Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:05, статья
Воздействие государства на общество относится к двум уровням: политическому управлению и собственно государственному управлению.
Государственное управление – это реализация государственной политики через систему органов власти (государственных органов), при котором государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз.
Функции государственной службы
1. Правоприменительная функция. Р
2. Нормотворческая функция государственной
службы выражается в законопроектной,
а также в экспертной, аналитической, справочной
работе государственных служащих и процессе
подготовки законопроектов.
3. Регулирующая функция. Разработка
и реализация государственной политики
во всех областях жизни общества.
4. Правотворческая функция. Разработка
и принятие нормативных правовых актов.
5. Правозащитная функция. Это обеспечение
прав и свобод граждан. Государственная
служба призвана обслуживать потребности
и интересы граждан, повышать действенность
правовой защиты личности, применять меры
государственного принуждения в установленных
законом случаях.
6. Организационная функция. Обеспечение
практической реализации компетенции
государственных органов, внутренней
согласованности, их стабильного функционирования
и эффективного влияния на процессы в
обществе.
Государственная служба проявляет себя
при разработке разнообразных конкретных
программ государственной деятельности,
принятии всех основополагающих политических
решений и при их реальном осуществлении.
В этом смысле государственная служба
выполняет важную регулятивную функцию.
Ее задача состоит в том, чтобы обеспечить
согласование различных интересов, имеющих
место в обществе.
Государственная служба призвана обеспечить
координацию и упорядочение деятельности
государственных органов, объединения
их в единый государственный аппарат легитимной
государственной власти. Для этого она
постоянно должна решать задачи:
- упорядочение работы государственного
аппарата;
- установление требований к функциям
и полномочиям по государственным должностям;
- определение компетентности и профессиональной
подготовленности государственных служащих;
- регламентация способов и процедур анализа
и оценки эффективности функционирования
государственного аппарата;
- формирование условий обеспечения государственных
служащих, включая материальные, социальные
и правовые гарантии государственной
службы.
На реализацию функций государственного
управления направлена организация самой
государственной службы, которая строится
в соответствии с достижениями современной
науки управления. В связи с этими важнейшими
чертами государственной службы являются:
- четко установленная иерархия должностей;
- точное определение должностных функций;
- назначение должностных лиц на основе
договора;
- наличие «карьеры» в виде системы продвижения
согласно заслугам;
- подбор кадров с учетом способностей,
профессиональной квалификации, нравственных
качеств;
- исполнение должности в качестве единственного
и главного занятия служащего;
- строгая дисциплина, контроль, ответственность.
В современный период основные новации
в государственной службе также связаны
с достижениями науки управления и, прежде
всего, публичного менеджмента. Построение
государственного аппарата по модели
М. Вебера дополняется теорией неформальных
организаций, идеями открытости системы
государственного управления, ее децентрализации,
менеджеризации и др.
Заслуживает внимания в связи с этим мнение
Г.В. Атаманчука о том, что государственная
служба должна привнести в государственное
управление программно-целевой подход,
управленческий профессионализм, правовую
компетентность, организованность и дисциплину,
устойчивость и надежность, внимание и
обслуживание потребностей граждан, законность,
эффективность, рациональность.
Слабость влияния государственной службы
на улучшение государственного управления
связана и с тем, что в ее современной организации
обнаруживается ряд существенных недостатков:
- игнорирование лучшего отечественного
и зарубежного опыта управления государственной
службы;
- господство должностей и патронатной
системы прохождения службы;
- отсутствие четких целей и задач службы,
критериев ее оценки;
- недооценка места и роли государственной
службы в системе власти и управления;
- возложение на политиков части функций
государственной службы, к выполнению
которых они не приспособлены, и др.
Результатом государственной службы является
нормальное прогрессивное развитие той
сферы общественной жизни, которая входит
в компетенцию государственного органа.
На данном этапе реформ государственного
управления объективно повышается роль
государственной службы в управленческой
деятельности, в осуществлении государственных
функций.
Преуменьшение роли государственной службы,
недооценка возможностей административно-
Применение лучшего государственного
и зарубежного опыта, искоренение имеющихся
организационных недостатков, постановка
новых целей перед государственной службой
будут способствовать повышению ее роли
в совершенствовании государственного
управления, обеспечении его эффективности
и рациональности.
