Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа
Цель работы: изучение теоретических аспектов управления снижением себестоимости продукции, анализ себестоимости продукции на примере завода массовых шин ОАО «Белшина» и разработка конкретных мероприятий по выявлению источников и резервов снижения себестоимости продукции на предприятии.
Введение 3
1.Себестомость продукции: понятие, показатели, источники и факторы снижения 5
1.1.Себестоимость продукции, ее сущность, в системе экономических результатов деятельности предприятия 5
1.2.Методика анализа показателей, источников и факторов снижения себестоимости продукции 10
2.Анализ источников и факторов снижения себестоимости продукции белорусского предприятия ОАО «Белшина» 15
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия 15
2.2.Анализ динамики и структуры себестоимости продукции 19
2.3. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 24
2.4.Анализ себестоимости отдельных видов изделий 27
3.Пути и резервы снижения себестоимости продукции ОАО «Белшина» 31
3.1.Внедрение инноваций как фактор снижения себестоимости продукции 31
3.2.Резервы снижения затрат за счет повышения эффективности использования рабочего времени 34
Заключение 39
Список использованных источников 41
Таблица 2.11. Расчет влияния факторов на себестоимость отдельных видов продукции, тыс. руб.
Себестоимость
и факторы на нее влияющие |
Грузовые | |
АШ
385/65 R22,5
Бел-88 сер. Матадор |
АШ 385/65 R22,5
Бел-88 сер. Берое | |
По плану: | 364747 | 402795 |
По плановому уровню на фактический выпуск продукции: | 352167 | 410675 |
Фактическая при плановом уровне переменных затрат: | 369094 | 403173 |
Фактическая: | 371941 | 411979 |
Общее
изменение себестоимости |
+7194 | +9184 |
В том
числе за счет изменения:
- объема производства: |
-12580 | +7880 |
- суммы постоянных затрат: | +16927 | -7502 |
-
суммы удельных переменных |
+2847 | +8806 |
Согласно данным табл. 2.11 фактическая сумма затрат - себестоимость выпуска первого изделия превысила плановую на 7194 руб. Отрицательное влияние на себестоимость единицы изделия оказало увеличение суммы удельных переменных затрат (+16927 руб.) и рост суммы постоянных затрат (+16927 руб.). Резерв снижения себестоимости данного изделия был реализован за счет увеличения объема производства. Себестоимость второго изделия в исследуемом периоде также увеличилась (+9184 руб.). В данном случае положительное влияние оказало уменьшение суммы постоянных затрат, два других фактора способствовали ее росту. Анализ себестоимости исследуемых легковых шин показал, что фактическая себестоимость первого изделия превысила плановую на 1041 руб., в том числе за счет увеличения суммы удельных переменных затрат она возросла на 2277 руб., а за счет роста объемов производства и уменьшения суммы постоянных затрат снизилась на 1236 руб. На изменение себестоимости второго изделия оказали влияние только два фактора: увеличение постоянных и переменных затрат, в результате чего фактическая себестоимость в январе 2009 года выше планового показателя на 1181 руб.
На следующем этапе анализа более детально изучим производственные затраты анализируемых изделий по каждой статье затрат.
Приведенные в табл. 2.12 данные и рис. 2.4 показывают, что в абсолютном выражении рост затрат произошел практически по всем статьям. Наиболее значительно возросли статьи «Общехозяйственные расходы», «Общепроизводственные расходы» и статья «Сырье и материалы».
Таблица 2.12. Анализ себестоимости грузовых шин марки АШ 385/65 R22,5 Бел-88 сер. Матадор
Статьи затрат | Затраты, руб. | Структура затрат, % | ||||
план | факт | +,- | план | факт | +,- | |
Сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов | 252895 | 253994 | 1099 | 69,34 | 68,29 | -1,05 |
В том
числе:
Транспортно-заготов. расходы |
1554 | 1561 | 7 | 0,43 | 0,42 | -0,01 |
Топливо и энергия на технологические цели | 14462 | 14316 | -146 | 3,96 | 3,85 | -0,11 |
Основная заработная плата | 17590 | 18470 | 880 | 4,82 | 4,96 | 0,14 |
Отчисления на соц. страхование | 7036 | 7573 | 537 | 1,93 | 2,04 | 0,11 |
Общепроизводственные расходы | 22434 | 23845 | 1411 | 6,15 | 6,41 | 0,26 |
Общехозяйственные расходы | 47670 | 51247 | 3577 | 13,07 | 13,78 | 0,71 |
Внепроизводственные расходы | 2660 | 2497 | -163 | 0,73 | 0,67 | -0,06 |
Итого | 364747 | 371942 | 7195 | 100,00 | 100,00 | - |
Для анализа грузовых шин модификации Берое составим табл. 2.13. Анализ фактической и плановой калькуляции данной марки шин показал, что увеличение фактической суммы расходов вызвано изменением статей затрат аналогичным первому изделию. В структуре затрат наибольший удельный вес также занимает статья «Сырье и основные материалы», что подтверждается рис. 2.5.
