности хозяйствующих субъектов, в том числе государственных органов, в денежных средствах, предоставление кредитных ресурсов, сбережение и накопление денежных ресурсов, перемещение денежных средств.

Кредитные организации аккумулируют децентрализованные фонды денежных средств, являющиеся составной частью государственных финансов в целом. Исходя из значимости кредитных учреждений (как организаций, обеспечивающих функционирование публичной власти и государства), из значимости их основного инструмента  – денег, государственные органы наряду с гражданско-правовыми методами применяют императивный финансово-правовой метод.

Финансово-правовые отношения возникают  между ЦБ РФ и кредитными учреждениями по поводу определения статуса кредитных  учреждений как элемента фин. системы, лицензирования, установления обязательных нормативов деятельности, надзора за соблюдением банк. законодательства.);

3) между элементами банковской системы и хозяйствующими субъектами (возникают при возложении на ЦБ РФ и кредитные учреждения ряда функций государственных органов, связанных с обеспечением нормального функционирования финансовой системы в процессе деятельности хозяйствующих субъектов).

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  от 09.10.1992, а также п.14 Инструкции ЦБ РФ «О порядке обязательной продажи  предприятиями, объединениями, организациями  части валютной выручки через  уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке  РФ» от 29.06.1992 уполномоченные банки  являются агентами валютного контроля. (они наделены властными полномочиями – имеют право в императивном порядке депонировать %% валютной выручки  предприятий на спецсчете).

Деятельность комм. банка как  агента валютного контроля косвенно обеспечивает финансовую деятельность государства.

Коммерческие банки являются субъектами ФП, обладая правом валютного контроля предприятий, направленным на обеспечение  расходов государства.

Кроме того, коммерческие банки являются коллективными субъектами ФП в отношении  права установления предприятиям кассового  лимита и контроля за порядком ведения  кассовых операций. Данное право установлено  постановлением Президиума ВС РФ «О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного  обращения в РФ» от 13.01.1992.

Финансово-правовой характер банков (вовлеченность в процесс финансовой деятельности государства) обусловлен направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей.).

Две важные составляющие этих правоотношений:

1) обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;

2) отношения неразрывно связаны с деньгами (имуществом).

14.2. Понятие бюджетного процесса, его стадии и принципы. Краткая характеристика последних.

Бюджетный процесс – регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета.

Бюджетный процесс – регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов МСУ и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст.6 БК РФ). В этом определении не предусмотрены стадии составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Правовая основа бюджетного процесса – положения КРФ, БК РФ, НПА субъектов РФ и органов МСУ.

Бюджетный цикл – деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета об его исполнении (длится 3,5 года). Бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса.

Стадии бюджетного процесса – урегулированная нормами бюджетного права система элементов, каждый из которых (являясь подсистемой этого процесса) представлен в виде определенной деятельности участников бюджетного процесса.

Стадии бюджетного процесса:

  1. составление проекта бюджета;
  2. рассмотрение и утверждение бюджета;
  3. исполнение и заключение бюджета;
  4. составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Стадии бюджетного процесса строго последовательны (порядок не подлежит изменению). На каждой стадии решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время.

В основе бюджетного процесса лежат  принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

С принятием БК РФ для всей бюджетной  системы предусмотрены общие  принципы, они присущи и бюджетному процессу (некоторые из них имеют  в бюджетном процессе свою интерпретацию) (бюджетному процессу присущи также  особенные принципы).

Принципы бюджетного процесса:

1) последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (проект бюджета составляют исполнительные органы, закон или решение о бюджете принимают представительные органы, исполняют бюджет исполнительные органы);

2) ежегодности бюджета (включает обязательное принятие бюджета до начала планируемого года – обеспечивает прозрачность бюджетной деятельности и возможность осуществления бюджетного контроля за потоками бюджетных средств, а также дает возможность точно выявить тенденции рыночного развития, учесть изменения в темпах роста производства, ВВП, национального дохода);

ВВП – обобщающий макроэкономический показатель, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта, созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.

3) публичности и гласности (проект бюджета до его принятия широко обсуждается представительными органами и общественностью, принятый бюджет публикуется в печати, исполнительные органы отчитываются перед представительными органами об исполнении бюджета – обеспечивает прозрачность бюджетной деятельности);

4) специализации бюджетных показателей (в основе составления и исполнения бюджета – бюджетная классификация, предполагающая группировку всех доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, и группировку расходов – по целевому назначению, направлениям деятельности).

Билет № 15

15.1. Понятие финансового контроля как предметы финансового права. Его задачи, направления, пути совершенствования.

Финансовый  контроль (ФК) – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов МСУ в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. ФК –важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные  задачи ФК:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами МСУ организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хоз. ведении или оперативном управлении;
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявлении внутренних резервов производства;
  • устранении и предупреждении нарушений фин. дисциплины.

Информация о работе Себестоимость продукции