Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:02, контрольная работа
1.1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном значении. Особенности финансов как группы общественных отношений. Их функции.
Финансы – экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Они являются экономической категорией, выражающей реально существующие общественные отношения (финансовые отношения). Финансы возникают с появлением денег и государства. Деньги, выполняя функцию средства обращения, являются предпосылкой возникновения финансов.
7) платежи частных лиц за коммунальные и другие услуги;
8) уплата частными лицами налогов в бюджет, оплата штрафов.
Расчеты с участием физических лиц,
не связанные с осуществлением ими
предпринимательской
Организация денежного обращения возложена на ЦБ РФ, принципы организации денежного обращения изложены в Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» (соответствующие нормы изложены в Положении ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».
25.1. Федеральное казначейство: понятие, задачи, функции, полномочия.
Федеральное казначейство РФ (ФК РФ):
Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе» от 01.12.2004
ФК (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения фед. бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами фед. бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств фед. бюджета.
ФК РФ – в ведении Минфина РФ. Его Задачи и функции:
Полномочия ФК РФ:
Органы казначейства являются юридическими лицами, наделены специальной правосубъектностью для участия в гражданском обороте.
Федеральное казначейство подчиняется
Министру финансов РФ, который в
соответствии с Положением о Минфине
РФ руководит деятельностью
Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов РФ в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами. Федеральное казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти РФ о результатах исполнения федерального бюджета. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и кредитными организациями. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.
25.2. Принцип валютного регулирования валютного регулирования и валютного контроля.
Валютное право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области валютной деятельности государства.
Валютная деятельность государства – целенаправленная деятельность органов специальной компетенции по аккумулированию, распределению и использованию валютных ресурсов государства с целью реализации его официальной валютной политики.
Валютная политика государства – совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и общеэкономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими задачами страны как субъекта мирового хозяйства.
Валютное регулирование (важнейшее средство реализации валютной политики государства) – вытекающее из текущих и стратегических задач государства (как субъекта мирового хозяйства) целенаправленное воздействие на участников валютных отношений, выражающееся в установлении на законодательном уровне системы валютных ограничений, направленных на достижение целей проводимой государством валютной политики.
Режимы валютного регулирования:
1) валютная монополия государства (национальная денежная единица не подлежит конвертации и является замкнутой валютой);
2) наличие системы валютных ограничений (установление, применение и контроль за применением совокупности валютных ограничений, когда национальная денежная единица имеет поступательную тенденцию к выходу за пределы внутреннего денежного рынка и становится ограниченно конвертируемой);
3) отсутствие валютных ограничений (когда национальная денежная единица выходит на моровой валютный рынок и становится свободно конвертируемой).
В зависимости от использования традиционных инструментов государственного регулирования экономики (методов) валютное регулирование может быть:
1) прямым (путем издания НПА и совершения конкретных административных действий органов государственной власти);
2) косвенным (когда используются экономические (в том числе кредитно-финансовые) рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка).
Элементы системы валютного регулирования:
1) дисконтная политика;
2) девизная политика (ее разновидность – валютная интервенция);
3) диверсификация валютных резервов;
4) валютные ограничения;
5) регулирование степени конвертируемости валюты;
6) валютный контроль;
7) регулирование режима валютного курса;
8) девальвация и ревальвация.
Основные направления валютного регулирования:
1) регулирование валютного рынка через рыночные механизмы (непосредственное экономическое воздействие);
2) установление валютных ограничений;
3) валютный контроль за: ввозом (импортом) и вывозом (экспортом) товаров, услуг, некоммерческих платежей, капиталов и кредитов.
Валютное ограничение предусматривает определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов, осуществлению ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли.
Валютные ограничения: законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.
В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что если порядок осуществления валютных операций и порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.
На уровне ФЗ предусмотрены ограничения:
1) валютные операции между резидентами запрещены, за некоторыми исключениями;
2) требования о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ при внешнеторговой деятельности;
3) часть валютной выручки подлежит продаже на внутреннем валютном рынке;
4) ЦБ РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при валютных операциях между резидентами и нерезидентами;
5) полномочия Правительства РФ по установлению ограничения – требования о резервировании резидентами определенных сумм на предусмотренный ФЗ срок для обеспечения отсрочек платежей нерезидентов.