Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа
Цель работы: изучение теоретических аспектов управления снижением себестоимости продукции, анализ себестоимости продукции на примере завода массовых шин ОАО «Белшина» и разработка конкретных мероприятий по выявлению источников и резервов снижения себестоимости продукции на предприятии.
Введение 3
1.Себестомость продукции: понятие, показатели, источники и факторы снижения 5
1.1.Себестоимость продукции, ее сущность, в системе экономических результатов деятельности предприятия 5
1.2.Методика анализа показателей, источников и факторов снижения себестоимости продукции 10
2.Анализ источников и факторов снижения себестоимости продукции белорусского предприятия ОАО «Белшина» 15
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия 15
2.2.Анализ динамики и структуры себестоимости продукции 19
2.3. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 24
2.4.Анализ себестоимости отдельных видов изделий 27
3.Пути и резервы снижения себестоимости продукции ОАО «Белшина» 31
3.1.Внедрение инноваций как фактор снижения себестоимости продукции 31
3.2.Резервы снижения затрат за счет повышения эффективности использования рабочего времени 34
Заключение 39
Список использованных источников 41
Изменение цен на продукцию в обратном порядке воздействует на уровень затрат на рубль продукции, то есть рост цен влечет за собой снижение затрат на рубль продукции, а снижение цен - увеличение этих затрат.
Таким образом, себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат.
Изменение прямых материальных и трудовых затрат происходит под влиянием многих факторов. Факторы первого порядка - изменение объема, структуры продукции и уровня затрат на отдельные изделия. Факторы изменения объема и структуры продукции - элементные, дальше они не детализируются. Изменение уровня затрат на отдельные изделия - сложный фактор, который детализируется на факторы второго и третьего порядков.
Для
объективной оценки результатов работы
предприятия очень важно выделить зависящие
и не зависящие от результатов работы
коллектива факторы. Решение этой задачи
достигается путем измерения факторов
второго порядка. В частности, к не зависящим
от результатов работы коллектива относятся
следующие факторы: изменения цен и тарифов
на сырье, материалы, перевозки, готовую
продукцию, услуги и др.
ОАО «Белшина» является одним из крупнейших производителей шин в Европе, лидером в своей отрасли среди предприятий стран СНГ.
Предприятие основано в 1972 году. В 2002 году Республиканское унитарное предприятие «Белорусский шинный комбинат «Белшина» преобразовано в Открытое акционерное общество «Белшина» (решение исполнительного комитета Могилевской области от 26 сентября 2002 года № 18-13).
Юридический адрес: 213824, г. Бобруйск, Минское шоссе.
В состав ОАО «Белшина» входят следующие заводы.
1)
КГШ - завод крупногабаритных
шин – производитель шин для
автосамосвалов большой
2) ЗМШ - завод массовых шин - выпускает шины для грузовых автомобилей семейства МАЗ, ГАЗ и ЗИЛ, автобусов, сельскохозяйственной техники, для легковых и малотоннажных автомобилей практически всех типов.
3) Механический завод - изготавливает полимерное, нестандартное оборудование и запасные части, осуществляет капитальные ремонты оборудования шинных заводов;
4) Шиноремонтное производство – осуществляет восстановительный ремонт шин.
Руководство предприятием осуществляют генеральный директор и его заместители по функциональной принадлежности. Действующая организационная структура управления представляет собой систему структурных подразделений, каждое из которых имеет свои четко определенные задачи и конкретные функции. В качестве формирования организационной структуры принята совокупность конечных целей, на достижение которых направлена деятельность предприятия. Организационная структура управления ОАО «Белшина» относится к линейно-функциональному типу организационных структур. Такая форма управления позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Вместе с тем, использование подобной структуры приводит к необходимости сложных согласований между управленческими органами при подготовке почти каждого документа, которому придается важное значение. Это снижает оперативность работы, удлиняет сроки прохождения документации и сроки принятия решений. Кроме того, нередко возникают противоречия в формулировках и неоднозначность подхода к выполнению отдельных заданий, несоответствия содержания одних распоряжений другим.
Организационно-
ОАО «Белшина» производит более 200 типоразмеров шин. Свыше 90% шин, выпускаемых на предприятии, являются радиальными. Ассортимент продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. Весь ассортимент продукции, выпускаемый предприятием, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителя» сертифицирован и проверяется на соответствие требованиям безопасности и защиты окружающей среды по стандартам Республики Беларусь, Российской Федерации, Европейской комиссии ООН. На выпускаемую продукцию имеются сертификаты № РОСС BY.HX 15.А 01855 от 06.03.01г. и № 020 от 28.04.99г.
Основная продукция завода массовых шин ОАО «Белшина» - автошины для автомобилей большой и особо большой грузоподъемности, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин, тракторов и сельскохозяйственных машин, легковых и малотоннажных автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, шины после восстановительного ремонта.