7. Этика государственного служащего
Управленческая
деятельность государственных служащих
представляет собой сложную систему
взаимоотношений:
- с государством по поводу исполнения
государственными служащими делегированных
им полномочий;
- с гражданами в вопросах защиты их прав
и законных интересов и опосредования
их отношений с государством;
- внутри самой социально-профессиональной
группы для достижения целей государства,
создания здорового, продуктивного морально-психологического
климата на рабочем месте и условий для
самореализации каждого из служащих.
Управленческий процесс не может быть
в полной мере эффективным, если его выстраивать
только на обезличенных принципах управления,
особенно рациональной бюрократии, на
холодно-разумных, прагматических началах
без лишних эмоций и чувств. Технократические,
формально-правовые, утилитарно-прагматические
подходы, новые информационные технологии
в системе управления недостаточны. Без
духовно-нравственной составляющей они
мертвы. Прежде, чем принять решение, необходимо
просчитать его ближайшие и отдаленные
последствия для имеющих к нему отношение
людей, представить себе всю тяжесть нравственного
бремени обязательств, которые возлагаются
на исполнителей в результате принятия
решений, оценить степень ответственности,
в том числе нравственной, за результаты
принятого решения.
Правовые нормы, регулирующие сложную
систему взаимоотношений государственных
служащих, также затрагивают лишь основные
процедуры и операции деятельности государственного
служащего. Вне пределов их действия остается
множество ситуаций, не поддающихся правовой
оценке. Чем выше квалификация и статус
должностного лица, тем меньшей стандартизованностью
отличается процесс решения задач. Соответственно,
возникает возможность выбора варианта
решения на основе личного усмотрения.
А это – поле действия моральных факторов,
здесь имеют значение сила общественного
мнения и внутренние саморегуляторы –
долг, совесть, честь.
Таким образом, этический момент пронизывает
все стороны деятельности и поведения
государственного служащего. Этим определяется
актуальность и особая практическая значимость
изучения этики государственных служащих.
Со времен Аристотеля понятием «этика»
(от греческого – привычка, нрав, обыкновение)
обозначается философская наука, объектом
изучения которой является мораль, нравственность
как форма общественного сознания, как
одна из сторон жизнедеятельности человека,
специфическое явление общественной жизни.
Многообразие видов профессиональной
деятельности, где объектом труда становится
непосредственно человек, потребовало
выработки особых профессиональных этических
кодексов, преломляющих принятые в обществе
моральные требования и вырабатывающих
свои нормы поведения. Так стали возникать
различные виды профессиональной этики.
Этика государственного служащего – один
из молодых видов профессиональной этики,
истоки которого относятся ко времени
становления государственности. Социально-правовой
статус данного вида этики обусловлен
особыми отношениями и обязательствами
с государством и его гражданами.
Этика – это кодекс поведения, включающий
этические принципы и нормы, выражающие
моральные требования к нравственной
сущности государственного служащего;
это система общих ценностей и правил,
регулирующих взаимоотношения на государственной
службе между руководителями и подчиненными,
коллегами в процессе их взаимной деятельности,
направленной на создание нормального
морально-психологического климата в
трудовом коллективе.
Основываясь на господствующей в обществе
морали, профессиональная этика государственного
служащего вырабатывает свою систему
этических принципов и норм.
Этические принципы государственного служащего
Принцип законности, верховенства
Конституции РФ и федеральных законов
над иными нормативными актами и должностными
инструкциями выступает сегодня важнейшим
этическим принципом деятельности российского
государственного служащего. Утверждение
этого принципа есть своеобразная социальная
и духовная база управления персоналом.
Закрепление принципа законности в Федеральном
законе «Об основах государственной службы
в Российской Федерации» подчеркивает
его значимость и приоритетность в государственной
службе современной России.
Принцип гуманизма, выраженный
в требовании уважения к человеку, веры
в него, признания суверенитета и достоинства
личности. Этот принцип вытекает из конституционных
требований и положений Закона «Об основах
государственной службы Российской Федерации»,
предусматривающего обязанность государственного
служащего обеспечивать соблюдение и
защиту прав и законных интересов граждан.
