2) По характеру воздействия на участников
ФПО:
- обязывающие – регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия;
- запрещающие – регулируют пассивное поведение субъектов и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность;
- уполномочивающие – содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме, – в них содержатся дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы, исходя из общих правовых принципов.
Специфические
особенности ФПН – выполняют в государстве присущие
только им распределительную, контрольную
и стимулирующую функции (как и финансы).
Функции ФПН:
- Распределительная – ФПН должны конструироваться так, чтобы служить не только аккумуляции средств в фондах денежных средств и их перераспределению, но и содействовать развитию экономики и социальных процессов в государстве.
- Регулирующая – ФПН регулируют финансовую деятельность (в государстве постоянно осуществляются и проявляются прямые и обратные связи с помощью денег и одновременно глобальный финансовый контроль – контроль рублем, а также финансовый мониторинг).
- Стимулирующая – основные доходы бюджета – налоги (налоговая норма должна быть составлена так, чтобы регулировать перераспределение финансовых ресурсов государства, а также стимулировать развитие производства).
10.2. Понятие
налогового правонарушения. Формы вины.
Обстоятельства, исключающие вину лица
в совершении налогового правонарушения.
Налоговое
правонарушение (НП) – виновно совершенное противоправное
деяние (действие или бездействие) налогоплательщика,
налогового агента и иных лиц, за которое
НК РФ установлена ответственность (Статья106
НК РФ).
Формы вины
при совершении НП (ст.110 НК РФ):
- Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
- Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало или сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
- Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) или вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
- Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц или ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Обстоятельства,
исключающие вину лица в совершении
налогового правонарушения (ст.111 НК РФ):
1) совершение деяния, содержащего
признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия
или других чрезвычайных или непреодолимых
обстоятельств (устанавливается способами,
не нуждающимися в специальных средствах
доказывания);
2) совершение
деяния, содержащего признаки налогового
правонарушения, налогоплательщиком
– физическим лицом, находившимся
в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не
могло отдавать себе отчета в своих действиях
или руководить ими вследствие болезненного
состояния (доказываются представлением
документов, относящихся по смыслу и содержанию
к тому налоговому периоду, в котором совершено
налоговое правонарушение);
3) выполнение налогоплательщиком
или налоговым агентом письменных
разъяснений по вопросам применения
законодательства о налогах и
сборах, данных финансовым органом
или другим уполномоченным государственным
органом или их должностными
лицами в пределах их компетенции
(устанавливается наличием соответствующих
документов этих органов, относящихся
по смыслу и содержанию к
налоговым периодам, в которых
совершено налоговое правонарушение).
При наличии вышеизложенных обстоятельств,
лицо не подлежит ответственности за
совершение налогового правонарушения.
Виды налоговых
правонарушений:
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ) (штраф 5 тыс. руб., если просрочил более 90 дней – штраф 10 тыс. руб.);
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК РФ) (выполнение деятельности без постановки на учет – штраф 10% (не менее 20 тыс. руб.) от полученных доходов, более 3-х месяцев – штраф 20%);
- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ) (штраф 5 тыс. руб.);
- непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ) (штраф 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый месяц (не более 30% и не менее 100 руб.), более 180 дней – 30% от суммы налога и 10% суммы налога за каждый месяц, начиная со 181 дня);
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ) (отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика в течение одного налогового периода – штраф 5 тыс. руб.; в течение более одного налогового периода – штраф 15 тыс. руб.; если эти же деяния повлекли занижение дохода – штраф 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.);
- неуплата или неполная уплата сумм налога (ст.122 НК РФ) штраф в размере 20% от неуплаченной суммой налога, если умышленно – штраф 40%);
- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст.123 НК РФ) (штраф 20% от суммы, подлежащей перечислению);
- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125 НК РФ) (штраф 10 тыс. руб.);
- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ) (штраф 50 руб. за каждый непредставленный документ, если документы были представлены с заведомо недостоверными сведениями – штраф 5 тыс. руб.);
- ответственность свидетеля (ст.128 НК РФ) (неявка или уклонение от явки – штраф 1 тыс. руб.; неправомерный отказ от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний – штраф 3 тыс. руб.);
- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (стю129 НК РФ) (отказ от участия – штраф 500 руб., ложный перевод – штраф 1 тыс. руб.);
- неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст.1291 НК РФ) (если не содержит признаков правонарушения – штраф 1 тыс. руб., повторно – штраф 5 тыс. руб.);
- нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст.132 НК РФ) (открытие банком счета без свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица);
- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст.133 НК РФ) (пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки);
- невыполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.134 НК РФ) (штраф в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика или налогового агента другим лицам, но не более суммы задолженности);
- невыполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени (ст.135 НК РФ) (пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки);
- непредставление налоговым органам сведений о фин-хоз деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст.135 НК РФ) (штраф).
Билет № 11
11.1. Полномочия
Федерального собрания, Правительства,
Федеральной службы финансового, бюджетного
надзора в области контроля.
Парламентский
контроль осуществляется представительными (законодательными)
органами РФ и субъектов РФ в пределах
их компетенции, установленной КРФ, конституциями
и уставами субъектов РФ. Организация
парламентского контроля регулируется
регламентами представительных (законодательных)
органов власти.
Формы парламентского
контроля:
1) предварительный контроль (в ходе
обсуждения и утверждения проектов законов
о бюджете и иных законов по бюджетно-финансовым
вопросам);
2) текущий контроль (путем рассмотрения
отдельных вопросов исполнения бюджетов
и реализации отраслевых программ на заседаниях
комитетов, комиссий, рабочих групп представительных
(законодательных) органов, в ходе парламентских
слушаний и в связи с депутатскими запросами);
3) последующий контроль (в ходе рассмотрения
и утверждения отчетов об исполнении бюджетов).
Контроль представительных
(законодательных) органов РФ и субъектов
РФ согласно БК предусматривает право
этих органов на:
- получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
- получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
- утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета;
- создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита;
- вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.