Себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение теоретических аспектов управления снижением себестоимости продукции, анализ себестоимости продукции на примере завода массовых шин ОАО «Белшина» и разработка конкретных мероприятий по выявлению источников и резервов снижения себестоимости продукции на предприятии.

Содержание

Введение 3
1.Себестомость продукции: понятие, показатели, источники и факторы снижения 5
1.1.Себестоимость продукции, ее сущность, в системе экономических результатов деятельности предприятия 5
1.2.Методика анализа показателей, источников и факторов снижения себестоимости продукции 10
2.Анализ источников и факторов снижения себестоимости продукции белорусского предприятия ОАО «Белшина» 15
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия 15
2.2.Анализ динамики и структуры себестоимости продукции 19
2.3. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 24
2.4.Анализ себестоимости отдельных видов изделий 27
3.Пути и резервы снижения себестоимости продукции ОАО «Белшина» 31
3.1.Внедрение инноваций как фактор снижения себестоимости продукции 31
3.2.Резервы снижения затрат за счет повышения эффективности использования рабочего времени 34
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 508.00 Кб (Скачать документ)

      Изменение цен на продукцию в обратном порядке  воздействует на уровень затрат на рубль продукции, то есть рост цен влечет за собой снижение затрат на рубль продукции, а снижение цен - увеличение этих затрат.

      Таким образом, себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат.

      Изменение прямых материальных и трудовых затрат происходит под влиянием многих факторов. Факторы первого порядка - изменение объема, структуры продукции и уровня затрат на отдельные изделия. Факторы изменения объема и структуры продукции - элементные, дальше они не детализируются. Изменение уровня затрат на отдельные изделия - сложный фактор, который детализируется на факторы второго и третьего порядков.

      Для объективной оценки результатов работы предприятия очень важно выделить зависящие и не зависящие от результатов работы коллектива факторы. Решение этой задачи достигается путем измерения факторов второго порядка. В частности, к не зависящим от результатов работы коллектива относятся следующие факторы: изменения цен и тарифов на сырье, материалы, перевозки, готовую продукцию, услуги и др. 

2.Анализ источников и факторов снижения себестоимости продукции белорусского предприятия ОАО «Белшина»

2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия

      ОАО «Белшина» является одним из крупнейших производителей шин в Европе, лидером в своей отрасли среди предприятий стран СНГ.

      Предприятие основано в 1972 году. В 2002 году Республиканское  унитарное предприятие «Белорусский шинный комбинат «Белшина» преобразовано в Открытое акционерное общество «Белшина» (решение исполнительного комитета Могилевской области от 26 сентября 2002 года № 18-13).

      Юридический адрес: 213824, г. Бобруйск, Минское шоссе.

      В состав ОАО «Белшина» входят следующие заводы.

      1) КГШ - завод крупногабаритных  шин – производитель шин для  автосамосвалов большой грузоподъемности, строительных и дорожных машин,  прицепов, сельскохозяйственной и подземной техники, а также шины для большегрузных самосвалов, эксплуатирующихся в карьерах горнорудной промышленности.

      2) ЗМШ - завод массовых шин -  выпускает шины для грузовых автомобилей семейства МАЗ, ГАЗ и ЗИЛ, автобусов, сельскохозяйственной техники, для легковых и малотоннажных автомобилей практически всех типов.

      3) Механический завод - изготавливает полимерное, нестандартное оборудование и запасные части, осуществляет капитальные ремонты оборудования шинных заводов;

      4) Шиноремонтное производство – осуществляет восстановительный ремонт шин.

      Руководство предприятием осуществляют генеральный директор и его заместители по функциональной принадлежности. Действующая организационная структура управления представляет собой систему структурных подразделений, каждое из которых имеет свои четко определенные задачи и конкретные функции. В качестве формирования организационной структуры принята совокупность конечных целей, на достижение которых направлена деятельность предприятия. Организационная структура управления ОАО «Белшина» относится к линейно-функциональному типу организационных структур. Такая форма управления позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Вместе с тем, использование подобной структуры приводит к необходимости сложных согласований между управленческими органами при подготовке почти каждого документа, которому придается важное значение. Это снижает оперативность работы, удлиняет сроки прохождения документации и сроки принятия решений. Кроме того, нередко возникают противоречия в формулировках и неоднозначность подхода к выполнению отдельных заданий, несоответствия содержания одних распоряжений другим.

   Организационно-производственная структура завода массовых шин ОАО «Белшина» представлена на рисунке в приложении В.

      ОАО «Белшина»  производит более 200 типоразмеров шин. Свыше 90% шин, выпускаемых на предприятии, являются радиальными. Ассортимент продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. Весь ассортимент продукции, выпускаемый предприятием, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителя» сертифицирован и проверяется на соответствие требованиям безопасности и защиты окружающей среды по стандартам Республики Беларусь, Российской Федерации, Европейской комиссии ООН. На выпускаемую продукцию имеются сертификаты № РОСС BY.HX 15.А 01855 от 06.03.01г. и № 020 от 28.04.99г.

      Основная  продукция завода массовых шин ОАО «Белшина» - автошины для автомобилей большой и особо большой грузоподъемности, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин, тракторов и сельскохозяйственных машин, легковых и малотоннажных автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов,  шины после восстановительного ремонта.

