Себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение теоретических аспектов управления снижением себестоимости продукции, анализ себестоимости продукции на примере завода массовых шин ОАО «Белшина» и разработка конкретных мероприятий по выявлению источников и резервов снижения себестоимости продукции на предприятии.

Содержание

Введение 3
1.Себестомость продукции: понятие, показатели, источники и факторы снижения 5
1.1.Себестоимость продукции, ее сущность, в системе экономических результатов деятельности предприятия 5
1.2.Методика анализа показателей, источников и факторов снижения себестоимости продукции 10
2.Анализ источников и факторов снижения себестоимости продукции белорусского предприятия ОАО «Белшина» 15
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия 15
2.2.Анализ динамики и структуры себестоимости продукции 19
2.3. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 24
2.4.Анализ себестоимости отдельных видов изделий 27
3.Пути и резервы снижения себестоимости продукции ОАО «Белшина» 31
3.1.Внедрение инноваций как фактор снижения себестоимости продукции 31
3.2.Резервы снижения затрат за счет повышения эффективности использования рабочего времени 34
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 508.00 Кб (Скачать документ)

      Таблица 2.11. Расчет влияния факторов на себестоимость отдельных видов продукции, тыс. руб.

Себестоимость

и факторы  на нее влияющие

Грузовые
АШ 385/65 R22,5

Бел-88 сер.

Матадор

АШ 385/65 R22,5

Бел-88 сер.

Берое

По  плану: 364747 402795
По  плановому уровню на фактический  выпуск продукции: 352167 410675
Фактическая при плановом уровне переменных затрат: 369094 403173
Фактическая: 371941 411979
Общее изменение себестоимости единицы продукции: +7194 +9184
В том  числе за счет изменения:

- объема производства:

-12580 +7880
- суммы  постоянных затрат: +16927 -7502
- суммы удельных переменных затрат: +2847 +8806

      Согласно  данным табл. 2.11 фактическая сумма затрат - себестоимость выпуска первого изделия превысила плановую на 7194 руб. Отрицательное влияние на себестоимость единицы изделия оказало увеличение суммы удельных переменных затрат (+16927 руб.) и рост суммы постоянных затрат (+16927 руб.). Резерв снижения себестоимости данного изделия был реализован за счет увеличения объема производства. Себестоимость второго изделия в исследуемом периоде также увеличилась (+9184 руб.). В данном случае положительное влияние оказало уменьшение суммы постоянных затрат, два других фактора способствовали ее росту. Анализ себестоимости исследуемых легковых шин показал, что фактическая себестоимость первого изделия превысила плановую на 1041 руб., в том числе за счет увеличения суммы удельных переменных затрат она возросла на 2277 руб., а за счет роста объемов производства и уменьшения суммы постоянных затрат снизилась на 1236 руб. На изменение себестоимости второго изделия оказали влияние только два фактора: увеличение постоянных и переменных затрат, в результате чего фактическая себестоимость в январе 2009 года выше планового показателя на 1181 руб.

      На  следующем этапе анализа более  детально изучим производственные затраты анализируемых изделий  по каждой статье затрат.

      Приведенные в табл. 2.12 данные и рис. 2.4 показывают, что в абсолютном выражении рост затрат произошел практически по всем статьям. Наиболее значительно возросли статьи «Общехозяйственные расходы», «Общепроизводственные расходы» и статья «Сырье и материалы».

      Таблица 2.12. Анализ себестоимости грузовых шин марки АШ 385/65 R22,5 Бел-88 сер. Матадор

Статьи  затрат Затраты, руб. Структура затрат, %
план факт +,- план факт +,-
Сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов 252895 253994 1099 69,34 68,29 -1,05
В том  числе: 

Транспортно-заготов. расходы

1554 1561 7 0,43 0,42 -0,01
Топливо и энергия на технологические цели 14462 14316 -146 3,96 3,85 -0,11
Основная  заработная плата 17590 18470 880 4,82 4,96 0,14
Отчисления  на соц. страхование 7036 7573 537 1,93 2,04 0,11
Общепроизводственные  расходы 22434 23845 1411 6,15 6,41 0,26
Общехозяйственные расходы 47670 51247 3577 13,07 13,78 0,71
Внепроизводственные расходы 2660 2497 -163 0,73 0,67 -0,06
Итого 364747 371942 7195 100,00 100,00 -

       

      Для анализа грузовых шин модификации  Берое составим табл. 2.13. Анализ фактической и плановой калькуляции данной марки шин показал, что увеличение фактической суммы расходов вызвано изменением статей затрат аналогичным первому изделию. В структуре затрат наибольший удельный вес также занимает статья «Сырье и основные материалы», что подтверждается рис. 2.5.

      Таблица 2.13. Анализ себестоимости грузовых шин марки АШ 385/65 R22,5 Бел-88 сер. Берое

Статьи  затрат Затраты, руб. Структура затрат, %
план факт +,- план факт +,-
Сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов 262038 263472 1434 65,06 63,95 -1,11
В том  числе: 

Транспортно-заготов. расходы

1573 1581 8 0,39 0,38 -0,01
Топливо и энергия на технологические цели 17781 17673 -108 4,41 4,29 -0,12
Основная  заработная плата 20466 21489 1023 5,08 5,22 +0,14
Отчисления  на соц. страхование 8186 8703 517 2,03 2,11 +0,08
Общепроизводственные  расходы 29240 31079 1839 7,26 7,55 +0,29
Общехозяйственные расходы 62131 66793 4662 15,43 16,21 +0,78
Внепроизводственные расходы 2953 2770 -183 0,73 0,67 -0,06
Итого 402795 411979 9184 100,00 100,00 -
 

      Как видно из проведенных расчетов, наибольший удельный вес в производственных затратах себестоимости продукции занимают материальные затраты.

