Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:02, контрольная работа
1.1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном значении. Особенности финансов как группы общественных отношений. Их функции.
Финансы – экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Они являются экономической категорией, выражающей реально существующие общественные отношения (финансовые отношения). Финансы возникают с появлением денег и государства. Деньги, выполняя функцию средства обращения, являются предпосылкой возникновения финансов.
Органы исполнительной власти обязаны
представить органам
Основные положения
Федеральному Собранию КРФ отводит существенную роль в организационно-правовом обеспечении государственного ФК (к ведению ГД и СФ относятся вопросы формирования руководящего звена главных контрольных и надзорных органов страны; для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета СФ и ГД образуют Счетную палату).
Финансовый
контроль в системе органов
Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ (все вопросы финансового контроля в рамках исполнительной власти входят в компетенцию Правительства РФ). Все последующее нормативное регулирование финансового контроля исполнительной власти регулируется на уровне подзаконных актов.
Административная реформа 2004 года изменила структуру Правительства РФ и всей системы федеральных органов исполнительной власти. Произошло существенное перераспределение их функций и полномочий.
В компетенцию федеральных
Функции по контролю и надзору – действия по контролю и надзору за исполнением установленных законодательством общеобязательных правил поведения – входят в компетенцию федеральных служб (в ходе реализации этих функций допускается издание индивидуальных правовых актов, но они не вправе осуществлять общеобязательное правовое регулирование).
Правоприменительная функция составляет компетенцию федеральных агентств (предполагает издание индивидуальных правовых актов, но они не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование и функции по контролю и надзору в установленной сфере).
11.2. Понятие денежной системы РФ. Правовые основы и принципы организации денежного обращения.
ФЗ от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности".
Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.
В РФ денежная система включает в себя:
Денежное обращение – движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. В соответствии с гл. VI ФЗ от 10.07.2002 "О ЦБ РФ" официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ РФ, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей. Банкноты и монеты ЦБ РФ не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.
Деньги, прежде всего, являются средством платежа (расчетов) по товарным и нетоварным (налоги, штрафы и т.п.) операциям.
Деньги являются мощным регулятором экономических и неэкономических отношений.
Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения РФ (см. п. «ж» ст. 71 Конституции РФ). Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.
Нормы ФП детально фиксируют организацию денежной системы РФ. Кроме того, с помощью норм ФП — о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.
Нормы ГП регулируют вопросы права собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.
Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.
Наконец, нормы УП предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетничество — изготовление или сбыт поддельных денег). В УК РФ, вступившем в действие с 01.01.1997, впервые введена ответственность за «Злоупотребление при выпуске ц/б (эмиссии)» (ст. 185 УК РФ).
Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в ФЗ «О ЦБ РФ (ЦБ РФ)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в ФЗ «О банках и банковской деятельности», в ГК РФ и в некоторых других законодательных актах РФ.
Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и другие), регулируются нормативными актами ЦБ РФ, издаваемыми на основе законодательства.
12.1. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения.
Финансовые правоотношения (ФПО) – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
ФПО отличаются тем, что они:
возникают в процессе финансовой деятельности государства;
Субъект ФП – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений.
Субъекты ФП и ФПО:
1) Государство (становится субъектом ФПО, когда регулирует финансовые отношения между РФ и субъектами РФ, между ними и органами МСУ). В ФПО государство выступает в лице высших и местных органов власти, в лице специальных управомоченных финансовых органов.
2) Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании (субъектами в этих ФПО выступают распорядители бюджетных средств, несущие ответственность за правильное и обоснованное составление сметы, лежащей в основе всего бюджетного планирования, правильное расходование бюджетных средств исходя из фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов).
3) Физические и юридические лица (их основной признак правосубъектности в ФПО – наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории РФ); дополнительные признаки (возраст, гражданское состояние, гражданство)).
Субъектами ФПО наряду с гражданами РФ могут быть иностранцы и лица без гражданства, проживающие и работающие в РФ или имеющие на территории РФ разрешенные законом источники дохода.
12.2. Система налогов и сборов: понятие, состав, основания и значение их классификации. Направления ее совершенствования.
Основные положения о налогах закреплены в Статье 57 КРФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (Статья 8 НК РФ)