Принцип беспристрастности и независимости. Осуществляя моральный
выбор в процессе выработки, принятия
и реализации решений, государственный
служащий обязан руководствоваться интересами
государства и общества, согласовывая
с ними свои личные интересы.
Принцип ответственности предполагает
наличие у государственного служащего
гражданской совести – обостренного чувства
личной ответственности перед обществом
и людьми, профессиональной честности
и чести – внутреннего нравственного
достоинства, проявляющегося в единстве
слова и дела.
Принцип справедливости. Он реализует
себя в законном и рациональном использовании
государственно-властных полномочий,
в действенной защите прав граждан.
Принципы законности, гуманизма, беспристрастности,
ответственности, справедливости лежат
в основе этической оценки деятельности
органов государственной власти, характеризуя
нравственное содержание деятельности
государственной службы в целом как социально-правового
института и каждого должностного лица
в отдельности. Нарушение или подмена
одного из принципов ведет к ослаблению
других, а вместе они служат показателем
«состояния здоровья» государства. Поэтому
названные принципы составляют основу
этических кодексов государственной службы
и государственного управления многих
стран.
Этические принципы дают общие ориентиры,
направление, обеспечивая целостность
и жизнеспособность государственной службы,
как системы, и выражая ее высшие ценности.
Этические нормы предписывают определенный
стиль поведения, содержат ограничения,
рекомендации, запреты, являясь как бы
гарантией того, что люди могут полагаться
друг на друга в достижении общих целей,
избегать конфликтов на личной почве.
Этическая норма является
одной из наиболее простых форм нравственного
требования. С одной стороны, этическая
норма выступает как элемент моральных
отношений, а с другой – как форма морального
сознания, проявляясь в виде повеления
самому себе, требующего неукоснительного
выполнения, исходя из собственных представлений
о добре и зле, долге, совести, справедливости.
В процессе развития человечества этические
нормы в форме общечеловеческих ценностей
вырабатываются каждым обществом, каждой
личностью в отдельности. На этой основе
можно выделить всеобщие, общие, групповые
и личностные этические нормы.
Всеобщие этические нормы выражают
общечеловеческие нравственные требования
общежития. Они сформулированы в «золотом
правиле нравственности» (поступай по
отношению к другим, как ты хочешь, чтобы
поступали по отношению к тебе).
Общие нормы распространяют
свои требования на всех членов данного
общества, выступая средством оформления,
регулирования, оценивания отношений
и взаимодействия людей.
В процессе первичной социализации каждый
человек включается в различные социальные
группы, являясь одновременно членом пяти-шести
таких групп. Поступая на государственную
службу, он входит в коллектив, представляющий
собой достаточно сложную систему формальных
и неформальных групп, каждая из которых
устанавливает свою собственную систему
ценностей и вырабатывает на их основе
свои этические кодексы. Между этими кодексами
всегда существуют несоответствия, а иногда
и противоречия.
Групповые нормы обеспечивают
включение индивида в группу, в процессы
и механизмы группового взаимодействия,
влияют на все виды поведения человека,
в том числе и тогда, когда он становится
членом другой группы. Государственный
служащий в коллективе усваивает заданные
и вырабатывает личностные нормы, предписывает
личностную позицию и формы социального
поведения, в которых он существует как
личность.
Личностные нормы выступают
как характеристика субъективного мира
человека, соотносятся с его представлением
о самом себе. Следование личностным нормам
связано с чувством самоуважения, высокой
самооценкой, уверенностью в своих действиях.
Отступление от них сопровождается чувством
вины, самоосуждения и даже нарушением
личности.
Таким образом, поведение государственного
служащего сложно детерминировано. Оно
управляется посредством как внешних
экономических регуляторов (общечеловеческие
ценности, господствующая в обществе мораль,
групповые нормы), так и внутренних механизмов
саморегуляции (самосознание, самооценка,
мотивационная сфера, установки, на основе
которых формируются личностные нормы).
Внешние и внутренние регуляторы находятся
между собой в сложном взаимодействии.
