Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:02, контрольная работа
1.1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном значении. Особенности финансов как группы общественных отношений. Их функции.
Финансы – экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Они являются экономической категорией, выражающей реально существующие общественные отношения (финансовые отношения). Финансы возникают с появлением денег и государства. Деньги, выполняя функцию средства обращения, являются предпосылкой возникновения финансов.
Банк России является банковским учреждением с ограниченными функциями (обладает рядом признаков хозяйствующего субъекта). ЦБ РФ имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:
1) предоставлять кредиты на срок не более 1 года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
3) покупать и продавать облигации, эмитированные ЦБ РФ, и депозитные сертификаты;
4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
7) выдавать поручительства и банковские гарантии;
8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств;
10) выставлять чеки и векселя в иностранной валюте;
11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Банк России – коммерческая организация, которая владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в федеральной собственности, на особенном вещном праве, не известном ГК РФ. Коммерческая деятельность ЦБ РФ совмещается им с осуществлением функций по управлению кредитной системой РФ.
Банк России играет важную роль в проведении анализа и прогнозирования состояния экономики РФ в целом и по регионам страны.
Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов участвует в заседаниях Совета Директоров с правом совещательного голоса.
В целях совершенствования
Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными НПА органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
22.2. Распределение доходов между уровнями бюджетной системы РФ: необходимость, понятие, правовые основы, методы.
Бюджетный федерализм – исходное начало (принцип) бюджетной деятельности государства, выражающееся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающееся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между РФ и ее субъектами.
Значимость бюджетного федерализма
обусловлена особенностями
Сущность федеративных отношений
в бюджетной деятельности государства
обусловлена способом разграничения
предметов ведения «по
Отражением бюджетного федерализма
является бюджетное устройство, приобретающее
в федеративном государстве особую
значимость, показывающее состав бюджетной
системы, принципы ее построения, правовое
положение бюджетов каждого уровня
бюджетной системы. В РФ существует
трехуровневая бюджетная
Бюджетный федерализм
обуславливает особенности
1) полномочия, возникающие в указанной области общественных отношений, представляют собой неразрывное единство закрепленных законодательством бюджетных прав и обязанностей;
2) бюджетные полномочия РФ и ее субъектов закрепляются в соответствующих НПА;
3) бюджетные полномочия государства или
государственно-
От соотношения финансовых интересов центра и территорий зависит устойчивость государства.
Наиболее полно федеративное устройство РФ в сфере бюджетных отношений отражает классификация бюджетных доходов на закрепленные и регулирующие (данная группировка отражает юридические механизмы действия принципа федерализма в бюджетном праве и объекты правового регулирования федеративных межбюджетных отношений).
Основополагающее начало бюджетных отношений – закрепление на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ.
Методы закрепления доходов в российской бюджетной деятельности (доходы за федеральным бюджетом и бюджетами РФ могут закрепляться в полном объеме или в части):
1) полное закрепление доходов бюджета (НДС полностью зачисляется в доход федерального бюджета; НДФЛ в целях бюджетного регулирования в полном объеме зачисляется в бюджеты субъектов РФ);
2) частичное закрепление доходов бюджета осуществляется:
а) методом квотирования ставок (доход в определенной процентной доле остается в распоряжении того субъекта РФ, на территории которого он получен);
б) методом присоединения ставок (наличие у субъектов РФ бюджетной компетенции относительно введения надбавок к федеральным налогам – размеры надбавок ограничены законодательством) (распределение налога на прибыль – ст.284 НК РФ устанавливается максимальная ставка взимания и фиксированная ставка его зачисления в федеральный бюджет, в оставшихся пределах налог закрепляется за региональными и местными бюджетами).
Правовой статус закрепленных доходов:
1) их перечень и объем (полный или частичный) устанавливаются законодательством РФ;
2) они закрепляются за региональными и местными бюджетами на постоянной основе.
Между РФ и ее субъектами складываются
строго регламентированные нормами
бюджетного права отношения по поводу
закрепления доходных источников за
федеральным и региональными
бюджетами. Данные правоотношения носят
публичный характер, поскольку выражают
интересы всего государства в
разграничении бюджетных
Правовое регулирование
Критерии, учитываемы
мировой практикой финансово-
1) степень мобильности доходных источников (чем выше степень мобильности доходности, тем должен быть выше уровень государственной власти, получающей доходы от этих объектов) (высокой степенью мобильности обладают труд и капитал, самой низкой – имущество);
2) экономическая эффективность (при налогообложении некоторых объектов на федеральном уровне может проявиться эффект масштаба, при налогообложении других объектов может возникнуть экономия за счет приближения уровня налогообложения к объекту обложения);
3) закрепление за федеральным центром доходных источников, через которые осуществляется бюджетное регулирование (в целях обеспечения государственной целостности) (личные подоходные налоги и налог на прибыль).
23.1. Бюджетная система РФ: понятие, состав, структура, принципы построения.
Бюджетная система РФ (БС) – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст.6 БК РФ).
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы государства и принципы ее построения. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории гос-ва, место и роль каждого из них, принципы функционирования и взаимосвязи.
Бюджетное устройство – основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней (ст.10 БК РФ):