      Показатели  производственно-экспортной деятельности завода массовых шин за 2006-2008 годы представлены в таблице 2.1.

      Таблица 2.1. Основные показатели производственно-экспортной деятельности ЗМШ ОАО «Белшина» за 2006-2008 гг.

Показатели Ед. изм. 2006 год 2007 год Темп

роста, %

2008

год

Темп

роста, %

1. Объем  производства (работ, услуг) без  НДС и налогов из выручки:            
- в  фактических ценах млн. руб. 276825,2 372881,3 - 439353,3 -
- в сопоставимых ценах то же 279813,4 373552,2 133,5 438923,8 117,5
2. Объем производства в натуральном выражении, всего: шт. 2590454 3193328 123,3 2964434 92,8
В том  числе:

- грузовые

то же 388252 560035 144,2 558620 99,7
- сельскохозяйственные -"- 256540 240566 93,8 287718 119,6
- легковые   1945662 2392727 123,0 2118096 88,5
3. Экспорт тыс. долл. 73862,0 101186,4 137,0 120362,4 119,0

      Источник: собственная разработка

      Анализ  показателей производственно-экспортной деятельности завода массовых шин, проведенный на основании данных табл. 2.1,  позволяет сделать вывод о том, что изменение товарной продукции в сопоставимых ценах нестабильно. Так в 2008 году, по сравнению с 2007 годом темпы роста ниже, чем при сравнении данных за 2007 и 2006 годы. Анализ объемов производства в натуральном выражении выявил  аналогичную тенденцию:  в 2007 году объем производства возрос на 23,3%, а в 2008 году снизился на 7,2%. Ухудшение производственной деятельности в 2008 году обусловлено значительным падением объемов производства легковых шин. Данное явление обусловлено в первую очередь структурой спроса на продукцию комбината  и ее конкурентоспособностью.

      Анализ  экспортной деятельности ЗМШ ОАО «Белшина» показал, что продукция, выпускаемая предприятием, реализуется как в республике, так и  за рубежом, в первую очередь в странах СНГ. В настоящее время основным для предприятия остается внешний рынок (более 50%). ОАО «Белшина» поддерживает взаимовыгодные деловые отношения с более чем 30 странами. Основным внешнеторговым партнером предприятия является Россия, доля которой в общем объеме экспортируемой комбинатом продукции в 2008 году составила 76,4%. В качестве основной стратегической цели предприятие ставит повышение конкурентоспособности своей продукции и увеличение ее продаж на отечественном  и зарубежных рынках. 

      На  следующем этапе анализа изучим динамику основных экономических показателей работы предприятия. Исследование проведем на основе информации, представленной в бухгалтерском балансе, а также данных аналитических материалов по материальным ценностям, дебиторской задолженности, различным видам кредиторской задолженности и др.

      Данные  табл. 2.2 свидетельствуют о том, что  выручка от реализации возросла по сравнению с 2006 годом на 204259 млн. руб., а по сравнению с 2007 годом на 57710 млн. руб. Темпы роста себестоимости реализованной продукции по сравнению с 2006 годом составляют 177,0%, и не опережают темпы роста выручки – 186,4%. По сравнению с 2007 годом ситуация несколько ухудшилась и темпы роста себестоимости превысили темпы роста выручки о реализации. Однако можно наблюдать тенденцию к увеличению прибыли от реализации продукции. Что, в свою очередь, отразилось на повышении окупаемости затрат, рентабельности продаж и прибыли в расчете на рубль материальных затрат. Можно отметить также достаточно значительное увеличение среднесписочной численности работающих в 2008 году и, в качестве положительного показателя, рост среднегодовой выработки.

      Общую оценку эффективности деятельности завода массовых шин ОАО «Белшина»  представим в виде табл. 2.3, где представим показатели структуры имущества и источников образования средств предприятия, а также показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Для анализа используем вышеприведенные данные, которые дополним расчетом ряда других показателей.

      Таблица 2.2. Динамика основных экономических показателей ЗМШ ОАО «Белшина»

Показатель Ед. изм. Период Отклонение (+,-)
2006

год

2007 год 2008

год

2008 г. -2006 г. 2008 г. - 2007 г.
Выручка от реализации продукции Млн. руб. 236528 383077 440787 204259 57710
Себестоимость реализованной продукции то же 230680 349111 408233 177553 59122
Прибыль (убыток) от реализации -//- 2869 27409 32554 29685 5145
Рентабельность продукции (окупаемость затрат) % 1,2 7,9 8,0 6,8 0,1
Рентабельность  продаж то же 1,2 7,2 7,4 6,2 0,2
Материальные  затраты млн. руб. 175928 263218 311347 135419 48129
Прибыль в расчете на 1 руб. материальных затрат - 0,016 0,104 0,105 0,088 0,001
Среднесписочная численность, всего чел. 10670 10677 11214 544 537
 В  том числе:

- среднесписочная  численность промышленно-производственного  персонала

то же 10065 10073 10657 592 584
Среднегодовая выработка на 1 работника промышленно-производственного персонала млн. руб./

чел.

27,5 37,0 41,2 13,7 4,2

Информация о работе Себестоимость продукции