Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:12, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике организации".

Работа состоит из  1 файл

ответы на экономику.docx

— 360.95 Кб (Скачать документ)

…….

Нормирование труда - это вид деятельности по управлению производством, направленный на установление необходимых затрат и результатов труда, а также необходимых соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования. Нормативы труда характеризуют научно обоснованные, централизованно разработанные показатели затрат труда.

……..

Задача 22

Определить плановую численность  продавцов магазина по следующим  условиям. В торговом зале магазина площадью 200 кв. м. оборудовано 10 рабочих  мест продавцов-кассиров. Режим работы магазина 10.00 – 21.00 ежедневно с перерывом  на обед. Выходной день воскресенье. Рассчитать фонд оплаты труда продавцов-кассиров по штатному расписанию, если должностной  оклад установлен в размере 6 тыс. руб. При этом 4 продавца кассира  имеют надбавку за выполнение обязанностей бригадира кассиров в размере 20% должностного оклада. Кроме того, всем продавцам-кассирам, как материально  ответственным лицам, отвечающим за кассу, согласно условиям Коллективного  договора устанавливается надбавка в размере 10% от должностного оклада.

Решение:

Формула для расчета плановой явочной численности работников:

Я = (Рм х Т) / Нвр

где:

Я – плановая явочная численность  работников;

Рм – количество рабочих мест;

Т - время работы предприятия  за период;

Нвр - норма работы одного работника за период, выраженная в днях или часах.

Нвр примем равным 40 часам - недельный фонд рабочего времени 1 работника, установленный законодательно.

Время работы предприятия  за неделю составит:

Т = (////////) * 6 = …….

Тогда плановая явочная численность  работников составит:

Я = /////// = ……..

……….

На современном предприятии  с его сложными технологическими процессами и большим количеством  работников рациональная организация  труда имеет очень важное значение. Организация труда на предприятиях включает систему мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий для эффективного использования рабочего времени, материалов и техники в интересах роста производства, повышения производительности труда и создания нормальных, здоровых условий для работы.

Основными элементами организации  труда являются: разделение и кооперация труда и, как их следствие, расстановка  работников на производстве; организация  рабочих мест; установка распорядка рабочего времени; техническое нормирование труда; организация заработанной платы; организация социалистического  соревнования.

Главной задачей организации труда  является создание условий для неуклонного  роста производительности труда. Повышение  производительности труда является основным показателем технического прогресса и важнейшим источником роста народного благосостояния.

Одной из задач организации труда  является укрепление трудовой дисциплины. Большое значение для укрепления трудовой дисциплины на предприятии  имеют «Правила внутреннего распорядка». Они определяют обязанности администрации, рабочих и служащих предприятия.

Основным направлением в области  улучшения организации труда  являются: распределение рабочих  по сменам, проведение инструктажа  рабочих, уплотнение рабочего дня и  обеспечение лучшего использования  техники, повышение квалификации рабочих, осуществление мероприятий по охране труда и технике безопасности.

Что такое функционально-стоимостной  анализ

В. Ивлев, К.Ивлев, Т. Попова  
ВИП Анатеx, http://www.user.cityline.ru/~anatech 

Введение. 

В настоящее время существуют различные  мнения об эффективности применения функционально-стоимостного анализа (ФСА) или в английской аббревиатуре Activity Based Costing (ABC). Одни пользователи считают ФСА достаточно сложным для понимания и применения. Другие наоборот, простым известным методом, но им не совсем понятна технология его применения, как в методическом плане, так и в плане использования программных средств его поддержки. Третья категория менеджеров вообще не видит возможности его практического применения. Целью данной статьи является раскрытие сущности функционально-стоимостного анализа и подходов к его применению  с помощью программных средств при решении конкретных задач анализа и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие  виды работ:

  • формирование релевантной информации об эффективности деятельности центров ответственности на предприятии;
  • определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес-процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);
  • проведение сравнительного анализа и обоснование выбора рационального варианта технологии реализации бизнес-процессов;
  • проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;
  • определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;
  • сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;
  • анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия и др.