Таблица 2.13. Анализ себестоимости грузовых шин марки АШ 385/65 R22,5 Бел-88 сер. Берое
Статьи затрат | Затраты, руб. | Структура затрат, % | ||||
план | факт | +,- | план | факт | +,- | |
Сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов | 262038 | 263472 | 1434 | 65,06 | 63,95 | -1,11 |
В том
числе:
Транспортно-заготов. расходы |
1573 | 1581 | 8 | 0,39 | 0,38 | -0,01 |
Топливо и энергия на технологические цели | 17781 | 17673 | -108 | 4,41 | 4,29 | -0,12 |
Основная заработная плата | 20466 | 21489 | 1023 | 5,08 | 5,22 | +0,14 |
Отчисления на соц. страхование | 8186 | 8703 | 517 | 2,03 | 2,11 | +0,08 |
Общепроизводственные расходы | 29240 | 31079 | 1839 | 7,26 | 7,55 | +0,29 |
Общехозяйственные расходы | 62131 | 66793 | 4662 | 15,43 | 16,21 | +0,78 |
Внепроизводственные расходы | 2953 | 2770 | -183 | 0,73 | 0,67 | -0,06 |
Итого | 402795 | 411979 | 9184 | 100,00 | 100,00 | - |
Как видно из проведенных расчетов, наибольший удельный вес в производственных затратах себестоимости продукции занимают материальные затраты.
Таким образом, анализ экономических и финансовых показателей подтвердил сложность положения, в котором оказалось ОАО «Белшина» на сегодняшний день. Неоптимальные величины финансовых показателей и нехватка собственных оборотных средств свидетельствуют о необходимости оперативного вмешательства и разработки различных организационных, технических и других видов мероприятий, которые принесут экономический эффект, используют потенциальные возможности предприятия.
Одним из направлений данной работы следует считать снижение затрат на производство продукции. Таким образом, исходя из проведенного анализа, в качестве конкретных рекомендаций по освоению резервов снижения производственных затрат для завода массовых шин ОАО «Белшина» можно предложить:
-
увеличение объемов
-
сокращение затрат на
Далее рассмотрим более конкретные предложения.
Исходя
из требований современного рынка завод
массовых шин ОАО «Белшина» в
ближайшее время планирует
Освоение производства шин современной конструкции, позволит расширить номенклатуру продукции за счет выпуска новых типов изделий, выйти на новые рынки сбыта продукции, значительно улучшить качество выпускаемой продукции, и тем самым повысить ее конкурентоспособность.
Радиальная бескамерная шина с металлокордом в каркасе и брекере с дорожным рисунком протектора предназначена для легких грузовиков типа МАЗ-4370 и прицепов, используемых для городских, междугородних и международных рейсов по дорогам с усовершенствованным покрытием (I, II и III категории) при температуре окружающей среды от минус 45° С до плюс 55° С, в условиях Крайнего севера до минус 60°С. Радиальные цельнометаллокордные шины широко используются для автофургонов производства западных компаний «MAN», «Volvo», «Scania», «Mercedes».
В Республике Беларусь отсутствуют аналоги цельнометаллокордной шине, которая в настоящее время закупается у зарубежных фирм. Проектом предусмотрено выпускать следующие типоразмеры шин: 185/75Р16С Бел-109, 235/75Р17.5 Бел-96, 245/70Р19.5 И-425-01, 385/65Р22.5 Бел-88, 315/80Р22.5 БИ-364М, 11/70Р22.5 БИ-334М, 11Р22.5 Бел-98 и др.
По
техническим характеристикам
Действующее на предприятии технологическое оборудование не позволяет производить шины нового поколения. Поэтому в настоящее время приоритетной задачей завода массовых шин ОАО «Белшина» выступает техническое перевооружение производства легковых и грузовых шин. Для этого необходимо приобрести современное оборудование (не имеющее аналогов в странах СНГ). Значительная часть необходимого оборудования уже приобретена и установлена. Однако с целью полной ликвидации «узких мест» необходимо подвергнуть модернизации процесс сборки грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин. Приобретение нового оборудования дает возможность использовать его в производстве серийной продукции с целью ее совершенствования и модернизации, сокращения материалоемкости, энергоемкости, повышения производительности труда, и, следовательно, повышения ее конкурентоспособности. В случае реализации предлагаемого мероприятия предприятие получит возможность использовать один из основных внутрипроизводственных резервов снижения себестоимости продукции - резерв за счет улучшения использования средств труда.
Внедрение проекта позволит
В
настоящее время сборка ЦМК шин
в бескамерном исполнении осуществляется
на станках-агрегатах фирмы «
На
основании вышеприведенных