Показатели производственно-экспортной деятельности завода массовых шин за 2006-2008 годы представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Основные показатели производственно-экспортной деятельности ЗМШ ОАО «Белшина» за 2006-2008 гг.
Показатели | Ед. изм. | 2006 год | 2007 год | Темп
роста, % |
2008
год |
Темп
роста, % |
1. Объем производства (работ, услуг) без НДС и налогов из выручки: | ||||||
- в фактических ценах | млн. руб. | 276825,2 | 372881,3 | - | 439353,3 | - |
- в сопоставимых ценах | то же | 279813,4 | 373552,2 | 133,5 | 438923,8 | 117,5 |
2.
Объем производства в |
шт. | 2590454 | 3193328 | 123,3 | 2964434 | 92,8 |
В том
числе:
- грузовые |
то же | 388252 | 560035 | 144,2 | 558620 | 99,7 |
- сельскохозяйственные | -"- | 256540 | 240566 | 93,8 | 287718 | 119,6 |
- легковые | 1945662 | 2392727 | 123,0 | 2118096 | 88,5 | |
3. Экспорт | тыс. долл. | 73862,0 | 101186,4 | 137,0 | 120362,4 | 119,0 |
Источник: собственная разработка
Анализ
показателей производственно-
Анализ экспортной деятельности ЗМШ ОАО «Белшина» показал, что продукция, выпускаемая предприятием, реализуется как в республике, так и за рубежом, в первую очередь в странах СНГ. В настоящее время основным для предприятия остается внешний рынок (более 50%). ОАО «Белшина» поддерживает взаимовыгодные деловые отношения с более чем 30 странами. Основным внешнеторговым партнером предприятия является Россия, доля которой в общем объеме экспортируемой комбинатом продукции в 2008 году составила 76,4%. В качестве основной стратегической цели предприятие ставит повышение конкурентоспособности своей продукции и увеличение ее продаж на отечественном и зарубежных рынках.
На следующем этапе анализа изучим динамику основных экономических показателей работы предприятия. Исследование проведем на основе информации, представленной в бухгалтерском балансе, а также данных аналитических материалов по материальным ценностям, дебиторской задолженности, различным видам кредиторской задолженности и др.
Данные табл. 2.2 свидетельствуют о том, что выручка от реализации возросла по сравнению с 2006 годом на 204259 млн. руб., а по сравнению с 2007 годом на 57710 млн. руб. Темпы роста себестоимости реализованной продукции по сравнению с 2006 годом составляют 177,0%, и не опережают темпы роста выручки – 186,4%. По сравнению с 2007 годом ситуация несколько ухудшилась и темпы роста себестоимости превысили темпы роста выручки о реализации. Однако можно наблюдать тенденцию к увеличению прибыли от реализации продукции. Что, в свою очередь, отразилось на повышении окупаемости затрат, рентабельности продаж и прибыли в расчете на рубль материальных затрат. Можно отметить также достаточно значительное увеличение среднесписочной численности работающих в 2008 году и, в качестве положительного показателя, рост среднегодовой выработки.
Общую оценку эффективности деятельности завода массовых шин ОАО «Белшина» представим в виде табл. 2.3, где представим показатели структуры имущества и источников образования средств предприятия, а также показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Для анализа используем вышеприведенные данные, которые дополним расчетом ряда других показателей.
Таблица 2.2. Динамика основных экономических показателей ЗМШ ОАО «Белшина»
Показатель | Ед. изм. | Период | Отклонение (+,-) | |||
2006
год |
2007 год | 2008
год |
2008 г. -2006 г. | 2008 г. - 2007 г. | ||
Выручка от реализации продукции | Млн. руб. | 236528 | 383077 | 440787 | 204259 | 57710 |
Себестоимость реализованной продукции | то же | 230680 | 349111 | 408233 | 177553 | 59122 |
Прибыль (убыток) от реализации | -//- | 2869 | 27409 | 32554 | 29685 | 5145 |
Рентабельность продукции (окупаемость затрат) | % | 1,2 | 7,9 | 8,0 | 6,8 | 0,1 |
Рентабельность продаж | то же | 1,2 | 7,2 | 7,4 | 6,2 | 0,2 |
Материальные затраты | млн. руб. | 175928 | 263218 | 311347 | 135419 | 48129 |
Прибыль в расчете на 1 руб. материальных затрат | - | 0,016 | 0,104 | 0,105 | 0,088 | 0,001 |
Среднесписочная численность, всего | чел. | 10670 | 10677 | 11214 | 544 | 537 |
В
том числе:
- среднесписочная
численность промышленно- |
то же | 10065 | 10073 | 10657 | 592 | 584 |
Среднегодовая
выработка на 1 работника промышленно- |
млн. руб./
чел. |
27,5 | 37,0 | 41,2 | 13,7 | 4,2 |