Методология функционально-стоимостного анализа

Функционально-стоимостной  анализ (ФСА, Activity Based Costing, АВС)  -  метод  определения  стоимости  и других характеристик  изделий, услуг и потребителей, в основе которого лежит использование функций и  ресурсов,  задействованных  в  производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также в обеспечении качества.

Метод ФСА разработан  как "операционно-ориентированная" альтернатива  традиционным  финансовым  подходам. В частности в  отличии от традиционных финансовых подходов метод ФСА:

  • предоставляет  информацию  в  форме, понятной  для  персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе;
  • распределяет накладные  расходы  в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и функциях их составляющих, а также их влиянием на себестоимость.

В основе применения метода ФСА лежит  разработка и применение на практике ФСА-моделей. Цель создания ФСA-модели для    совершенствования деятельности предприятий - достичь   улучшений  в  работе предприятий по  показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по ФСА-модели позволяет получить большой объем ФСА-информации для принятия решения. При этом данная информация, особенно взаимосвязи отдельных ее элементов для лиц, принимающих решения являются, как правило, неожиданными. Полученная информация позволяет обосновывать и принимать решения в процессе применения таких методов совершенствования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как:

  • «точно в срок» (Just-in-time, JIT) и KANBAN;
  • глобальное управление качеством (Total Quality Management, TQM);
  • непрерывное улучшение (Kaizen);
  • реинжиниринга бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR).

Как правило ФСА-информация представляется в виде системы стоимостных и временных показателей, показателей трудоемкости и трудозатрат, а также относительных показателей,  характеризующих эффективность деятельности центров ответственности на предприятии.

Систему показателей можно использовать как для текущего (оперативного) управления, так и для принятия стратегических решений. На уровне оперативного управления информацию из ФСА-модели можно применять для формирования рекомендаций  по   увеличению прибыли и повышению эффективности деятельности предприятия. На стратегическом - помощь в принятии решений относительно реорганизации предприятия, изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые рынки, диверсификации и т.д. ФСА-информация показывает, как можно перераспределить ресурсы с максимальной стратегической выгодой, помогает выявить возможности тех факторов (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение трудоемкости), которые имеют наибольшее значение, а также определить наилучшие варианты капиталовложений.

Основные направления использования  ФСА-модели для реорганизации бизнес-процессов - это повышение производительности, снижение стоимости, трудоемкости, времени и повышение качества.

Повышение производительности включает в себя три этапа. На первом этапе  осуществляется анализ функций для  определения возможностей повышения  эффективности их выполнения. На втором - выявляются причины непроизводительных расходов и пути их устранения. И, наконец, на третьем этапе осуществляется мониторинг и проведение нужных изменений  на предприятии.

Что касается снижения стоимости, трудоемкости и времени, то с помощью ФСА-метода  можно так реорганизовать деятельность, чтобы было достигнуто устойчивое их сокращение. Для этого необходимо сделать следующее:

  • сформировать ранжированный перечень функций по стоимости, трудоемкости или времени;
  • выбрать функции с высокой стоимостью, трудоемкостью и временем;
  • сократить время, необходимое для выполнения функций;
  • устранить ненужные функции;
  • организовать совместное использование всех возможных функций;
  • перераспределить ресурсы, высвободившиеся в результате усовершенствий.

Очевидно, что вышеперечисленные  действия улучшают качество бизнес-процессов. Кроме того, повышение качества бизнес-процессов  осуществляется за счет проведения сравнительной  оценки и выбора рациональных (по стоимостному или временному критерию) технологий выполнения операций или процедур, являющихся элементами  бизнес-процессов.

В основе управления, основанного  на функциях, лежат несколько аналитических  методов, использующих ФСА-информацию. Это - стратегический анализ, стоимостной анализ, временной анализ, анализ трудоемкости, определение целевой стоимости и исчисление стоимости, исходя из жизненного цикла продукта или услуги.