В каждый момент они представляют государственному
служащему право морального выбора на
основе предъявляемых к нему требований.
Человек высокой нравственной культуры,
граждански ориентированный, социально
активный, мотивированный на высококачественное
исполнение своих служебных обязанностей,
руководствуется, прежде всего, понятием
долга, общего интереса и гуманности, составляющими
содержание его личностных норм. Люди
с размытыми нравственными ценностями
легко адаптируются к требованиям групп
с отклоняющимися целями и корпоративными
интересами.
Корпоративная этика государственных
служащих – это результат осознания ими
своей принадлежности к особой социально-профессиональной
группе людей. Данная группа обладает
делегированными государственно-властными
полномочиями и реальными возможностями
влиять на положение дел в стране. Вследствие
этого формируется чувство повышенной
ответственности, перспективное мышление,
стремление и способность к учету многих
фактов и возможных последствий своих
действий.
Однако из-за несовершенства нормативно-правового
регулирования государственной службы
вследствие дефектов морального сознания
и этического воспитания определенной
части чиновников, а также в условиях неразвитости
структур гражданского общества как фактора
социального контроля и социального влияния
развивается деформация профессионального
сознания чиновника и формируются в государственной
службе «самодостаточные» структуры,
живущие и функционирующие по своим этическим
законам.
К факторам, способствующим формированию
«корпоративной» этики, следует отнести:
- наличие властных полномочий;
- реальную возможность выступать выразителем
государственного интереса.
Власть у чиновника есть всегда, только
объем этой власти может быть большим
или меньшим. А власть – это не только
инструмент реализации принимаемых решений,
но и фактор, существенно влияющий на образ
мыслей, характер и поведение управленца.
Недостаточно четкое разграничение полномочий,
а следовательно, и ответственности между
федеральными, региональными властными
структурами и органами местного самоуправления;
бюрократизация государственного аппарата
и разрыв социальных связей с обществом;
низкая правовая культура чиновников,
бездействие законов, отсутствие отработанных
механизмов отбора государственных служащих
по нравственному признаку в процедурах
приема на государственную службу и карьерного
продвижения – все вышеперечисленные
факторы благоприятствуют утверждению
«корпоративной» этики.
Причины «корпоративной» этики кроются
в социально-правовой незащищенности
чиновников, покровительстве должностями
и господстве принципа «ты – мне, я ? тебе»,
отсутствии законодательной базы и реальных
механизмов предупреждения и пресечения
явлений коррупции и протекционизма.
Признаками «корпоративной» этики являются:
- безразличие к социальному смыслу своей
профессиональной деятельности;
- подмена общественных интересов корпоративными,
личными;
- бюрократический псевдоколлективизм;
- псевдоактивность, имитация бурной деятельности,
за которой скрывается равнодушие к своему
делу, безынициативность;
- псевдовнимательность, имитация заботы
о людях, скрывающая безразличие к проблемам
и судьбам зависящих от власти людей.
Социальные последствия господства «корпоративной»
этики в деятельности государственных
служащих тяжелы и опасны не только для
государственной службы, но и для государства,
всего общества в целом.
Разрыв с преобладающей в обществе моралью,
подмена государственных интересов узко
корпоративными дискредитируют должность
государственного служащего в глазах
общественности, разрушают доверие к нему
и власти в целом, закрепляют в массовом
сознании устойчиво отрицательный имидж
чиновника, лишает государство опоры в
обществе.
Литература:
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е дополн. - М.: Омега-Л, 2004.
2. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.
3. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление: учеб. – М.: ТК, Велби, Изд-во Проспект, 2004.
4. Государственная служба. Учебник / Под ред. Проф. В.Г. Игнатова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004.
5. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под. ред. В.А. Козбаненко – М.: «Статут», 2000.
6. Зеркин Д.П. Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. – Ростов н/Д, 2000.
7. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика: Учеб пособие / С.Н. Князев. – Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2002.
8. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
9. Радченко А.И.
Основы государственного и
10. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. – М.: Юристъ, 2001.
11. Шамхалов Феликс. Основы теории государственного управления: Учебник для вузов / Феликс Шамхалов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.