      Таким  образом, анализ экономических и финансовых показателей подтвердил сложность положения, в котором оказалось ОАО «Белшина» на сегодняшний день. Неоптимальные величины финансовых показателей и нехватка собственных оборотных средств свидетельствуют о необходимости оперативного вмешательства и разработки различных организационных, технических и других видов мероприятий, которые принесут экономический эффект, используют потенциальные возможности предприятия.

 

    

3.Пути и резервы снижения себестоимости продукции ОАО «Белшина»

      Одним из направлений данной работы следует  считать снижение затрат на производство продукции. Таким образом, исходя из проведенного анализа, в качестве конкретных рекомендаций по освоению резервов снижения производственных затрат для завода массовых шин ОАО «Белшина» можно предложить:

      - увеличение объемов производства  за счет более полного использования  производственных мощностей;

      - сокращение затрат на производство  за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, предотвращения непроизводительных расходов и потерь.

      Далее рассмотрим более конкретные предложения.

3.1.Внедрение инноваций как фактор снижения себестоимости продукции

      Исходя  из требований современного рынка завод  массовых шин ОАО «Белшина» в  ближайшее время планирует освоить  производство различных шин нового поколения, в частности, в ближайшее время, планируется освоение выпуска  радиальных цельнометаллокордных (ЦМК) шин с посадочным диаметром 17,5", 19,5" и 22,5", под осевую нагрузку 3800 - 4000 кгс. с максимальной скоростью эксплуатации до 130 км/час.

      Освоение  производства шин  современной  конструкции, позволит расширить номенклатуру продукции за счет выпуска новых типов изделий, выйти на новые рынки сбыта продукции, значительно улучшить качество выпускаемой  продукции,  и тем самым повысить ее конкурентоспособность.

      Радиальная  бескамерная шина с металлокордом  в каркасе и брекере с дорожным рисунком протектора предназначена для легких грузовиков типа МАЗ-4370 и прицепов, используемых для городских, междугородних и международных рейсов по дорогам с усовершенствованным покрытием (I, II и III категории) при температуре окружающей среды от минус 45° С до плюс 55° С, в условиях Крайнего севера до минус 60°С. Радиальные цельнометаллокордные шины широко используются для автофургонов производства западных компаний «MAN», «Volvo», «Scania»,  «Mercedes».

      В Республике Беларусь отсутствуют аналоги  цельнометаллокордной шине, которая в настоящее время закупается у зарубежных фирм. Проектом предусмотрено выпускать следующие типоразмеры шин: 185/75Р16С Бел-109, 235/75Р17.5 Бел-96, 245/70Р19.5 И-425-01, 385/65Р22.5 Бел-88, 315/80Р22.5 БИ-364М, 11/70Р22.5 БИ-334М, 11Р22.5 Бел-98 и др.

      По  техническим характеристикам новый  тип шин будет относиться к  числу наиболее прогрессивных изделий  данного типа не только в республике, но и за рубежом.

      Действующее на предприятии технологическое  оборудование не позволяет производить шины нового поколения. Поэтому  в настоящее время приоритетной задачей завода массовых шин ОАО «Белшина» выступает техническое перевооружение производства легковых и грузовых шин. Для этого необходимо приобрести современное оборудование (не имеющее аналогов в странах СНГ). Значительная часть необходимого оборудования уже приобретена и установлена. Однако с целью полной ликвидации «узких мест» необходимо подвергнуть модернизации процесс сборки грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин. Приобретение нового оборудования дает возможность использовать его в производстве серийной продукции с целью ее совершенствования и модернизации, сокращения материалоемкости, энергоемкости, повышения производительности труда, и, следовательно, повышения ее конкурентоспособности. В случае реализации предлагаемого мероприятия предприятие получит возможность использовать один из основных  внутрипроизводственных резервов снижения себестоимости продукции - резерв за счет улучшения использования средств труда.

        Внедрение проекта позволит увеличить  производственные мощности по  выпуску грузовых  ЦМК шин  до 250 тыс. шт. в год. При этом в результате технического перевооружения производственные мощности изменяться не только количественно, но и качественно, что позволит изготавливать конкурентоспособную продукцию.

      В настоящее время сборка ЦМК шин  в бескамерном исполнении осуществляется на станках-агрегатах фирмы «Берое»  АС-1, АС-2 с посадочным диаметром 20"-22,5", которые обладают рядом недостатков. Предлагается осуществить закупку универсального сборочного комплекса «Матадор ТR3» для сборки ЦМК шин  с  посадочным диаметром 17,5"/ 19,5" / 20,0"/ 22,5" в количестве  двух единиц.

      На  основании вышеприведенных данных определим резервы снижения производственных затрат за счет реализации данного мероприятия. На первом этапе рассчитаем экономию затрат по оплате труда. Данная экономия будет получена по двум направлениям: во-первых, за счет уменьшения численности обслуживающего персонала, во-вторых, за счет повышения производительности труда.

Информация о работе Себестоимость продукции