Одним из направлений использования  ФСА-метода является формирование на предприятии системы   бюджетов. При формировании системы бюджетов используется ФСА-модель для определения объема и стоимости работ, а также потребностей в ресурсах.

В этом случае полученная ФСА-информация позволяет принимать осознанные и целенаправленные решения о распределении ресурсов, опирающиеся на понимание взаимосвязей функций и стоимостных объектов, стоимостных факторов и объема работ. Все это позволяет сформировать реалистическую систему бюджетов.

Развитием ФCА-метода стал метод функционально-стоимостного управления (ФСУ, Activity-Based Management, ABM ).

ФСУ - это метод, который включает управление затратами  на основе применения более точного  отнесения затрат на процессы, процедуры, функции и продукцию.

Совместное применение ФСА/ФСУ-методов позволяет не только точно определять затраты, но и управлять ими.

Построение функционально-стоимостных  моделей осуществляется на основе применения методологической и технологической  взаимосвязи между IDEF0- и ФСА-моделями.

Авторы неоднократно писали о сущности функционального моделирования  на основе методологий IDEF0/SADTи его практическом применении в консалтинговых проектах на ряде российских предприятий.

Связанность методов IDEF0 и ФСА заключается  в том, что оба метода рассматривают  финансово-хозяйственную деятельность предприятия, как множество последовательно  выполняемых  функций, а дуги входов, выходов, управления и механизмов  функций IDEF0-модели соответствуют стоимостным объектам и ресурсам ФСА-модели. На Рис. 1 (в электронной версии отсутствует) представлена концептуальная модель ФСА-метода, из которой  видно, что Ресурсы (Затраты) в ФСА-модели - это входные дуги, дуги управления и  механизмов в IDEF0-модели (см. Рис. 2), Продукты (Стоимостные объекты) ФСА-модели - это выходные дуги IDEF0-модели, а Действия  ФСА-метода - это Функции в IDEF0-модели.

Рис. 2. Функциональный блок и интерфейсные дуги.

На более низком уровне, а именно, уровне функционального блока связь IDEF0- и ФСА-моделей базируется на трех принципах:

1. Функция  характеризуется  числом, которое  представляет  собой стоимость или время выполнения этой функции.

2. Стоимость или время функции,  которая  не  имеет  декомпозиции, определяется разработчиком модели.

Стоимость или время функции, которая  имеет  декомпозицию, определяется, как   сумма   стоимостей (времен)  всех    подфункций    на    данном    уровне декомпозиции.

Непосредственно связь методов  функционального и стоимостного моделирования реализовали некоторые  производители программных CASE-средств (например, BPwin). Следует отметить, что вBPwin реализован упрощенный вариант ФСА-метода. В тоже время, в программном продукте EasyABC ФСА-метод реализован полностью, но программная поддержка взаимосвязи  между IDEF0-моделью и ФСА-моделью в явном виде отсутствует.  

Применение ФСА-модели для оценки деятельности предприятия

В общем случае ФСА-моделирование и оценка по полученной ФСА-информации технологий работы любого предприятия, позволяет решить следующий круг задач:

  • формализовать   технологии выполнения бизнес-процессов и работы каждого структурного подразделения и должностного лица предприятия;
  • выделить основные, вспомогательные и управляющие бизнес-процессы и функции подразделений и  должностных лиц предприятия;
  • провести сравнительный анализ и оценку эффективности выполнения бизнес-процессов, технологий работы структурных подразделений и должностных лиц;
  • оптимально распределить функции между подразделениями и сотрудниками;
  • снизить временные и стоимостные затраты, связанные с выполнением бизнес-процессов и функций предприятия за счет устранения узких мест;
  • повысить эффективность оперативного управления деятельностью предприятия.

В настоящее время явно выделились следующие типы оценки деятельности предприятия:

  • обобщенная оценка деятельности предприятия по основным, вспомогательным и управляющим бизнес-процессам;
  • оценка загрузки структурных подразделений и должностных лиц, а также эффективности вариантов перераспределения элементов (функций) между и внутри бизнес-процессов;
  • оценка деятельности предприятия с целью получения релевантной информации для оперативного управления;
  • оценка себестоимости бизнес-процессов на предприятии с учетом центров ответственности.

Проведение различных типов  оценок деятельности  предприятия на основе применения ФСА-информации, полученной с помощью ФСА-модели, рассмотрим на примере   компании, занимающейся оптовой и розничной продажей продуктов питания.

В рассматриваемой компании были выделены следующие основные бизнес-процессы:

  • планирование деятельности;
  • снабжение компании товаром;
  • реализация товаров через торговые подразделения компании;
  • выполнение финансовых операций;
  • проведение анализа деятельности компании.

В результате функционально-стоимостного моделирования было получено распределение  месячных трудовых и стоимостных  затрат, связанных с выполнением  основных бизнес-процессов (Рис. 3, 4).

Из Рис. 3 и 4 видно, что   за месяц деятельности компании более половины всех  трудовых и стоимостных затрат приходятся на выполнение основного бизнес-процесса - реализацию товаров через торговые подразделения.

Рис. 3. Распределение   месячных трудозатрат, связанных с выполнением бизнес-процессов

Рис. 4. Оценка стоимостных  затрат торговой компании за месяц

Приведенные результаты оценки затрат являются обобщенными для всей компании. Их можно использовать для принятия стратегических решений. Недостатками данного типа   оценок являются следующие:

  • непрозрачность стоимостных и временных затрат, связанных с выполнением основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов;
  • непрозрачность стоимостных и временных затрат структурных подразделений торговой компании;
  • невозможность получения релевантной информации для повышения эффективности оперативного управления деятельностью компании.

Пример другого типа оценок. На Рис. 5 приведена сравнительная оценка трудозатрат технологий работы  структурных   подразделений  компании, из которой можно сделать вывод, что наиболее загруженными являются: коммерческий отдел, отдел логистики и бухгалтерия.

Рис. 5. Оценка трудозатрат  структурных подразделений торговой компании за месяц

Одним из подходов к совершенствованию  деятельности предприятия является выявление и реализация таких  вариантов перераспределения функций  между  и внутри бизнес-процессов, которые обеспечивают повышение эффективности выполнения основных бизнес-процессов при заданных значениях показателей эффективности вспомогательных и управляющих бизнес-процессов. В рассматриваемой торговой компании до реорганизации ее деятельности, связанной с перераспределеним элементов бизнес-процессов, наибольшей объем времени и средств занимали вспомогательные бизнес-процессы (Рис. 6).

Рис. 6. Оценка бизнес-процессов  торговой компании

После внедрения предложенного  варианта перераспределения функций  максимальные значения показателей  времени и средств стали приходиться на выполнение основных бизнес-процессов, связанных с реализацией товаров через торговые подразделения компании.

Данный тип оценки позволяет:

  • определить загрузку основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов;
  • рационально распределить стоимостные и временные затраты при выполнении бизнес-процессов;
  • определить временную загрузку каждого структурного подразделения  компании.

Главным недостатком данного типа оценки, является отсутствие информации для осуществления оперативного управления через выделенные центры ответственности. Под центром ответственности  здесь понимается сегмент предприятия, во главе которого стоит ответственное  лицо, принимающее решение.

В рассматриваемой компании были выделены следующие центры ответственности:

  • центры дохода - отдел логистики, финансовый отдел;
  • центры прибыли - коммерческий отдел, торговая сеть;
  • центры затрат - бухгалтерия, АСУ, юридический отдел, общий отдел.

На Рис. 7 приведена диаграмма  оценки по центрам ответственности, на которой представлены показатели доходов, затрат и прибыли компании за определенный промежуток времени.

Рис. 7. Оценка центров ответственности  компании

На Рис. 8 приведена  оценка эффективности деятельности центра прибыли - торговой сети. Из диаграммы можно сделать вывод, что наиболее прибыльной  за данный промежуток времени является реализация товаров через торговые секции компании.

Рис. 8. Оценка эффективности  реализации товара через торговую сеть компании

Из рассмотренных вариантов  проведения оценки, наиболее эффективным  является последний, так как оценка выделенных центров ответственности  торговой компании позволяет оперативно управлять ее работой.

Рассмотренные выше типы оценок можно  осуществить используя  упрощенный вариант ФСА-метода, реализованный в пакете BPwin. Последний тип оценки, а именно, оценка себестоимости бизнес-процессов на предприятии с учетом центров ответственности осуществляется на основе применения ФСА-метода, реализованного в программном пакете EasyABC . В этом случае технология построения и применения ФСА-моделей состоит из следующих основных этапов:

  • формализация бизнес-процесса, например, с помощью  модели IDEF0 в пакете BPwin;
  • определение требуемых ресурсов (оборудование, материалы, персонал, денежные средства, товар на складе и др.);
  • задание требуемой иерархии выделенных ресурсов;
  • определение стоимостных объектов или продуктов (изделие, чертеж, документ, денежные средства, материал и др);
  • задание требуемой иерархии стоимостных объектов;
  • определение иерархии функций (собрать, составить, сделать, проверить, продать и др.), которые необходимо выполнить над ресурсами для того, чтобы получить стоимостные объекты;
  • задание процедур распределения затрат от ресурсов на функции и от функций  на стоимостные объекты;
  • ввод исходных данных (период времени, стоимостные характеристики ресурсов и функций, количественные характеристики процедур распределения затрат) в ФСА-модель;
  • осуществление расчета затрат бизнес-процесса (на единицу (группу) продуктов или услуг и др.);
  • выдача отчетов по ФСА-модели, анализ результатов и формирование вариантов решений.

Важным аспектом разработки и использования  ФСА-модели в пакете EasyABC является возможность предварительного расчета бюджета затрат, текущего (фактического)  учета затрат и проведение анализа отклонений плана затрат от их фактических значений. 

 Подробное описание технологии  построения полномасштабной ФСА-модели и, главное, примеры ее применения являются темой отдельной статьи.

Об авторах:

Ивлев Владимир Анатольевич - Генеральный  директор российской консалтинговой компании “Аналитические Технологии (ВИП Анатеx)”, к.т.н.

Попова Татьяна Владимировна - Директор по финансам и маркетингу российской консалтинговой компании “Аналитические Технологии (ВИП Анатеx)”, к.э.н.

Ивлев Константин Владимирович - аналитик российской консалтинговой компании “Аналитические Технологии (ВИП Анатеx)”, аспирант Института современного бизнеса. 


6.2. Функционально-стоимостный  анализ трудовой деятельности.

 

       Для улучшения использования  трудового потенциала предприятия  важно функционально разделить  труд, на этой основе сформировать рациональную структуру кадров. Функциональное разделение предполагает расчленение всего процесса производства на отдельные виды работ по признаку основной трудовой функции. При этом каждую трудовую функцию следует понимать как часть общего трудового процесса, осуществляемого коллективом предприятия, и охарактеризовать ее с двух сторон: по участию исполнителей в ходе производственного процесса и по взаимоотношению между участниками этого процесса. 

В процессе формирования структуры  кадров определяющее значение имеют  содержание и характер трудовых функций, т. е. видов и содержания трудовой деятельности, а также функций, выполняемых  отдельными группами работников предприятия. Работники промышленного предприятия  по признаку участия и отношения  к производственному процессу разделяются  на две группы:

·        промышленно-производственный персонал (ППП) — работники, участвующие непосредственно в основной производственной деятельности, в процессе управления производством, в обслуживании производства;

·        непроизводственный персонал — работники, не связанные непосредственно с основной производственной деятельностью: подсобного, жилищно-коммунального хозяйства, медицинских учреждений, культурных подразделений предприятия. В общей численности работников предприятия доля ППП составляет 95–98%.   

В свою очередь, ППП включает в себя три категории: рабочие (лица, непосредственно  создающие ценности, обслуживающие  технологическое оборудование, выполняющие  работы промышленного характера); специалисты  — ИТР (лица, занятые организацией и руководством производственным процессом) и служащие (лица, занятые административно-хозяйственной  и учетной деятельностью); обслуживающий персонал — младший обслуживающий персонал (МОП) (лица, занятые обслуживанием производства и работников предприятия) и работники охраны (лица сторожевой, вахтерской, пожарной и радиационной охраны). 

Деление рабочих на основных и вспомогательных утратило свое значение, возросло значение их классификации по функциональным группам. Достаточно подразделить рабочих на три функциональные группы: технологическую, транспортно-складскую, ремонтно-обслуживающую.

Функционально-стоимостный  анализ системы управления персоналом — метод технико-экономического исследования функций управления, направленный на поиск путей снижения затрат и повышения качества осуществления функций управления персоналом в целях роста конкурентоспособности и эффективности функционирования организации. Позволяет выбрать вариант построения системы управления персоналом или выполнения той или иной функции управления персоналом, требующий наименьших затрат и являющийся наиболее эффективным с точки зрения конкретных результатов. Он позволяет выявить лишние или дублирующие функции управления, функции, которые по тем или иным причинам не выполняются, определить степень централизации и децентрализации функций управления персоналом и т.п.

Функционально-стоимостный  анализ управления персоналом как универсальный  метод позволяет при его проведении применять систему методов, применяемых при построении системы управления персоналом.

Этот анализ включает следующие этапы: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, внедренческий.

На подготовительном этапе  комплексно обследуется состояние  производственной системы и системы управления организацией, осуществляется выбор объекта анализа, определяются конкретные задачи проведения анализа, составляются рабочий план и приказ о проведении анализа.

На информационном этапе  собираются, систематизируются и  изучаются сведения, характеризующие  систему управления персоналом или  отдельные ее подсистемы, а также данные по аналогичным системам, передовому опыту совершенствования управления. 

Аналитический этап — наиболее трудоемкий. На нем осуществляется формулировка, анализ и классификация функций, их декомпозиция, анализ функциональных взаимосвязей между подразделениями аппарата управления, рассчитываются затраты на выполнение и уровень качества функций. Здесь определяются степень значимости функций и причины ее несоответствия уровню затрат и качества осуществления функций. Выявляются излишние, вредные, несвойственные, дублируемые функции. Формулируются задачи по поиску идей и путей совершенствования системы управления персоналом.

На творческом этапе выдвигаются  идеи и способы выполнения функций  управления, формулирование на их основе вариантов реализации функций, предварительная оценка и отбор наиболее целесообразных и реальных из них. С целью нахождения возможно большего количества вариантов путей совершенствования системы управления персоналом рекомендуется использовать методы творческих совещаний, коллективного блокнота, контрольных вопросов, морфологического анализа и др. Выбор метода поиска идей осуществляется исходя из особенностей объекта анализа и конкретных ситуаций, сложившихся в процессе выполнения функций управления персоналом.

На исследовательском этапе подробно описывается каждый отобранный ранее вариант, их сравнительная организационно-экон. оценка и отбор наиболее рациональных из них для реализации, разрабатывается проект системы управления персоналом со всеми необходимыми обоснованиями. Проект может охватывать всю систему управления персоналом или отдельную подсистему, подразделение.

От характера объекта  проектирования зависит трудоемкость и длительность разработки проекта.

На рекомендательном этапе анализируется и утверждается проект системы управления персоналом, разработанный с использованием указанного метода и принимается решение о порядке его внедрения; составляется и утверждается план-график внедрения  его рекомендаций.

На этапе внедрения  результатов функционально-стоимостного анализа управления персоналом проводится социально-психологическая, профессиональная, материально-техническая подготовка к внедрению. Здесь разрабатывается система материального и морального стимулирования внедрения проекта, осуществляются обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала, дается оценка экономической эффективности его реализации. 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"