Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:02, контрольная работа
1.1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном значении. Особенности финансов как группы общественных отношений. Их функции.
Финансы – экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Они являются экономической категорией, выражающей реально существующие общественные отношения (финансовые отношения). Финансы возникают с появлением денег и государства. Деньги, выполняя функцию средства обращения, являются предпосылкой возникновения финансов.
Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД ФЗ по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии (п. «а», «б», «в» ст.106 КРФ).
Правительство РФ: разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «а», «б» ч.1 ст.114 КРФ).
Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными КРФ.
Основные принципы:
1) Законности. Весь процесс создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств может повлечь нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами утвержденных государственных и межправительственных программ и другие отрицательные последствия.
2) Гласности. Проявляется в процедуре доведения до сведения граждан содержания проектов различных финансово-плановых актов (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности).
3) Федерализма. Проявляется в установлении КРФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. В ведении РФ находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы (ст.71 КРФ). В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (ст.72 КРФ).
4) Плановости. Вся финансовая деятельность государства основывается на основе системы финансово-плановых актов, структура, порядок составления, утверждения, исполнения которых закрепляются в соответствующих НПА.
20.2. Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Бюджет исполняется
Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета (все федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы и агентства), законодательные и судебные органы РФ, прокуратура РФ, Счетная палата РФ, ЦИК РФ).
Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета.
Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Исполнить бюджет – обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.
В большинстве стран мира исполнение бюджетов осуществляется одним из следующих способов:
1) кредитно-банковский;
2) казначейский;
3) казначейско-банковский.
В РФ установлено казначейское исполнение
бюджетов (ст.215 БК РФ). Организация исполнения
бюджетов, управления счетами бюджетов
и бюджетными средствами возложены
на органы исполнительной власти. Указанные
органы выступают кассирами всех
распорядителей и получателей бюджетных
средств и осуществляют платежи
за счет бюджетных средств от имени
и по поручению бюджетных
Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечиваются соответственно Правительством РФ, исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются казначейским способом на основе принципа единства кассы (зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, производимых за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ).
Исполнение всех бюджетов осуществляется по доходам и по расходам.
Исполнение бюджетов по доходам включает:
1) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
2) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
4) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
По расходам бюджеты исполняются
в пределах фактического наличия
бюджетных средств на едином бюджетном
счете с соблюдением
Санкционирование исключает принятие к финансированию расходов, не утвержденных законом (решением) о бюджете.
Основные этапы санкционирования:
1) Составление и утверждение бюджетной росписи.
Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета (в течение 10 дней со дня утверждения бюджета).
На основании бюджетных
2) Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям.
3) Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств.
Бюджетное обязательство – признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.
4) Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств. Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов.
5) Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Финансирование заключается в непосредственном расходовании денежных средств (путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства). Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.
Финансирование включает:
1) разрешение на осуществление платежа;
2) осуществление платежа.
Расходы бюджета могут сокращаться в случае снижения объем поступлений дохода бюджета (это приводит к неполному финансированию расходов):
1) при сокращении расходов бюджета менее чем на 10% исполнительный орган власти или местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим;
2) при сокращении расходов бюджета более чем на 10% орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете (если в течение 15 дней законодательный орган не принимает этот закон, исполнительный орган имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета до принятия закона).
Блокировка расходов бюджета – сокращение лимитов бюджетных обязательств или отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств при наступлении определенных условий (защита бюджетных средств при исполнении бюджета -–осуществляется по решению руководителя финансового органа).
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета (без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете).
Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов (ст.240 БК РФ).
Финансовый год завершается 31 декабря. Прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств (принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается). Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря (до 31 декабря оно должно оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства).